Смекни!
smekni.com

Некоторые элементы экономики 15 (стр. 62 из 77)

Всего лишь восемь рекламных агентств оказывают решающее влияние на то, что появляется в американских СМИ, поскольку контролируют 80% расходов на них. Навязчивая реклама все больше смешивается с содержанием программ, воздействуя на подсознание зрителя. Роберт МакЧесни, ведущий специалист в области СМИ, критик, активист и самый известный в Америке исследователь и писатель, изучающий историю прессы, радио и телевидения в США, предупреждает, что мы «стремительно движемся к совершенно новой парадигме взаимоотношений СМИ и денег, при которой разрушаются привычные границы, а традиционные нормы замещаются чем-то совсем другим». Это настолько глубоко соединяет содержание СМИ с торгашеским духом, что их уже невозможно отделить друг от друга. Реклама преследует нас постоянно — на радио, телевидении, в кино, на страницах газет, в музыке, в поп-культуре, в школах, университетах, в общественном и коммерческом транспорте, в произведениях искусства, в метро, в туалетах. Везде — хотим мы этого или нет — реклама найдет человека. МакЧесни называет это «величайшей согласованной попыткой психологической манипуляции за всю историю человечества» .

Кроме того, деньги используются для управления сознанием людей посредством ограничения открытой полемики. Финансирование науки и его отсутствие зачастую определяет «нынешнюю» мудрость, как бы она ни противоречила фактам и здравому смыслу. Ученый-лингвист Ноам Хомский объясняет, почему этот метод контроля понимают далеко не все:

Ловкий способ держать людей в бездействии и покорности — строго ограничить диапазон допустимых мнений, при этом позволив оживленные дебаты и даже поощряя самые критические и диссидентские мнения внутри него. Это создает у людей ощущение свободомыслия, тогда как пределы, ограничивающие область полемики, постоянно подкрепляют исходную посылку данной системы.

В своем новаторском труде «Производственное согласие» Хомский и его соавтор Эдвард Герман объясняют, как устроена «модель пропаганды», состоящая из пяти фильтров, через которые проходит информация, прежде чем попасть к своему потребителю. Эти пять фильтров таковы: владелец СМИ, реклама, источники информации, критика и антикоммунистическая идеология. Они используются, чтобы «фильтровать новости, которые выходят в печать, сводить на нет разногласия, то есть примирять правительственные и господствующие личные интересы». «Фильтры» играют роль цензуры, оставляя «только очищенный (приемлемый) остаток, годный для печати» или вещания.

Убеждения людей — плод работы не только СМИ. Наука тоже активно пытается на них повлиять. Е.О. Вильсон, основоположник теории под названием социобиология, утверждающей, что сексуальное и иное человеческое поведение обусловлено исключительно генами, говорил, что «навязать людям что-то до смешного просто. Они сами этого просят». Далее он прибавляет, что людям свойственна слепая вера: «человек предпочтет верить, нежели знать». Он и другие биологи заняты тем, что помогают людям поверить во множество вещей, которые есть абсолютная выдумка, и им это прекрасно удается, поскольку за свои усилия они получают деньги.

Биолог Ричард Левонтин рассказывает о том, как успешно используется наука для того, чтобы подтвердить от начала и до конца выдуманную теорию сексуальных предпочтений человека. В книге «Биология и идеология» он пишет:

Все рассуждения об эволюционной основе сексуальных предпочтений человека — выдумка от начала и до конца. При этом данная выдумка появляется на страницах учебников, в программах высших школ и университетов, в популярных книгах и журналах. Ее узаконили знаменитые профессора и национальные и международные издания. Она обладает авторитетом науки. Во многом это и есть наука. Ведь наука — не просто собрание фактов, но еще и свод предположений и теорий относительно устройства мира, выдуманных людьми, которых называют учеными. Она состоит по большей части из того, что говорят о мире ученые, а не из знаний о реальном его устройстве.

Манипуляция физическим миром — не единственная цель науки. Она также формирует представление о политической и общественной среде. В этом смысле наука — часть общего процесса образования, а предположения ученых — основа для большей части операций по формированию сознания. Образование в целом и научное образование в частности предназначены не только для того, чтобы научить нас умело обращаться с миром, но и для того, чтобы сформировать наши общественные взгляды.

Готов поспорить, вы не знали о том, что одна из задач «научного» образования — убедить ваших детей в том, что сексуальные предпочтения (эвфемизм, употребляемый для обозначения гомосексуальных наклонностей) заложены в их генах и потому их следует считать «нормальным явлением». И это продолжается, поскольку «ученые» получают деньги за то, чтобы навязать молодежи извращенный образ мысли.

Права денег выше прав живых людей

Дэвид Кортен выступает с критикой подавляющего политического влияния денег: «Политическая демократия наделила человека правами: один человек — один голос. Рынок же, напротив, признает не людей, а только деньги: один доллар — один голос. Неимущему он не дает права голоса, и если его не уравновешивают необходимые политические силы, он может стать орудием подавления, при помощи которого богатые монополизируют ресурсы общества, оставляя менее удачливых без земли, без работы, без технологии и прочих средств к существованию. Рынок может считаться хоть в каком-то смысле слова демократическим только тогда, когда богатство распределяется равномерно… Многие крупные корпорации обладают гораздо большей экономической властью, чем большинство государств, и влияют на политические процессы почти во всех странах» .

В денежной культуре деньги занимают главное место в сознании людей

В денежной экономике центром всех усилий становится добывание денег, причем почти всегда в ущерб тому, что мы должны бы делать, нашему долгу. Под последним мы подразумеваем обязанности, предписанные нам ведическими писаниями, такими как «Ману-самхита», соответственно нашим психофизическим особенностям или варне. При денежной экономике полностью утрачивается идея исполнения долга, потому что единственный способ выжить — это добывать деньги. Несмотря на то, что исполнение чужого долга Веды называют делом опасным, люди чаще всего не стремятся работать соответственно своим природным наклонностям, а занимаются тем, что приносит больше денег. Стоит ли удивляться, что 80% людей недовольны своей работой?

Деньги могут решить все жизненные проблемы

Людям, особенно бедным, внушают мысль о том, что все проблемы жизни можно решить при помощи денег. Многие думают, что они страдают только из-за нехватки денег, и если бы у них была определенная сумма денег, все проблемы решились бы сами собой. Но все те сложности, с которыми мы сталкиваемся в жизни, не имеют никакого отношения к деньгам. Причина их — наша карма. Они посланы нам, чтобы мы научились применять на практике пройденные духовные уроки. Проблемы могут оказаться полезными нашему самоизменению в процессе духовного роста. Итак, представление о том, что деньги могут решить все проблемы, есть не более чем еще одна иллюзия, порожденная денежной экономикой.

Все имеет цену, но ничто не имеет ценности

Когда деньги становятся мерой всех вещей, все приобретает цену, все можно продать, и не остается никакого другого способа понять истинную ценность вещей. Когда все оценивается с позиции денег, все прочие ценности исчезают. Ценности не имеют денежного эквивалента. Их нельзя измерить. Это те нормы человеческого поведения, которые ни при каких обстоятельствах нельзя нарушать. Они — основа культуры, но при этом и у них должна быть основа. Эта основа — духовные принципы культуры. Каковы ценности материалистической культуры? Их нет, и это становится все яснее всякому, кто дает себе труд присмотреться.

Деньги крадут время и силы

Миллионы кассиров и клерков, бухгалтеров и фининспекторов, юристов, банковских контролеров и управляющих, кредитных и страховых агентов, биржевых маклеров, брокеров и трейдеров, следователей, детективов, полицейских, экспедиторы и многие другие — все они считают, пересчитывают, охраняют, печатают, перепродают и обменивают огромные суммы мировых денег. Если бы им не надо было печатать, учитывать и охранять деньги, эти люди могли бы сделать что-нибудь полезное, что могло бы привести к увеличению физического благосостояния, желательного и необходимого для людей. Однако такое возможно лишь в культурной среде, где превалирует гуна благости.

Сознание нехватки и нужды

Поскольку рабочему деньги даются с трудом, а люди зачастую живут не по средствам, им постоянно нужно больше денег. Если у человека нет денег, он испытывает чувство нехватки и думает, как их добыть, и эта мысль выходит в его сознании на первый план. Размышление о деньгах может так обусловить человека, что останется в его сознании на очень долгое время (может быть, на несколько жизней). Многие люди, понимая, что обладают «сознанием нищеты», пытаются измениться, убеждая себя в том, что жизнь богата и изобильна. Божественная экономика — это, несомненно, экономика изобилия. Она полностью отличается от экономики искусственной, созданной людьми, которой заправляет кучка людей, преследующих собственные цели. Те, кто хочет мира изобилия, достигнут его быстрее и легче в рамках естественной экономики, сотворенной Богом.

Атьяхара

Важным правилом для духовно прогрессирующей культуры, является отказ от атьяхары (накопительства), который гласит: не следует накапливать богатства или вещей больше, чем необходимо, поскольку это становится камнем преткновения на духовном пути. Иисус также призывал своих последователей не копить богатств и приводил в пример птиц, чтобы показать, что Бог заботится о всех Своих тварях. В Ведах говорится: нитьо нитьянам четанаш четананам — одно Высшее вечное существо обеспечивает остальные существа всем необходимым. Поняв этот принцип, мы, естественно, захотим воплотить его в своей жизни, чтобы научиться, принимать покровительство Господа.