Признав эту реальность, мы тут же задаемся вопросами: «Как же мы докатились до такого?» и «Что теперь делать?» На второй вопрос мы ответим в последней главе этой книги. А первый вопрос очень важен не только для того, чтобы выяснить причину происходящего в отношении других людей, но и для того, чтобы самим не скатиться туда же. Главным признаком злого человека Пек называет непокорную волю. Всякий, кто находится в здравом уме, подчиняется некоему высшему авторитету, например, старшим в семье, начальнику на работе, Богу или своему представлению об истине. Часто мы оказываемся в ситуации морального выбора, когда нам нужно принять верное решение и отвергнуть неверное. «Правильный» выбор при этом определяется нашей совестью, либо нашими религиозными убеждениями. Мы можем различить, где правда, а где то, что нам хотелось бы считать правдой, признавая при этом, что наш собственный выбор может оказаться ложным или ошибочным. «Но не таковы злые. Когда сталкиваются чувство вины и собственное желание, побеждает именно желание, а чувство вины уступает» .
Фромм подробно разбирает этот вопрос, начиная с того, что рассматривает изъяны в способности нарцисса мыслить: «Опаснейшим следствием нарциссической привязанности является искажение рационального суждения. Предмет нарциссического интереса рассматривается как ценный (добрый, красивый, умный и т. д.), но не на основании объективной оценки, а благодаря тому, что речь идет о собственной персоне или о том, что ей принадлежит. Нарциссическая оценка есть предубеждение, она необъективна» . Важно отметить, что нарциссическая привязанность основана на концепции «я и мое». Фромм рассматривает рождение и развитие человеческого зла как постепенный процесс. Мы не сотворены злыми, и никто не заставляет нас такими быть. Мы становимся злыми постепенно, со временем, пройдя через долгую череду неверно сделанных выборов, в которых мы добровольно отвергали лучшее и правильное, а вместо этого шли за собственным желанием, не думая о последствиях. Ценой истины нарцисс пытается сберечь свое болезненное представление о себе самом. Но в итоге, пройдя долгой чередой неверно принятых решений, человек утрачивает саму способность распознавать истину и совершать верные поступки, чем закабаляет себя окончательно .
В конце этой цепи решений он больше не свободен выбирать; раньше он, возможно, имел бы свободный выбор, если бы отдавал себе отчет в том, что речь идет о верном решении, принимаемом здесь и сейчас. Когда говорится, что человек не свободен выбирать между лучшим и худшим, то в значительной степени имеется в виду, что во всей последовательности событий он может заметить только свое последнее, а не первое или второе решение. К моменту принятия последнего решения в цепи решений свобода выбора уже практически утрачена. Но на более раннем этапе, когда мы еще не запутались так глубоко в наших страстях, она у нас еще есть. Обобщая, можно было бы сказать, что одна из причин, по которой большинство людей терпят неудачу в своей жизни, заключается в том, что они не отдают себе отчет, в какой момент они еще свободны действовать в соответствии со своим разумом, а осознают ситуацию только тогда, когда принимать решение уже слишком поздно.
Когда желания эго настолько сильны, что оно признает лишь себя и отказывается признавать всякий другой авторитет, особенно авторитет Бога, Веды называют это состояние «майей», погруженностью в иллюзию. Бхактиведанта Свами пишет, что джива даже может считать себя Богом и поэтому безнаказанно действовать, как ей вздумается. Так она попадает в ловушку, из которой потом не может выбраться. Это и есть подлинное падение для человека, и в Бхагавад-гите Шри Кришна предостерегает нас от этого: «Я — единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и повелевает ими. Поэтому те, кто не постиг Моей подлинной духовной природы, обречены на падение» (Б.-г., 9.24). То есть мы должны признать свое положение относительно Бога и подчинить свою волю Его воле, как дитя подчиняется родителям, чувствуя их покровительство и любовь. Те, кто отказывается подчиниться Богу, падают из трансцендентной реальности в этот иллюзорный материальный мир, и пока мы сохраняем в своем сердце дух независимости, мы обрекаем себя на то, чтобы оставаться здесь, вращаясь в нескончаемом цикле рождений и смертей. Таким образом, только один выбор всегда будет стоять перед нами — признать свое положение по отношению к Богу, повернувшись к Нему лицом, или, отвергнув Его, отвернуться. Пек так говорит об этом: «Есть лишь два состояния бытия: покорность Богу и праведность и отказ подчиниться любой воле, кроме собственной. Второе автоматически подчиняет человека силам зла».
По сей день высказываются самые разные взгляды на природу человека. Кто-то говорит, что человеку от природы свойственно зло, и для того чтобы управлять его поведением, нужны религия и общественная мораль. Другие говорят, что человек в основном хорош, но слабости заставляют его иногда сходить с пути праведности. Веды говорят, что верны обе точки зрения: в этом мире есть два типа людей - божественные и демонические. На чем же основано это различие? Можно ли сказать, что некоторые люди всегда добры, а другие всегда злы? Или в каждом из нас одновременно живут ангел и демон?
Выше мы говорили о том, что живые существа этого мира суть частички Бога, качественно равные Ему, но отличающиеся в количественном отношении. Будучи частью Абсолютной Истины, джива по природе своей свободна от двойственности добра и зла. Но, попадая в материальный мир, она создает двойственность, под влияние которой сама же и попадает — двойственность, вызванную ее субъективным ощущением наслаждения. С этого времени у нее есть выбор: отвернуться от Бога, став «злой», демоном, или же повернуться к Богу и так стать «хорошей», праведником. Итак, на одном из концов этого спектра джива — демон, однако, отказавшись от демонического умонастроения, она, находясь уже под влиянием не только зла, но и добра, может приблизиться к Богу. В этом состоянии находится большинство людей в мире — они подвержены воздействию и добра, и зла, хотя при этом некоторые больше склоняются к последнему, иные же выбирают первое. В конце, когда джива в достаточной мере приближается к Богу, она и вовсе может оставить демонические наклонности и, наконец, выйти из-под власти материи и вернуться в духовный мир, свободный от двойственности, страданий, рождения, смерти и т.д.
Праведник по натуре своей равно относится ко всем живым существам, демон же питает природную склонность лишь к удовольствиям, к наслаждению для себя, как правило, за счет всего и всех. Поэтому в нашем мире двойственности постоянно идет эта битва добра со злом. Конфликт этот универсален и присутствует в каждой культуре. Возможно, первыми на карту ума современного западного мира этот вечный конфликт нанесли «Звездные войны», полноэкранная сага Джорджа Лукаса. Однако уже на протяжении тысячелетий волнуют читателей своим сюжетом и драматической силой противостояния двух сил великие эпосы Индии «Махабхарата» и «Рамаяна». Раз за разом воплощаясь в материальном мире, мы лично принимаем участие в этой драме и потому интуитивно чувствуем, что конфликт добра и зла реален. Мальчишек, в душе которых живут самскары (глубинные впечатления души) о прошлых сражениях, естественно тянет играть в войну. Из опыта многих жизней мы знаем, что какие-то поступки хороши, а какие-то плохи. Что некоторые люди — добры и даже праведны, а другие, напротив, жестоки и будто бы олицетворяют собой зло. Мы знаем, что это — истина, поскольку все это происходит у нас перед глазами.
Люди божественной природы обладают качествами, которые способствуют духовному возвышению их самих и других людей:
Верховный Господь сказал: «Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, совершение аскезы, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, самоотречение, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям — таковы, о сын Бхараты, божественные качества праведных людей, наделенных божественной природой». (Б.-г., 16.1–3)
Демоны же не только лишены всего этого, но пропитаны качествами, прямо противоположными: высокомерием, гордостью, гневом, тщеславием, грубостью, невежеством и т.п. Такое описание демона весьма сближается с понятием «злых людей» Пека — злостных «нарциссов» и психопатов. Бхагавад-гита посвящает целую главу описанию божественных и демонических натур. Демоническую природу Шри Кришна описывает так:
Люди демонической природы не знают, что можно делать, а чего нельзя. Им не свойственны ни чистота, ни благонравие, ни правдивость. Они говорят, что этот мир нереален, что у него нет основы, что нет Бога, который им управляет. Они заявляют, что мир возник из полового влечения, и у него нет иной причины, кроме вожделения. Убежденные в этом, лишенные разума и потерянные для самих себя, демоны поглощены пагубной, греховной деятельностью, ведущей к разрушению мира. Потакая ненасытному вожделению, опьяненные гордыней, тщеславием и самомнением, демоны пребывают в плену иллюзии и, очарованные преходящим, вершат свои грязные дела. Они убеждены, что главным достижением человеческой цивилизации являются наслаждения, поэтому их до конца дней преследуют бесконечные страхи и тревоги. Запутавшись в сетях сотен желаний, снедаемые вожделением и гневом, они всеми правдами и неправдами добывают деньги, чтобы с их помощью удовлетворять свои чувства.