«Сегодня, — думает демон, — я получил хорошую прибыль, когда же мои планы осуществятся, я получу еще больше. Сейчас я владею неплохим состоянием, но в будущем оно станет еще больше. Этот был моим врагом, и я убил его. Та же участь ожидает и остальных. Я хозяин всего. Я наслаждаюсь жизнью. Я достиг совершенства, обрел могущество и счастье. Я богаче всех, и меня окружают знатные родственники. В мире нет никого могущественнее и счастливее меня. Я буду совершать жертвоприношения, раздавать пожертвования и радоваться жизни». Так эти люди становятся жертвами собственного невежества.
Обуреваемые беспокойствами и тревогами и опутанные сетями заблуждений, демоны чрезмерно привязываются к чувственным удовольствиям и в конце концов попадают в ад.
Самодовольные и дерзкие, ослепленные богатством и гордыней, иногда они, кичась собою, совершают жертвоприношения, но делают это лишь для вида, не следуя никаким правилам. Введенные в заблуждение ложным эго, силой, гордыней, вожделением и гневом, демоны ненавидят Бога, который пребывает в их телах и в телах всех остальных живых существ, и поносят истинную религию. Их, исполненных ненависти и злонравных, самых низких среди людей, Я навеки низвергаю в океан материального существования, в разные демонические формы жизни.
Снова и снова рождаясь среди демонов, такие люди не могут приблизиться ко Мне. Постепенно они опускаются все ниже и ниже, пока не достигают самых отвратительных форм жизни.
В этот ад ведут трое врат: вожделение, гнев и жадность. И каждый здравомыслящий человек должен отречься от этих пороков, ибо они губят душу. Тот, кому удалось миновать трое врат ада, посвящает себя делам, помогающим постичь душу, и так со временем достигает высшей цели. Тот же, кто пренебрегает указаниями священных писаний и действует по собственной прихоти, не достигнет ни совершенства, ни счастья, ни высшей цели. Поэтому, следуя указаниям шастр, ты должен понять, в чем состоит твой долг, что можно делать, а чего нельзя. Изучив все предписания, нужно действовать так, чтобы постепенно достичь совершенства. (Б.-г., 16.7–24)
В Ведах говорится, что в материальном мире существует 8 400 000 видов жизни, из которых 400 000 относятся к человеческим формам. Это разделение основано не только на конкретных телесных различиях, но и на разнице в сознании. Человеческим формам свойственно более или менее полностью проявленное сознание, а также свобода воли. Живое существо в теле человека способно делать выбор, основываясь на разумном решении, а не подчиняясь инстинкту, как животные. Тип тела живого существа определяется его сознанием, в рамках человеческих форм — от праведника до демона. В зависимости от состояния сознания в момент смерти живое существо получает следующее тело. Те, кто развивал в себе божественные качества, кто утвердился в благости, достигают райских планет. Те же, в ком сильно мышление демона, рождаются в таких человеческих формах жизни, как якши и ракшасы, а то и вовсе не поднимаются до уровня человеческих тел.
Говоря о югах, мы указывали, что Земля чем-то похожа на многофункциональное пространство, которое служит целям разных живых существ материального мира. В Кали-югу землей распоряжаются демоны, используя ее для своих целей. Они управляли Землей и отдельными ее частями еще до начала этой эпохи. Раньше они прибегали к оружию — по выражению Смита, к «разбойному нападению» — но это было делом рискованным. Поэтому они сменили метод и взяли в свои руки контроль над людской верой (религией), огнем и мечом покоряя непокорных. Нет убедительнее аргумента для колеблющихся, чем заживо сожженный на площади бунтовщик. Такая власть, хотя и была куда сильнее, чем власть одного только оружия, все еще не была абсолютной. Находилось еще немало таких, кто не хотели верить в то, что им говорят, даже под страхом смерти. Тогда была разработана новая система контроля, которая применяется и в наши дни. Теперь власть демонов почти абсолютна, ибо это система, из которой не уйти никому, система, надежно подкрепленная военной силой. Это ДЕНЬГИ.
В чисто духовном отношении история борьбы божественного и демонического начал важна для нас, поскольку представляет собой наглядный урок того, как душа борется за свое освобождение от материального сознания. Демоны полностью погружены в материалистические представления о жизни, настолько, что высмеивают даже самую идею Бога. Они сами себя считают Богом, думают, что только им позволено наслаждаться. Поэтому они всегда завидуют чужой удаче, и счастливы, видя, как другие страдают. Это описание природы психопатов и демонов-ракшасов и их стремления к абсолютной власти во многом объясняет, почему экономика и мир функционируют именно так и никак иначе, и почему, несмотря на многовековой «прогресс», десятки миллионов людей на Земле все еще живут в бедности.
Демоническое желание стать Богом всегда побуждает подчинять себе других. Так было с самого начала возникновения демонического рода. Выше мы рассказывали о женах Кашьяпы Муни, Адити и Дити, от которых в начале творения вселенной зародились соответственно человеческая и демоническая расы. Адити первой дала рождение ребенку, который был зачат согласно законам дхармы, в должное время и в состоянии возвышенного сознания. Ее потомки стали дэвами (полубогами), которым было поручено управлять Вселенной. Дити, снедаемая завистью к Адити, поведала мужу о сильном желании зачать ребенка. Она приблизилась к мужу в неблагоприятное время, и Кашьяпа попытался объяснить ей, что благоприятное время для зачатия наступит с приходом следующей мухурты, всего через полчаса. Но Дити не захотела ждать и настояла на своем. Ее сознание было полностью во власти зависти и нетерпения. Она думала только о том, как ей превзойти Адити и как преодолеть в муже нежелание близости. В итоге Дити родила двух близнецов, обладавших именно таким сознанием, Хираньякшу и Хираньякашипу. Могущественные и высокомерные, они стали настоящим бедствием для всей вселенной, подчинив и поработив многих. Они настолько хищнически эксплуатировали ресурсы природы, что Земля потеряла равновесие и сошла с орбиты.
Чтобы исправить положение, Господь Вишну принял облик Варахадевы, спас Землю и вернул ее на орбиту. Хираньякша пришел от этого в ярость и бросил вызов Варахадеве, горя желанием убить Его, но в конце концов сам был убит рукою Господа.
Пылая жаждой мести, Хираньякашипу, брат Хираньякши, повелел другим демонам, своим союзникам, напасть на Вишну и полубогов, Его преданных слуг. (Бхаг., 7.2.6–8, 10–15).
«Мои жалкие враги, полубоги, сговорились лишить жизни Хираньякшу — любимого моего брата и верного друга. А Вишну, Верховный Господь, всегда беспристрастный ко всем — к полубогам и к нам, демонам, — на этот раз встал на сторону полубогов, которые ревностно поклонялись Ему, и помог им убить Хираньякшу.
Верховный Господь утратил присущую Ему способность одинаково относиться к демонам и полубогам. Хотя Он — Высшая Личность, майя одолела Его, и Он принял облик вепря, чтобы доставить удовольствие Своим преданным — полубогам; Он поступил, как неугомонный ребенок, который то и дело находит себе новых друзей. За это я своим трезубцем снесу Господу Вишну голову с плеч, и кровью, что хлынет из Его тела, щедро угощу моего брата Хираньякшу, так любившего пить кровь. Только тогда я обрету покой.
Я сделаю все, чтобы убить Господа Вишну, а вы тем временем отправляйтесь на Землю, которая ныне процветает благодаря брахманской культуре и правлению кшатриев. Люди там предаются аскезе, совершают жертвоприношения, изучают Веды, исполняют религиозные обеты и раздают милостыню. Уничтожьте всех этих людей! Отправляйтесь туда, где люди заботятся о коровах и брахманах и где изучают Веды, основываясь на принципах варнашрама-дхармы. Устраивайте там пожары и вырубайте под корень деревья, дарующие людям жизнь.
Демоны, с их страстью к злодейству, внимали наставлениям Хираньякашипу, благоговейно склонив перед ним голову. Затем они выразили ему почтение и принялись исполнять его волю, творя зло всему живому. Демоны стали устраивать пожары в городах и деревнях, в лесах, в садах, в коровьих загонах, в рудниках, где добывали ценные металлы, на пастбищах и на полях. Они сжигали обители святых отшельников, дома земледельцев, горные деревни и поселения пастухов, заботившихся о коровах. Столицы государств и те были преданы огню. Некоторые из демонов ломами и кирками крушили мосты, крепостные стены и городские ворота. Другие, взяв топоры, стали вырубать манговые, хлебные и другие деревья, приносящие съедобные плоды. А некоторые демоны головнями поджигали жилые дома».
Никто не способен стать равным Богу или превзойти Его, но под влиянием иллюзии (майи), Хираньякашипу считал, что сможет стать бессмертным и победить Вишну. С великой решимостью он подверг себя суровым аскезам. Его намерения описываются следующим образом:
«Демоничный царь Хираньякашипу хотел стать непобедимым и обрести нестареющее, неразрушимое тело. Он стремился обрести все йогические совершенства, стать бессмертным и подчинить себе всю вселенную. Он думал: “С помощью аскезы я аннулирую результаты благочестивых и греховных поступков. Я уничтожу все учения этого мира. Я займу положение Брахмы”».