Так что же делать? Неужели же нам на роду написано быть жертвами демонов? Неужели мы ничего не можем предпринять, чтобы изменить положение? Некоторые люди, узнав, как функционирует этот мир, ощущают острое желание устроить революцию — вполне предсказуемая реакция тех, на кого влияет тамо-гуна. Но революция не увенчается успехом, поскольку власти предержащие уже набрали слишком много силы. Они управляют правительствами, они управляют военными, банками и деньгами, средствами массовой информации, они управляют образованием — они контролируют всё. Они — самый ужасный и могучий враг, и сражаться с ними на материальном плане — затея совершенно безнадежная. Единственное, что может спасти положение — это победа над демоническим сознанием (которым все мы заражены в той или иной степени), при помощи самой могущественной силы — силы любви. Мы объясним это подробно в последней главе.
Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материальные цели, эта Бхагавата-пурана провозглашает высочайшую истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца безукоризненно чисты. Высочайшая истина — реальность, во имя всеобщего блага отличная от иллюзии. Такая истина уничтожает тройственные страдания. (Бхаг., 1.1.2)
За последние десятилетия общественные обозреватели и экономисты написали множество книг, в которых они разбирают современные серьезные экономические проблемы и обвиняют богатых и власть имущих или международные корпорации, которые манипулируют политикой государств ради своих узких интересов и полностью пренебрегают интересами остального мира. В сборнике «Следствие по делу глобальной экономики» его составители Джерри Мандер и Эдвард Голдсмит совершенно недвусмысленно объясняют, чтó на самом деле скрывается под так называемым свободным предпринимательством.
Очевидно, что рост глобальной экономики ведет к неуклонному пропорциональному сокращению локальных экономик, которые вынуждены уступать ей место. Эта тенденция неизменно приводит к тому, что значительная часть населения, как в индустриально развитых странах, так и в странах третьего мира, опускается, погрязая в нищете. Одновременно загрязняется природа, смешиваются и теряют собственное лицо культуры, разрушаются общины, люди лишаются даже видимости того, что они могут распоряжаться своей жизнью. Необходимо положить конец этому процессу, более того, его необходимо повернуть вспять, даже если в мрачной перспективе наших дней это кажется почти невозможным.
Как же остановить этого монстра жадности? Да еще и повернуть вспять! Авторы предлагают такое решение.
Необходимо пробиться сквозь завесу иллюзии и искаженных представлений о мире, что держат нас в самоубийственном культурном оцепенении, и создать новую экономическую систему ради служения человечеству и живой Земле. … Чтобы совладать с неконтролируемыми экономическими механизмами, мы должны бороться за фундаментальные, философские и структурные изменения. … Выбор один: либо оставаться в стороне и наблюдать, как неуправляемая экономика разрушает будущее; либо заменить ее другой экономикой, которая сделает более осмысленной долгосрочную перспективу.
Авторы, чьи произведения вошли в сборник «Расследование по делу глобальной экономики», предлагают много способов создания устойчивого будущего. Показательно то, что большинство из них (и они в этом не одиноки) осознали, что к самым долгосрочным, коренным изменениям приведут именно перемены в наших духовных, моральных и культурных взглядах.
Профессор Института мира и глобальных проблем (Peace and Global Studies), д-р Говард Ричардс, также считает, что для разрешения проблем, перед которыми стоит мир, недостаточно просто подкорректировать существующую экономическую политику:
Я утверждаю, что решения глобальных экономических проблем, нужно искать, скорее, в сфере культурной, нежели экономической… Изменения в социальной сфере, направленные на то, чтобы остановить разрушительную череду нынешних событий, должны изменить культуру, если они действительно предназначены для решения фундаментальных проблем человечества.
В 1992 году Союз обеспокоенных ученых (UCS), группа ученых, члены которой используют свое влияние для того, чтобы защитить мир от злоупотреблений, которые возможны в их профессии, выпустил документ под названием «Предупреждение человечеству»:
Человечество и природа движутся к своей гибели. Человеческая деятельность наносит глубокий и часто невосполнимый урон окружающей среде и жизненно важным для людей ресурсам. Если мы не прекратим делать то, что делаем сегодня, то будущее, какого мы желаем человеческому обществу, растительному и животному царствам, окажется под угрозой. Наша деятельность так влияет на живой мир, что сохранить жизнь в том виде, в каком она нам известна, может оказаться невозможным. Если мы хотим избежать катастрофы, к которой нас неизбежно приведёт в ближайшем будущем наш нынешний курс, то необходимо в самом срочном порядке радикально его изменить.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Мы, нижеподписавшиеся, уважаемые члены мирового научного сообщества, предупреждаем человечество о следующем.
Чтобы не допустить страданий планетарного масштаба и не изуродовать нашу планету безвозвратно, нам, людям, необходимо изменить свой подход к управлению Землей и жизни на ней.
Требуется новая этика — нужно по-новому воспринять нашу ответственность за себя самих и за нашу планету. Необходимо осознать ограниченность ресурсов Земли, ее хрупкость, нужно остановить продолжающесся опустошение планеты. Эта этика должна породить великое движение, которое убедит правительства и народы, не желающие перемен, в их необходимости.
Ученые, подписавшиеся под этим документом, надеются, что их послание дойдет до людей и окажет свое влияние повсюду. Нам необходима помощь многих.
Это предупреждение человечеству подписали около 1500 ученых с мировым именем. Побудили их к этому серьезные глобальные экологические проблемы, затрагивающие и океаны, и атмосферу, и леса, и водопады, и почвы, проблемы, влекущие за собой исчезновение видов. Защитники окружающей среды, действующие под флагом «Глубинной экологии», считают, что источником всех этих проблем являются масштабы деятельности человека. Почему же эти масштабы настолько огромны, что подавляют природу? Причины обнаруживаются в экономике, в так называемом положительном эффекте масштаба — чем крупнее производство, тем ниже себестоимость товара и выше прибыль. Но огромные объемы производства, как правило, обеспечиваются грубыми и равнодушными силами, которые уничтожают окружающую природу, перекладывая цену увеличения прибыли на ее плечи.
Нельзя сказать, что ученые не ищут решения проблем, которые они сами же и создали, отнюдь. И решения находятся, но они имеют цену и, как правило, цена эта исчисляется миллиардами долларов. Чтобы восстановить тропические леса и бассейн Амазонки, нужно выложить тридцать три миллиарда долларов. Десятки миллиардов требуются, чтобы очистить окружающую среду от химикалий, которые разрушают эндокринную систему живых организмов, что грозит прекращением репродуктивной функции всех существующих на Земле видов жизни. Но стоит только заговорить об этих миллиардах, политики тут же начинают спорить, потому что в современном мире такие суммы выдаются только финансовым организациям; при этом на проблемы природы и общества внимания никто не обращает. У Правительства США нашлось более триллиона долларов, чтобы спасти банковскую систему, а во много раз меньшие деньги, необходимые, чтобы спасти окружающую природу, оно найти не может.
Многоуважаемый Эйнштейн подсказывает нам, где нужно искать решения проблем, он говорит, что никакую проблему невозможно решить на том же уровне, на каком она возникла. Томас Кун объясняет это другими словами. В своей новаторской книге «Структура научных революций» он доказывает, что старую, обветшавшую и негодную парадигму невозможно сменить при помощи доказательств, фактов или даже правды, какой бы отчаянной и недвусмысленной эта правда ни была. Должна быть представлена новая парадигма, которая бы обеспечила лучшее понимание проблемы, а также предложила бы ее решение, полученное на качественно новом уровне мышления. Поэтому даже очевидной правды, изложенной в «Предупреждении» Союза ученых недостаточно, чтобы разрешить нависшую проблему, и ученые это понимают! Они призывают к новой этике, великой перемене в обращении с Землей. Где же искать эту новую этику?
Сут Джхалли, профессор коммуникаций из Университета Массачусетса в Амхерсте задается тем же вопросом, и корень проблемы он видит в рекламной индустрии. Люди приняли рекламу своей религией, поскольку она указывает им пути решения множества жизненных задач. Но, как утверждает Джхалли, именно реклама создает культуру потребителя, которая виновна в загрязнении окружающей среды. На вопрос, что же можно сделать и как ускорить преобразование, он отвечает:
Это очень важный вопрос, ибо я уверен, что на карту поставлено спасение человеческой расы. Мы вплотную приблизились к осознанию того факта, что наша идея бесконечного роста находится под большим вопросом. Планета буквально трещит по швам, ее ресурсы истощены, и если мы продолжим увеличивать производство с тем же размахом, она просто погибнет. Сейчас нам необходимо понять, каким должно быть общество не основанное на постоянном росте количества товаров.