Смекни!
smekni.com

Некоторые элементы экономики 15 (стр. 73 из 77)

Союз обеспокоенных ученых предупреждает нас: «Фундаментальные изменения — насущная необходимость, если мы не хотим катастрофы, к которой сейчас движемся». Этому посланию уже 16 лет. Какие фундаментальные изменения произведены нами с тех пор? Повлияло ли обращение ученых на методы экономической деятельности современного общества? До 1997-го года — совсем нет. Незадолго до Киотской конференции по вопросам глобального потепления, Союз повторил свое воззвание:

…прошло уже четыре года, но, как это ни прискорбно, продвижение крайне недостаточное. Самые серьезные из проблем только обострились. Бесценное время уходит зря, потому что слишком мало лидеров изъявили желание повернуться лицом к проблеме… Лидерам необходимо сделать первый шаг, чтобы защитить грядущие поколения от ужасного будущего, к которому несомненно приведет наше нежелание сейчас признать свою ответственность перед ними.

Общеизвестно, что на Киотской конференции США отказались подписать Конвенцию о сокращении выброса парниковых газов. И в 2001 году президент Дж. Буш снова отказался подписать эту Конвенцию. Чтобы упрямые лидеры снова не проигнорировали важнейшие проблемы, сто нобелевских лауреатов написали новое предупреждение о страшном будущем, которое мы сами себе готовим. Это предупреждение касалось уже не окружающей среды, а опасностей, которыми чревато вопиющее неравенство между имущими и неимущими. Документ был обнародован на юбилейном Симпозиуме лауреатов Нобелевской премии мира в 2001 году:

В ближайшие годы наибольшая угроза миру на планете будет исходить не от неразумных действий государств или отдельных людей, а от законных требований тех, кого лишили прав собственности. Большинство этих бедствующих и лишенных гражданских прав людей влачит жалкое существование в экваториальном климате. Именно их хрупкая экологическая система подвергается наибольшей опасности глобального потепления, причина которого отнюдь не они, а богатые и власть имущие, которые составляют очевидное меньшинство. Положение этих несчастных отчаянно и явно несправедливо. Если мы допустим, чтобы современное вооружение, известное своей разрушительной силой, попало в эти горячие точки, то станем причиной страшного пожара, который превратит в пепел и богатых, и бедных. Нельзя рассчитывать, что бедные при любых обстоятельствах будут спокойно и безропотно ожидать благодеяний со стороны богатых… Пришло время отказаться от одностороннего стремления обезопасить себя, огораживаясь крепкими стенами… Чтобы выжить в сегодняшнем изменившемся мире, нам необходимо подняться на новый уровень мышления. Как никогда раньше будущее каждого зависит от благосостояния всех.

В своем труде «Разумное общество» Эрих Фромм называет всю нашу современную культуру патологической, потому что она стоит на ложном фундаменте. Он пишет: «Наша первостепенная задача — выяснить природу человека и понять, какие потребности она порождает. Затем необходимо определить роль общества в эволюции индивидуума и проанализировать, в свою очередь, как эта эволюция влияет на прогресс человечества, а также на периодически повторяющиеся конфликты между человеческой природой и обществом — и последствия подобных конфликтов, особенно тех, которые беспокоят современное общество».

Далее Фромм подчеркивает, что если мы, стремясь оздоровить общество, будем изменять только какую-то одну сферу, это пагубно скажется на всем процессе оздоровления. Решение этой задачи — только в одновременном изменении социальной, религиозной, экономической и политической сфер. Культура должна измениться в целом.

К перечню критериев, данных выше, я добавлю еще один пункт от себя. Решение проблемы экономического кризиса должно разрушать пафос бытия, основанного на иллюзиях современной культуры, и устанавливать здоровую культуру, в основе которой — реальность Абсолютной Истины. Любые другие «решения» лишь создадут новые проблемы.

Поиск духовного ви́дения

Где же нам искать это новое ви́дение, это духовное пробуждение, иной способ восприятия мира, о котором говорят мыслители? Некоторые считают, что мировоззрение — это всего лишь красивая сказка, а потому сейчас вполне достаточно будет просто придумать что-нибудь новое и хорошее; не ворошить старье, а придумать очень-очень добрую, милую сказку с высоким содержанием «духовного» контента. Но может ли объединить людей выдуманный мир, например, такой, как в сериале «Звездный путь»? Несомненно, мы все слышали о людях, которые настолько сильно вживались в образы героев какой-нибудь ролевой онлайн-игры, что это значительно влияло на их способность действовать в «другой роли» — настоящей трехмерной реальности. Однако никакая выдумка не способна заменить в сердце человека глубокого чувства осмысленности жизни, цели существования, а тем более, избавить от страха того неведомого, что ждет нас за порогом смерти.

Мы видим, что раньше во всех коренных культурах мира жизненный уклад людей формировали их верования, то есть, религиозные истины. В каждой культуре — совершеннейшее исключение составляет лишь наша современная культура, в основе которой лежат материализм и глобализация — присутствует детальное представление о Творении: как появились на Земле люди, кто были их Боги и как они осознавали свои обязанности в отношениях с другими живыми существами, какие питали надежды. Религиозные верования также указывали, как нужно жить в этом мире, как использовать собственность, разделяя ее друг с другом. Таким образом, определялись экономические и социальные системы культур. Принимая во внимание эту историю человечества, мы не должны удивляться, что высказывания мыслителей, цитированные выше, призывают нас положить в основу наших поступков и отношений духовное сознание.

Все эти уважаемые и замечательные люди очень искренне осознают проблемы человечества и честно пытаются найти приемлемые и реальные решения. Нобелевские лауреаты советуют нам начать мыслить по-новому, но где найти эту новую систему мышления? Где найти «новое разумное обоснование экономики» Роджера Терри; «иной подход к пониманию общества» Сута Джхалли; «духовное сознание, которое ведет к глубокому чувству заботы о Земле» Томаса Максвелла; «новую модель сосуществования» Гавела; «метафизическую реорганизацию» Шумахера; «фундаментальные, философские и структурные изменения» Мандера? Каким образом мы воплотим в жизнь призыв Союза ученых к «великому изменению в обращении с Землей», Гавела — к «трансценденции» или Эрлиха — к «квазирелигиозной трансформации»? Позвольте мне указать на очевидное. При всем уважении ко всем этим потенциальным спасителям человечества, призывающим к новому уровню мышления, новой этике и духовному пробуждению, — никто из них, как честно признает Сут Джхалли, не знает, как это осуществить. Я полагаю, что они потому и не способны ничего предложить, что не осознают в полной мере суть экономической проблемы.

Пришло время вернуться к вопросу, поставленному в начале книги: «Так в чем же именно состоит экономическая проблема?» Откуда она возникает и как ее разрешить?

В чем состоит экономическая проблема?

Отвечая на вопрос об экономической проблеме, я значительно отклонился от стандартного подхода, утверждая, что в основе всех экономических проблем лежат отнюдь не деньги, кредиты или платежный баланс. Причина не в деривативах, дефицитном расходовании или капитальной прибыли. Она вообще не в том, с чем работают экономисты. Все наши поступки, включая и экономическую деятельность, определяет, в первую очередь, сознание. Следовательно, восприятие экономических проблем и их возможных решений зависит от уровня сознания человека. Так как сознание у разных индивидуумов отличается, соответственно гунам, которые их обуславливают, экономические задачи и их возможные решения они также видят по-разному.

Для людей, находящихся под влиянием гуны невежества, экономическая проблема состоит в том, как поставить под контроль — а в идеале присвоить — всю планету и как можно больше людей, ее населяющих, чтобы получить неограниченную прибыль; и неважно, что при этом будет со всеми и всем. Находясь под влиянием гуны невежества, такие люди недовольны существующим в мире порядком, и, считая, что знают, как его улучшить, пытаются переделать его, преследуя собственные интересы. Ради исполнения своих желаний, они пренебрегают настоящей экономической проблемой и простыми методами ее решения и создают искусственную экономику, которой могут манипулировать по собственной прихоти ради извлечения прибыли для себя. В искусственно созданной экономике заложено множество изъянов и проблем, и ее создателям это на руку, поскольку позволяет оказывать влияние на других людей, полностью подчиняя их себе. Сильнейшее влияние гуны невежества побуждает людей этой категории применять для достижения своих целей разрушительные методы. Поэтому неудивительно, что они навязывают свои методы и цели другим людям, занимая их в «губительной, ужасной деятельности, направленной на разрушение мира». Именно экономика в гуне невежества виновата в распространившейся повсюду неконтролируемой эксплуатации людей, животных и природы.