Начиная с 1963 года, ряд ученых пытались разработать метод классификации и определения уровней сознания, основанный на трех гунах материальной природы. В 1971 году несколько ученых создали «Классификатор гун» («Guna Inventory») для оценки долей влияния каждой из трех гун на личность. Классификатор базировался на описании характеристик каждой гуны из Бхагавад-гиты и «Самкхья-карики». Позднее Р. С. Дас разработал Классификатор личности, основанный на Гите (Gita Inventory of Personality, или GIN ). В 1998 году Давид Вольф разработал Ведический Классификатор Личности (VPI), пытаясь связать гуны и ведическую концепцию личности. Каждый из этих методов позволяет до некоторой степени классифицировать типы личности в соответствии с комбинацией трех гун, и все они могут быть использованы как количественная мера в определении уровня сознания.
Исследования не ограничились только относительным измерением гун, также были разработаны тесты для определения способности личности улучшить свой GIN или VPI. В 2008 году ученые из Йога-ашрама Вивекананды Свами исследовали влияние практики хатха-йоги на соотношение гун у практикующего и его самооценку. Для этой цели использовались GIN и другие хорошо зарекомендовавшие себя психологические тесты. Исследования показали, что практика хатха-йоги повышает саттва-гуну и уменьшает присутствие раджаса, что приводит к улучшению здоровья и самооценки.
В исследовании методом случайной выборки Вольф изучал, как менялся VPI человека под влиянием мантра-медитации. В эксперименте он создал три группы людей. Одна группа повторяла придуманную мантру, не имеющую смысла, другая, контрольная группа ничего не повторяла, третья же группа повторяла маха-мантру «Харе Кришна». Результат показал, что только третья группа смогла увеличить саттву и уменьшить тамас с незначительным изменением раджаса. В других группах VPI почти не изменился. Эксперимент также показал значительное снижение стрессов, беспокойств и депрессий после месяца повторения маха-мантры, по 20 минут каждый день.
Оба эти теста доказывают, что саттвические (благостные) или духовные практики позволяют получить значительные изменения в относительно короткие сроки. Однако повторение маха-мантры — не просто благостная практика, это духовная деятельность, удовлетворяющая Бога и одновременно возвышающая сознание других людей.
Шри Чайтанья Махапрабху, великое воплощение Бога, явился в западной Бенгалии в XV веке. Как юга-аватара, то есть, воплощение Бога в данную эпоху, Он установил юга-дхарму — воспевание Святых имен Бога, особенно пение и повторение маха-мантры «Харе Кришна», великой песни освобождения: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Из-за деградации человечества метод поклонения и самореализации в Кали-югу максимально упрощен. Он не требует ни какой-либо квалификации, ни способности сотрудничать с другими людьми, ни денег, ни даже долгих лет жизни. Любой может заниматься этой практикой где угодно и когда угодно. Единственное, что требуется — желание делать это. «Брихад-нарадия-пурана» подтверждает, что юга-дхарма нашей эпохи — воспевание Святых имен Бога:
В Кали-югу, век ссор и лицемерия, единственный путь к освобождению — это повторение Святого имени Бога. Нет иного пути. Нет иного пути. Нет иного пути.
Обращаясь к этому стиху, Шри Чайтанья Махапрабху объясняет в «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 17.22–25):
В век Кали воплощением Господа Кришны является Святое имя Господа, маха-мантра «Харе Кришна». Просто благодаря повторению Святого имени человек получает возможность непосредственно общаться с Господом. Любой, кто следует этим путем, несомненно, обретет освобождение. В этом стихе для усиления смысла, чтобы было понятно обычным людям, трижды повторено слово эва [поистине], и с той же целью трижды повторяются слова харер нама [святое имя Господа]. Слово кевала [исключительно] накладывает запрет на все другие методы совершенствования, такие как путь знания, мистическая йога, аскеза и деятельность во имя плодов. В этом стихе ясно сказано, что тот, кто изберет иной путь, не обретет освобождения. По этой причине в нем трижды повторяется: «ничто другое, ничто другое, ничто другое». Эти слова указывают на то, что существует только один истинный путь самосознания.
Как утверждает Шри Чайтанья, Святое имя Господа тождественно Ему Самому. В материальном мире у нас нет опыта соприкосновения с Абсолютной Истиной. Любая истина здесь относительна. Но Веды сообщают нам о другом мире, духовном, в котором нет несовершенств, присущих материальному миру. Духовный мир известен как Вайкунтха — место, где нет тревог. Это обитель всемогущей Верховной Личности Бога. Духовный мир и Сам Господь абсолютны. Это означает, что Господь не отличен от Своей обители, Своих деяний, Своего облика и Своего Святого имени. Поскольку Он абсолютен, все Его божественные энергии присутствуют в Его имени. Таким образом, имя Господа обладает всеми качествами Личности Бога. Произнесение имени Господа оказывает такое же воздействие, как и Его личное присутствие.
Шримад-Бхагаватам объясняет, что метод освобождения, рекомендованный для эпохи Кали, не только избавляет нас от страсти и невежества, но и поднимает до высочайшего уровня духовного сознания:
В век Кали разумные люди, собираясь вместе, славят Господа и поклоняются Его воплощению, непрестанно поющему имя Кришны. Хотя цвет Его тела не темный, это Сам Кришна. С Ним всегда — Его личные спутники, слуги, оружие и приближенные.
Те, кто на самом деле продвинулись в знании, способны понять основное значение этой эпохи Кали. Такие просвещенные личности поклоняются Кали-юге, потому что в этот век совершенства жизни легко достичь воспеванием маха-мантры… Мой дорогой царь, хотя Кали-юга полна недостатков, у нее есть одно замечательное качество: в Кали-югу любой человек, просто воспевая Святое имя Кришны, освободится от материального рабства и вознесется в духовную обитель. Тот же самый результат, которого достигали в Сатья-югу медитацией на Вишну, в Трета-югу — совершением жертвоприношений, а в Двапара-югу — поклонением Господу, в Кали-югу достижим путем воспевания маха-мантры: Харе Кришна: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. (Бхаг., 11.5.31,32, 12.3.51,52)
Не следует думать, что повторение маха-мантры — это какое-то сектантское занятие, что Вишну или Кришна — это Бог индусов, что это не «наш» Бог. По определению, Бог может быть только один, тем не менее, у разных народов и в разных религиях Бога могут называть по-разному. Имя «Кришна» означает «всепривлекающий». Имя «Рама» означает «всемогущий». Несомненно, это качества Верховного Господа. Бог — источник всего, что существует, в том числе всей красоты, силы, знания и богатства. Все это исходит непосредственно из Него. Любое знание, которым мы обладаем в этом мире, исходит из Него. Любая сила и энергия, красота и наслаждение — всё исходит из Него и в Нем пребывает. Шри Кришна — это сосуд всей красоты, знания и т.д.
В «Падма-пуране» (4.25.8–13) описывается очистительное действие маха-мантры:
Любой человек, даже сбившийся с праведного пути грешник, если у него нет никаких благих качеств, если он злонравен, безроден, лжив, лицемерен в религии, горд, пристрастился к вину и разврату, грешен и жесток, с завистью и вожделением смотрит на чужое богатство и чужих жен и сыновей, даже такой человек становится чистым, если принимает прибежище у лотоса стоп Вишну [Кришны]. Господь Вишну, источник духовности, дарит освобождение всем живым существам: как неподвижным, так и способным двигаться. Но имя Вишну превосходит даже Саму личность Господа и вне всяких сомнений способно защитить каждого, даже грешника, совершившего все виды грехов. Если презренный, греховный человек, превратившийся в двуногое животное, оскорбит Кришну, но, по воле случая, прибегнет к Его имени, последствия такого оскорбления не возымеют действия по могущественной воле Святого имени.
Святой гаудия-вайшнав, ачарья, Рупа Госвами пишет о могуществе Святого имени Бога в своей «Падьявали» (текст 29):
Святое имя Господа Кришны привлекает святых людей с чистым сердцем. Оно разрушает последствия греховных поступков. Своим могуществом Святое имя делает Себя доступным каждому, даже людям самого скверного характера. Святое имя не отлично от Кришны. Богатство и освобождение — полностью в Его власти. Соприкосновение Святого имени с языком тут же приносит результат. Результат повторения Святого имени ни от чего не зависит. Результат будет тем же, даже если повторяющий не имеет духовного посвящения, запаса благочестивой кармы и не следовал строго религиозным принципам. Святое имя не обращает внимания на все это, Оно самодостаточно.
Наставляя царя Парикшита, внука Арджуны, рассказчик Шримад-Бхагаватам, Шри Шукадева Госвами прославляет Святые имена Господа (2.1.11–12):
О царь, постоянное повторение Святого имени Господа по примеру великих учителей избавляет от страха и сомнений и приводит к успеху любого — и того, у кого нет никаких материальных желаний, и того, кто жаждет материальных наслаждений, и даже того, кто, обладая трансцендентным знанием, черпает удовлетворение в самом себе. Какой смысл в долгой жизни, если она проходит впустую и прожитые годы не прибавляют опыта? Лучше прожить один миг, но в полном сознании, ибо с этого момента начинаются поиски высшего блага жизни.
Повторение маха-мантры — панацея от всего дурного и от всех проблем, с которыми мы сейчас столкнулись. Благо от повторения получает не только тот, кто повторяет, но и все обитатели планеты. Любой, даже самый падший и греховный человек сможет возвысить свое сознание просто повторяя маха-мантру. Поэтому это наилучшая благотворительная деятельность. Повторение маха-мантры поднимает каждого из глубин невежества и страсти до уровня благости и выше. Это песнь любви, и именно эта песнь любви спасет мир. Даже если небольшая часть человечества (3-5%) начнут повторять Святые имена, этого будет достаточно, чтобы произошли необходимые изменения. Я практикую повторение маха-мантры уже более 35 лет и обладаю достаточным личным опытом, чтобы дать собственную оценку эффективности этого вида медитации для достижения умиротворения и удовлетворения. Более того, я продолжаю повторять маха-мантру «Харе Кришна» просто потому, что это приносит мне радость. Поэтому я советую всем начать с повторения маха-мантры*.