Смекни!
smekni.com

15 Понятие перспективы (стр. 3 из 6)

Ян СИРЕТ___________________________________

Какова разница между этой структурой и структурой конфликта, разрешения конфликта в греческой классической трагедии?

Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________

Мы дойдем до этого.

Эти структуры относятся к драматическим структурам, то есть к структурам текстов, которые появились в XX веке.

Рольф АБДЕРАЛЬДЕН___________________________

Если я правильно понял, то существует сначала период обсуждения с актерами, поиска основного события, потом есть период импровизации, и снова - обсуждение.

Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________

Но всегда два события определяется: после того, как определено основное, тут же - исходное, без этого невозможно. Нужно заставить двигаться.

Рольф АБДЕРАЛЬДЕН____________________________

Связаны ли эти два события напрямую?

Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________

Конечно, связаны. Это как монета: одна и другая сторона монеты.

Франсуа ФРАНЦ________________________________

В импровизации они придумывают текст или они его уже знают?

Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________

Это другое правило. Нужно говорить о правилах, как употреблять текст. Скажу: текст нельзя знать наизусть, категорически.

Франсуа ФРАНЦ________________________________

Вы говорили о живой ткани текста, Вы будете говорить об этом позже?

Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________

Позже, позже.

Паула де АССЕНКАО_____________________________

Определяет ли режиссер основное событие заранее? Какие конфликты у вас бывают, когда вы начинаете его обсуждать с актерами?

Анатолий ВАСИЛЬЕВ_____________________________

Раньше, когда я начинал, то я делал это заранее. А потом у меня появился опыт, и я это делаю всегда тогда, когда необходимо. В зависимости от практики, от обстоятельств, от репетиций, от того, кто передо мной, но это – всегда.

Франсуа ФРАНЦ________________________________

Когда Вы работаете с вашей группой актеров, Вы работаете больше в прямых взаимоотношениях, поскольку это близкие Вам люди?

Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________

Одинаково. Одинаково. Я понял, что нужно работать со всеми так, никого не обманывать.

Рольф АБДЕРАЛЬДЕН___________________________

Что означает "перспектива"?

Анатолий ВАСИЛЬЕВ_____________________________

Это я объясню. Могу сейчас сказать. Вы можете сами объяснить. Представьте, персонажи находятся здесь, внутри этого круга, круг заставляет их двигаться. Они же придут к какой-то определенной точке. Вы согласны с этим? Они придут к точке основного события. Теперь, вопрос: есть перспектива или нет? Si. Есть. Перспектива есть, потому что они придут к какой-то точке. Эта перспектива находится в интеллекте или в чувстве? Надо ответить: в чувстве. Потому что они ощущают эту перспективу, но не знают ее, потому что они движутся вниз. Это подобно чувству судьбы, о которой узнаешь перед смертью.

Рольф АБДЕРАДЬДЕН___________________________

Значит, актер должен чувствовать и ощущать где он находится в этой перспективе?

Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________

Обязательно. Обязательно, иначе он не сможет повернуть. Потому что он должен повернуть и придти к финалу. Здесь он может идти как хочет, но в какой-то момент он должен понимать куда он идет.


Рсшьф АБДЕРАЛЬДЕН___________________________

Я задал этот вопрос, потому что актер часто сбивается с дороги и берет другую перспективу по отношению к персонажу. Получается, что они идут не вместе.

Анатолий ВАСИЛЬЕВ_____________________________

Это мы говорим о практике этюда. Смотрите: вы разобрали ситуацию для себя, вы находитесь здесь, и вас так вытолкнуло это обязательно. Теперь вы движетесь и находитесь в конфликте с вашим партнером, которого тоже вытолкнуло. А это - круг ситуации. Теперь вы встретились здесь, и когда вы здесь встретились, между вами что-то произошло. То, что произошло, вы должны услышать. Теперь вы услышали то, что произошло и пошли дальше. Вот этот момент обязателен, этот момент - самый живой в роли, здесь действие и восприятие сталкиваются. То есть вы что-то делаете, понимаете результат ваших действий, слышите где вы оказались и принимаете решение что делать дальше. Предположим, вы сделали так, потом вы прекратили этюд и стали разбирать, и выяснилось, что вам так делать нельзя, а вам вот так нужно было делать. Это - корректура. То есть, вы должны были пойти в эту точку, а вы пошли в эту. Теперь, обратите внимание - значит, вы выбрали не тот круг предлагаемых обстоятельств, возьмите вот так - и вы придете сюда. То есть, вы выбрали не те причины для ваших действий. Вы понимаете, вы чувствуете, но вы неверно выбрали. Предположим, Треплев выбрал бы по-другому, то, что выбрано здесь - это выбрали вы, а Треплев выбрал бы вот это. Это значит, что вы объективизируете роль, значит вы сделали один шаг в сторону роли. Теперь вы понимаете больше о роли, чем до этого опыта. Непонятно?

Рольф АБД ЕРАЛЬДЕН___________________________

Значит, нужно быть очень внимательным в оценки ценностей персонажа.

Анатолий ВАСИЛЬЕВ_____________________________

Обязательно. То, что я вам рассказываю, есть сущность системы Станиславского. Это уже не анекдоты, а практика, и это - то, что принадлежит этому человеку, и что он оставил нам. Он передал это своим ученикам, а ученики передали нам. Русская школа, и последующая советская, театральная школа работала на этой системе. Это, конечно, не вся система, только ее часть, малая часть, но, тем не менее, очень важная.

Мишель КОКОСОВСКИ___________________________

Что происходит в отношениях, в примере, который привел Рольф? Поскольку есть диалог с режиссером, есть корректура с режиссером чтобы двигаться дальше. Конечно, актер может ошибиться настолько же, насколько и режиссер, и если есть желание изменить направление после корректуры, это возможно.

Анатолий ВАСИЛЬЕВ_____________________________

Могут ошибиться абсолютно одинаково. Этюд - это взаимная ошибка режиссера и актера, обязательно.

Мишель КОКОСОВСКИ___________________________

Этюд может быть и взаимной ошибкой, и общей, разделенной работой?

Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________

Абсолютно верно, конечно.

Рольф АБДЕРАЛЬДЕН___________________________

Но это еще не выражение произведения автора? (parti-pris)

Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________

Как же это - не выражение, если мы уже сказали, что исходное событие - такое, а основное событие - такое, и сделали вот этот узел. Там, где структура, мы уже решили, надо сделать теперь мизансцену. Внутреннеt мы решили, теперь нужно сделать внешнее.

Рольф АБДБРАЛЬДЕН___________________________

Но, все- таки, исходные данные мы берем из самого произведения?

Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________

Да, из самого произведения. Но корректура исходных данных зависит от точки зрения на пьесу.

Рольф АБДЕРАЛЬДЕН___________________________

Значит, автор в самом произведении уже выбрал, уже разработал в написанном исходное событие и основное событие? И режиссер должен услышать в чем ключ?

Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________

Это есть основной философский момент в русской школе: сначала нужно очень хорошо понимать автора, и только потом можно делать все, что ты хочешь с автором. Кризис школы начинается, когда делают все, что хочешь с автором, ничего не понимая что у автора. Кризис любого искусства в этом.

Интермедия на тему перевода.

Разница слова "мизансцена" в русском и французском языках.

Mise en scene - постановка; mise en place - мизансцена.

Мишель КОКОСОВСКИ___________________________

Какая разница между постановкой и мизансценой в русском?

Анатолий ВАСИЛЬЕВ_____________________________

Постановка (Mise en scene)- это то, что делает режиссер. Это -целое. Мизансцена (mise en place) - это то, что делает актер. Это - часть постановки.

Паула де АССЕНКАО____________________________

Что делает режиссер в структуре, которую Вы представили на доске?

Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________

Все, что я уже рассказал, это все он делает.

Паула де АССЕНКАО____________________________

Мы видим прямое сотрудничество и взаимодействие с актером, постоянно. В таком случае, суть режиссера в том виде, как Вы ее описываете, это прямое взаимодействие с актером, а не «проектирование» разума?

Анатолий ВАСИЛЬЕВ_____________________________

Категорически - нет, ни в коем случае не проекция его разума. Если это проекция его разума, тогда это - нарушение школы Станиславского, тогда его нельзя назвать словом "режиссер", и надо назвать словом «постановщик».

Паула де АССЕНКАО_____________________________

Важно разобраться в словах, поскольку во Франции режиссер - это бог-отец.

Анатолий ВАСИЛЬЕВ_____________________________

У нас есть несколько слов, выражающих одну и ту же профессию. То, что я вам нарисовал, делает режиссер, а если режиссер этого не делает, тогда он пишет: "постановщик". То есть - "я этого не делаю", и когда все читают, они видят - он этого не делает. Это, конечно, в идеале, но это всегда видно. Есть два разных типа спектакля, могут быть одинаково очень хорошие, но, конечно, они будут отличаться экзистенцией самого актера на сцене: это будет экзистенция режиссера или экзистенция актера. В этом -принципиальное отличие русской школы: это всегда должна быть экзистенция актера. Даже когда это экзистенция режиссера, это прекрасно, потому что это прекрасная профессия, все равно публика определяет есть ли в этой экзистенции режиссера экзистенция самого актера. Это выражено очень простой формулой: хорошо актеры играют или плохо. Тогда говорят: это хорошая постановка, но играют плохо. Обязательно такая формула будет. Или - всегда спросят хорошо играют актеры или плохо. Ты видел? - Видел - Ну как? - Очень хорошо - А как играют? Обязательно нужно сказать это.

Франсуа ФРАНЦ_______________________________

В связи с примером, который Вы привели из "Чайки", в связи с предложением считать основным событием не самоубийство, а диалог, меняет ли это что-либо в природе оставшейся сцены?