Смекни!
smekni.com

Предисловие (стр. 29 из 37)

(СНОСКА1 П. Данилин: Десять заповедей нового государя (http://www.apn.ru/?chapter_name=advert&data_id=304&do=view_single)).

В партиях ситуация такая же, как и в политическом пространстве в России в целом. В ближайшее время у нас ничего не получится, кроме кормушки для нескольких избранных руководителей молодежного движения. Не получится до тех пор, пока не установится нормальная двух-трехпартийная система. И только когда эта система докажет, что она, и только она, действует в политической сфере, только тогда эта система станет привлекательной для молодежи. Потому что именно эта система сможет презентовать тот спектр идеологических и шкурных предложений, которые устроят молодежь.

Но давайте представим себе, что вдруг сейчас молодежное движение создается снизу, а не сверху? Что будет дальше? Если это реальная сила, она постарается превратиться в партию, как этого добиваются нацболы. Такая сила не пойдет под крыло ни к кому из существующих партий. Более того, для нее самой это крайне вредно, так как при подобной сделке организация лишится значительной части сторонников, и невозможно предугадать, насколько эти потери будут значительны.

Сейчас помимо НБП есть одно из молодежных движений, которое в принципе имеет шанс стать массовым. Как ни странно, речь идет о пресловутых «Наших»1. Несмотря на то, что пока нет никакой разницы между «Идущими вместе» и «Нашими», те люди, которые стоят за Якеменко, отнюдь не дураки, и вполне могут учесть ошибки предыдущей попытки. В частности, «Наши» нашли мотивационную «фишку» для своих активистов. Так, они предложили своим комиссарам образование. Статус этого образования не вполне понятен — то ли это курсы повышения квалификации, то ли это второе высшее, но, учитывая административный ресурс, скорее второе. И если «Наши» смогут реализовать заявленную цель в области образования, то к ним с удовольствием потянутся провинциальные активные ребята, да и москвичи, особенно с рабочих окраин.

(СНОСКА1 Да, нельзя не согласиться с автором: «Наши» — это шанс. Но время жизни шансона коротко. Была такая бард-рок-группа «Последний шанс», в фильме «Асса» участвует. Если не сейчас, если в ближайшие буквально месяцы этот шанс не начнет реализовываться, то… То нужно будет выбросить его на свалку и создавать другой. Или ничего не делать и ждать катастрофы. Говорят, полезно молиться в таких ситуациях. (Примеч. М. Кордонского.))

Перспективы «Наших». И не наших тоже

Но на одном образовании далеко не уедешь. «От «Наших» один шаг до партии. Другое дело, что их сознательно держат в состоянии гусеницы, не давая стать бабочкой. Банальная политическая логика требует, чтобы массовая молодежная организация зарегистрировалась в качестве партии, попробовала свои силы хотя бы на региональных выборах. Но тишина…»1. И эта тишина пугает больше всего. Потому, что если «Наши» превратятся в бессмысленный симулякр типа «Идущих вместе» — это еще полбеды. Гораздо хуже, если они станут врагом нынешней власти. А ведь это вполне возможно.

(СНОСКА1 П. Святенков: Выбирая между лоялистами и оппозицией, власть предпочтет задавить именно лоялистов (http://www.kreml.org/interview/91655005).)

Если кто-то читал образовательные курсы, на базе которых проходят обучение «Наши», а также смотрел список лекторов, он будет в восторге, если относится, условно говоря, к «патриотическому» лагерю, и, напротив, взбешен, если принадлежит к лагерю условных «либералов». Конечно, есть персоны, которые не нравятся одним, и вызывают радость со слезами умиления у других: А. Паршев, Г. Павловский, А. Караулов, М. Леонтьев, Л. Парфенов, Л. Косалс, А. Уткин, А. Иваницкий, С. Кара-Мурза, В. Нечаев, А. Зиновьев. Как бы не относиться к этим людям, есть одно, объединяющее их. Эти люди учат думать. Это главное достоинство всех лекций, прочитанных комиссарам. Более того, активистов «Наших» не просто учат думать, их учат задумываться. Семантическая разница двух слов вроде бы и не заметна, но весьма велика.

Разницу эту легко объяснить на простом примере. Человек трогает горячую воду и обжигается. После этого, если он способен думать, он не будет хватать кружку и глотать горячую воду при виде воды, от которой идет пар. А если человек может задумываться, он начнет соображать, почему вода горячая и как она стала именно такой, какой она стала, почему поднимается пар, как можно эту воду охладить.

Тех, кто слушает лекции на Селигере, в Московском институте управления и на других мастер-классах, учат именно задумываться. Это очень хорошо, потому что основной конкурент «Наших» — лимоновская НБП — учит только думать. Обучение имени Эдуарда Савенко довольно простое: если нацболов сажают в тюрьму, в этом виноват Путин. Если нацболам не дают собираться на площади и кричать «Да, смерть!» — виноват Путин. Если вдруг в Катаре посадили наших спецслужбистов — виноват Путин. Наконец, апофеоз — если спецслужбистов из Катара переправили в Россию и никто (даже ФСИН) не знает, где они находятся, — виноват Путин. Действительно, такая логика присутствует. Более того, она распространяется со скоростью вируса Love me, только с обратным значением. А «Наших» заставляют и учат не просто думать, «кто виноват в том, что так получилось», но и тому, «почему так получилось».

В наше время, если человек начинает задумываться, причем не поверхностно, а глубоко, он неизбежно приходит к выводу, что во всех его бедах виновата «эта власть» (способ был проверен на журналистах, на политтехнологах, пиарщиках, рядовых гражданах, деполитизированных людях). «Опасность кроется не в нетерпимости к власти. Нетерпимость маргинальна, нетерпимость лечится. Опасность — в ощущении, что все действия власти алогичны и бессмысленны. Дело в том, что обвинения власти в «гебизме» не затрагивают конкретного человека. Ну, «гебисты», и что? А вот осознание, что «они» просто «злобные дураки», которые делают «монетизацию льгот» для собственного «садистского удовольствия», включает механизмы защиты гораздо более высокого порядка»1.

(СНОСКА1 П. Святенков: Выбирая между лоялистами и оппозицией, власть предпочтет задавить именно лоялистов (http://www.kreml.org/interview/91655005).)

Так вот, разъясняя некоторые механизмы происходящего вокруг, люди, обучающие «Наших», просто не могут кардинально повернуть руль государства. Равно как не могут самостоятельно объяснить все ее действия. Не могут не потому, что не имеют информации — они ее имеют. Не могут потому, что власть сама не объясняет свои действия. Простой вопрос: «Зачем проводилась монетизация?» — может получить столь же простой и аргументированный ответ. Но вот следующий вопрос: «А почему тогда народ вышел на улицы в январе?» — уже требует глубокого осмысления процессов. Есть серьезные сомнения в том, что в когорте названных специалистов найдется тот, кто сможет рационально объяснить действия власти в том, что касается учета интересов простых людей в период борьбы за монетизацию льгот. Поэтому первый вопрос — вопрос того, кто думает. Второй — того, кто задумывается. И, самое интересное, что такие вопросы чаще всего не задаются. То есть на этих семинарах люди слушают и впитывают себя видение процесса. А потом…

Потом они остаются со своими мыслями наедине. Кто-то дошел до того, что задал себе вопрос «зачем», а кто-то дошел до вопроса «почему». Как ни странно, оба этих ответа приводят к одному и тому же результату. Тому самому, о котором говорят сейчас многие: действия власти иррациональны, поскольку она сама не может их доступно объяснить. Тот же пример с монетизацией очень показателен. Власть была обязана достучаться до каждого льготника, узнать то, чем он живет и как он живет. Вместо этого возобладали технологические размышления: городских жителей в России столько-то, деревенских — столько-то. Такое-то количество пользуется общественным транспортом, такое-то ездит на своих машинах, и так далее. После этих подсчетов власть начала пропагандистскую компанию, чтобы убедить людей, что в деревнях им будет с монетизацией лучше. Да, в деревнях никто и не спорил, что живые деньги лучше. То есть, в нашей логике, власть ответила на вопрос «зачем», и слушатель курсов «Наших» увидел всю правильность проведенной реформы.

Но в то же время никто во власти не подумал о Подмосковье, о Ленинградской области, об уровне МСУ, и в итоге это стало губительно. А теперь ответ на вопрос «почему». Потому что был прерван канал «обратной связи», и власть просто не имела информации о том, чем живет человек в маленьком городке. К примеру, в подмосковной Купавне. Догадается ли об этом человек, прослушавший лекции «Наших»? Скорее всего, да. Если же нет — он просто свалит все на глупость власти, которая даже не смогла такую, казалось бы, прекрасную реформу (не забываем, что он уже ответил на вопрос «зачем»), провести по-человечески.

И вот когда критическая масса вопросов «зачем» начнет преобладать — а ведь во власти не делается ничего для того, чтобы эти вопросы снять, — начнется время вопросов «почему». Тогда придет время людей задумывающихся. И главным вопросом будет следующий: «Если нами руководят такие дураки, то почему же мы сидим в этих аудиториях и слушаем умные слова, почему же мы ждем, пора выходить на улицы брать власть!» И они будут правы. Они будут брать власть. Ту, которую им обещали. Конечно, власть им обещали не прямо сейчас, а потом, когда-нибудь, но кого это будет интересовать, особенно если появится тот, кто скажет, что ее, эту власть, можно взять сейчас.

Поэтому «Наши», если они все-таки сформируются в реальное молодежное движение, — первые кандидаты на участие в «березовой революции». Именно поэтому власти боятся «Наших». И правильно делают. Именно поэтому на пароходе, на котором плывут представители разных демократических и прокремлевских молодежных движений, член молодежного «Единства» бьет морду не ребятам из «Обороны», а именно комиссару «Наших».