Смекни!
smekni.com

Генерал Шаймуратов (стр. 5 из 5)

Надо сказать, что в документе допущена неточность – по всем остальным документам генерал Шаймуратов погиб не 24, а 23 февраля 1943 года.

Эти страницы из официального документа, написанные скупым канцелярским языком, воспроизводят героические действия воинов, командиров 112-й (16) Башкирской кавдивизии и лично генерала М.М. Шаймуратова в условиях, когда дивизия (вместе с 7-м кавкорпусом) оказалась в окружении. В исключительно трудной и быстро меняющейся обстановке, в условиях нехватки боеприпасов воины дивизии во главе со своим комдивом генералом Миннигали Шаймуратовым, нанося противнику большой урон в людях и технике, удачно вышли из окружения со ст. Чернухино и пошли в авангарде для окончательного прорыва из общего окружения. Последний приказ генерала кавкорпуса М.Д. Борисова не разрешил М. Шаймуратову послать своих разведчиков и определить место прорыва. Кажется, это сыграло роковую роль.

А теперь дадим слово очевидцу последних минут сражений, в которых участвовал генерал М.М. Шаймуратов и в которых героически погиб, как подобает настоящему воину.

Вот как описывает последнюю схватку с врагом генерала М. Шаймуратова Кадыров С.Р. в своей книге:

«…Орудия разного калибра и минометы врага с трех сторон беспрерывно бьют по колоннам. Со стороны хутора Юлино-1 действуют дополнительные силы немецкой пехоты. Спереди – сильная оборона врага. Фашисты теснят наши части со всех сторон. Со Штеровки поднялись 16 самолетов и начали бомбить. Бросают также листовки со словами: «Вы со всех сторон окружены армией Великой Германии. Отсюда выйти невозможно, сдавайтесь. Пока еще не поздно».

В эту трудную минуту на своем коне появился генерал-майор М. Шаймуратов и обратился к воинам:

«Дорогие воины, гвардейцы! Вы до сих пор бились с врагом самоотверженно. В течение двух недель с честью выполняли важную задачу Родины. Верю, что вы выполните приказ и в этот решающий момент. Теперь вперед, товарищи…» Наши ряды смешались с рядами врага. На небольшом поле шла смертельная схватка тысяч воинов. Далее С.Р. Кадыров отмечает: «…Когда мы вместе с гв. Майорами М.И. Кузнецовым и Файзи Гафаровым приближались к генерал-майору М.М. Шаймуратову, он уже был окружен примерно тридцатью солдатами и офицерами.

Мы открыли огонь против набросившихся на генерала фашистов. Но вскоре моя лошадь и лошадь Кузнецова были ранены и упали, гв. Майор Файзи Гафаров погиб. Вдруг я заметил: генерал, дерущийся с фашистами с саблей в руке, упал с коня. Его конь быстро проскакал мимо нас. Двенадцать отважных воинов, охранявших комдива, ведут отчаянный бой с врагом возле бездыханного тела генерала (командиром группы охраны был гв. сержант Нагаев из Хайбуллинского района). Как ни старались, мы не смогли помочь этим отважным воинам, ибо нас уже также окружили. Освободившись, мы бросились помочь другой группе. Там среди трупов фашистов лежал раненый в ногу гв. полковник И.И. Голенев. Быстро перевязал ему рану и велел не подниматься. Мы – несколько человек из командиров и бойцов – попытались напасть на высотку, где упал генерал, но было уже поздно. Туда подошли резервы врага, они готовились к новой атаке. Одиннадцать отважных из группы охраны генерала погибли здесь».

Из текста исторического формуляра видно, что он составлен до выяснения обстоятельств трагической гибели генерала М.М. Шаймуратова. И он считался пропавшим без вести. Его судьба окончательно была выяснена лишь в октябре 1948 года. По инициативе близкого соратника генерала гв. майора Сабира Рахимовича Кадырова места последних решающих боев при выходе из рейда посетила специальная комиссия, созданная по решению Башкирского правительства, в ее составе были и врачи-эксперты. С помощью местных жителей было найдено место его захоронения, установлена личность. Гвардии генерал-майор Миннигали Шаймуратов указом местных властей был перезахоронен в селе Петровском Ивановского района Ворошиловградской области Украинской республики.

Общие итоги боевых действий 8-го кавкорпуса (следовательно, 112-й дивизии) в рейде: с 11 по 23 февраля 1943 года был нанесен значительный урон двум пехотным, одной танковой дивизии врага, в тридцати местах взорвано железнодорожное полотно. В общей сложности было уничтожено: 12 тысяч солдат и офицеров, 28 танков, 70 мотоциклов, 50 орудий различных калибров, 35 минометов, 54 пулемета, 2 бронепоезда, 6 эшелонов с военными грузами. Было освобождено 1,5 тысячи пленных советских граждан. Потери 8-го кавкорпуса в рейде составили: 2,5 тысячи убитыми, ранеными и пропавшими без вести, 2,9 тысяч лошадей, 54 орудия и миномета. Из-за отсутствия горючего в тылу остался весь автомобильный транспорт.

После гибели командира 16-й гвардейской Башкирской кавалерийской дивизии М.М. Шаймуратова дивизию возглавил гвардии генерал-майор Г.А. Белов.

В 1943-1945 г.г. 16-я гвардейская кавдивизия участвовала во многих сражениях стратегического значения и закончила Великую Отечественную войну в Берлине. За успешные боевые действия дивизия неоднократно отмечалась в приказах Верховного Главнокомандующего, получила наименование Черниговской, награждалась орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова 20-й степени. 77 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза.

В декабре 1948 года руководство Башкирской АССР обратилось с письмом к И.В. Сталину с ходатайством о присвоении генералу М.М. Шаймуратову посмертно звания Героя Советского Союза. Руководители республики это письмо лично передали начальнику канцелярии И.В. Сталина А.Н. Поскребышеву. При этом, наверное, они надеялись на то, что он как бы «свой человек» для Башкирии и примет горячее участие в продвижении ходатайства республики. Ведь А.Н. Поскребышев в свое время (1919 г.) был ответственным секретарем Уфимского губкома РКП(б), до войны и после нее был депутатом Верховного Совета СССР от Белебеевского избирательного округа. Но письмо осталось без внимания и ответа.

Глава 4

Именем славного сына башкирского народа Миннигали Шаймуратова названы одна из улиц Уфы, колхозы Башкортостана. На его родине в Кармаскалинском районе в бывшей деревне Биштяки, а ныне центральной усадьбе СПК имени Шаймуратова в парке победы установлен бюст героя , в школе действует музей его имени.

В настоящее время в Демском районе Уфы идет реконструкция здания по улице Левитана, где разместится музей 112-й Башкирской кавалерийской дивизии. На его реконструкцию выделено свыше 6 млн. рублей. Открытие музея будет приурочено к 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, и самыми почетными гостями церемонии станут ветераны знаменитой кавдивизии;70 человек из них сейчас проживают в республике.

Народный герой воспет в песне «Шаймуратов-генерал» (музыка Загира Исмагилова, слова Кадыра Даяна), впервые исполненной солистом Башкирского государственного театра оперы и балета Габдурахманом Хабибуллиным в марте 1942 года. Для башкирских джигитов, отправлявшихся на фронт, она стала как бы «музыкальной эмблемой» суровых военных лет.

Заключение

Таким образом, личность генерал-майора 112-й Башкирской кавалерийской дивизии навеки вошла в историю. Миннигали Миназович Шаймуратов всю свою жизнь совершал лишь достойные поступки, пытался быть хорошим примером другим людям. Именно благодаря этому, а также благодаря своей храбрости, отваге, бесстрашию он вошел в души людей, в души своего народа. Он стал национальным героем, о нем пишут песни, слагают стихи, в его честь называют улицы и деревни. Этот человек, бесспорно, достоин восхищения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Гумеров Ф.Х. «Генерал Шаймуратов». – Уфа: «Китап», 1999. – 80с.

2) Насыров А. «Шли башкиры на войну, провожал седой Урал…»//Вечерняя Уфа. – 2004.

3) Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. – 672 с.