Во второй главе «Этнокультурная подготовка социальных работников в США» рассмотрены содержание и структура социальная работы с этническими и культурными меньшинствами в США, проанализированы профессиональные стандарты и принципы культурно-компетентной практики в социальной работы, систематизированы методы и технология подготовки социальных работников к межкультурному взаимодействию
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие обоснованность положений, выносимых на защиту, определены дальнейшие перспективы исследования.
Список литературы содержит 184 наименования, из них 99 на языке оригинала. Диссертация содержит --- страниц текста. По теме диссертации опубликовано 5 работ (1,25 п. л.).
Основное содержание работы
Процесс межкультурной коммуникации представляет собой коммуникативное взаимодействие индивидов - носителей разных культур со своими языками, типами поведения, ценностными установками, обычаями и традициями. В этом взаимодействии поведение индивида обусловлено его принадлежностью к определенной социокультурной и языковой общности. В процессе коммуникации каждый участник выступает одновременно и как отдельный индивид, и как член какой-либо социокультурной группы. Напряжение в ходе взаимодействия индивидов, групп или организаций, принадлежащих к различным культурам, происходит вследствие столкновения культурно-специфических взглядов на мир, в котором каждый из партнеров первоначально не осознает значения различий в этих взглядах (этноцентристская позиция)
Способность к эффективному взаимодействию с представителями инокультурных групп и субкультурных сообществ подразумевает наличие социальной компетентности, т.е. лингвистических знаний, знаний о возможных вариантах взаимодействий, возникающих между людьми, набор определённых навыков общения, приемлемых в различных ситуациях и в отношениях с различными людьми. В современной психологии и педагогике социальная компетентность рассматривается не только как набор конкретных знаний и навыков, но и как совокупность характеристик личности профессионала, определяющих эффективность его действий в широком социальном контексте. Компетентность может быть рассмотрена как развивающаяся характеристика личности, которая включает в себя набор социальных, когнитивных и эмоциональных навыков, необходимых профессионалу для успешной адаптации в социальной среде. совокупность базовых личностных характеристик, детерминирующих эффективность профессиональных действий и в других ситуациях.
Этнокультурная компетентность социального работника рассматривается нами как проявление специалистом знаний, навыков и умений, которая позволяет правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений и общения с представителями конкретных этнических общностей, проявляющиеся в своеобразии их традиций, привычек и психологических качеств, находить адекватные формы воздействия на них с целью поддержания атмосферы взаимного доверия и конструктивного сотрудничества. Этнокультурная компетентность есть сложное интегративное понятие, включающее в себя теоретическую и практическую готовность к жизнедеятельности в полиэтническом социуме. Этнокультурная компетентность - один из компонентов профессиональной компетентности социальных работников и фактор их конкурентоспособности в будущей профессиональной деятельности.
В зарубежных исследованиях, культурная компетентность (cultural competence) социального работника определяется как способность участвовать в действиях или создавать условия, которые максимизируют оптимальное развитие клиента и клиентских систем. Культурно компетентная практика социальной работы предполагает обретение социальным работником понимания, знаний и навыков, необходимых для эффективного функционирования в плюралистическом демократическом обществе (в частности - способность общаться, взаимодействовать, вести переговоры, осуществлять профессиональные действия от имени клиентов различного культурного происхождения, эффективно защищать интересы клиентов на организационном/социальном уровне) и на этой основе создавать новые теории, методы, политические решения и организационные структуры, которые будут в большей степени учитывать культурные особенности всех социальных групп .
Культурная компетентность представляет собой набор моделей поведения, установок и организационных практик, которые соединяясь вместе в рамках системы или учреждения, а также сообществе профессионалов, дают возможность системе, учреждению или специалисту эффективно работать в ситуациях межкультурного взаимодействия.
Этнокультурная компетентность в социальной работе реализуется как комплекс процедур и мероприятий, которые могут быть использованы для приобретения культурно релевантного понимания проблем клиентов, представляющих этнические меньшинства, и способов применения этого понимания для разработки стратегии помощи, соответствующих культурным представления этих клиентов.
Этнокультурная компетентность социальных работников может рассматриваться как сложное образование, включающее следующие компоненты: 1) компонент установок/убеждений - понимание собственных культурных основ, влияющих на личные убеждения, ценности и установки культурно разнообразных групп населения; 2) компонент знаний - понимание и осведомленность о культурно обусловленных различиях в мировоззрении у представителей различных социокультурных групп; и 3) компонент навыков - способность находить и использовать культуросообразные стратегии вмешательства в работе с клиентами – выходцами из различных социокультурных групп.
В профессиональной подготовке и обучении социальных работников, цели развития социокультурной компетентности состоят в том, чтобы:
-увеличить уровень самоосознания обучающихся (относительно своих потенциальных этнических предубеждений, ценностей и базовых допущений, касающихся человеческого поведения);
- познакомить с историей, культурой и опытом жизни различных меньшинств;
- помочь в развитии культурно релевантных и адаптивных навыков межличностной коммуникации (в контексте таких форм социальной работы как клиническая работа, индивидуальное сопровождение, разрешение конфликтов, семейное консультирование и т.д.).
В США этнокультурная компетентность характеризует не только индивидуальную профессиональную деятельность, но и деятельность систем (институты, сообщества, политические структуры)
Вделяют пять основных элементов, которые способствуют достижению системой более высокой культурной компетентности. Система должна: (1) ценить разнообразие, (2), имеют потенциал для культурной саморефлексии и самооценку, (3) учитывать динамику взаимодействия культур, (4) способствовать институционализации культурных знаний, и (5) разрабатывать программы и услуги, которые учитывают различия между культурами и внутри них. Эти пять элементов должны проявляться на всех уровнях системы предоставления услуг. Они должны быть отражены в профессиональных установках, организационной структуре, политике и содержании услуг.
Операционально этнокультурную компетентность можно определить как интеграцию и трансформацию знаний об отдельных лицах и группах людей в конкретные стандарты, политические и организационные принципы, практики и подходы, используемые в соответствующих культурных контекстах для повышения качества услуг.
Таким образом, этнокультурная компетентность в практике социальной работы предполагает расширение осознания того, как клиенты переживают и проживают свою уникальность и обращаются со своими различиями и сходством в более широком социальном контексте.
Соединенные Штаты - страна, где проживает множество этнических групп: в 1998 году 25,2 миллиона человек (или 9,3% населения) были людьми, родившимися гражданами других стран. Таким образом, вопрос о межгрупповых, межэтнических или расовых отношениях имел серьезное значение в США. Понятие "межгрупповые отношения" означает контакты различного типа между группами, обладающими разными физическими и культурными характеристиками. Необходимо определить два ключевых компонента межгрупповых отношений — расизм и межгрупповой контакт
Расизм проявляется главным образом как предубежденность и дискриминация. "Предубежденность" означает наличие негативных стереотипов представлений в отношении меньшинства, а "дискриминация" — негативное обращение с ними. Если первое — это враждебные установки, то второе — враждебные действия или формы поведения. Следует четко различать расистские установки (предубежденность) и расистские действия (дискриминацию)
Как показывают исследования, существует четыре формы расизма: 1) индивидуальная предубежденность, или установки нетерпимости, проявляемые индивидами в отношении меньшинства; 2) индивидуальная дискриминация, или нетерпимое обращение индивидов с меньшинствами; 3) институциональная предубежденность, или нормы, ценности и убеждения, существующие в культуре общества, которые считаются лучшими, чем нормы, ценности и культурные образцы расовых и этнических меньшинств (так называемый культурный расизм); 4) институциональная дискриминация, когда законы, другие правовые акты и неформальные практические действия государственных организаций или институтов власти общества способствуют негативному обращению с меньшинствами.