Смекни!
smekni.com

Тенденции развития мировой декоративной керамики последней трети ХХ начала XXI вв (стр. 2 из 9)

Объектом исследования является декоративная керамика мира последней трети ХХ – начала XXI вв. как особый, уникальный вид современного искусства, выраженный в творчестве ведущих художников планеты.

Предметом исследования стало определение основных тенденций и направлений развития мировой декоративной керамики последней трети XX – начала XXI вв., выявление общих проблем формообразования основных жанров в керамике, влияние технологии на создание художественного образа, а также связь керамики с другими материалами, видами искусства и дизайном. Определены основные направления развития керамики в странах Западной Европы, а также в Венгрии, Чехословакии и Польше. Выявлены отличия прибалтийской, московской, ленинградской и красноярской школ керамики, основные тенденции их развития. Впервые особое внимание уделено развитию керамики разных континентов последней трети ХХ века и негативному воздействию на нее процесса глобализации, анализу новых тенденций формообразования (арт-объекты, видео-технологии, инсталляции) в мировой керамике начала XXI века.

Целью работы является изучение и выявление основных тенденций развития, различных направлений и школ керамики, общих художественно-композиционных закономерностей, характера формообразования мировой керамики последней трети ХХ – начала XXI вв., а также определение ее особого места в современном искусстве. Кроме того, исследована взаимосвязь керамики с другими материалами, видами искусства и дизайном, их роль в синтезе искусств и влияние на среду жизнедеятельности человека.

Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:

1. Выявление характерных особенностей создания художественных произведений из керамики, их типологии, специфики, эстетики и функционального предназначения в последней трети XX – начале XXI вв.

2. Выявление общих тенденций изменения художественного языка мировой керамики, их связь с появлением новых технологий и пластических приемов формообразования, декора и обжига керамики.

3. Определение характера взаимовлияния и взаимозависимости пластических, цветовых, конструктивных и художественно-образных составляющих декоративной керамики.

4. Определение основных типологических особенностей трех различных направлений европейской керамики, их воплощение в творчестве ведущих художников континента.

5. Определение характерных особенностей прибалтийской, ленинградской, московской и красноярской школ отечественной керамики, их воплощение в творчестве ведущих мастеров.

6. Выявление национальной специфики и новых тенденций формообразования керамики разных континентов последней трети ХХ века.

7. Определение основных жанров и новых технологий в зарубежной керамике начала XXI века.

8. Выявление новых тенденций формообразования и основных жанров в отечественной керамике первого десятилетия XXI века.

Методика исследования базируется, во-первых, на понимании декоративной керамики указанного периода как продукта индивидуального мастерства, во-вторых, – связи декоративного искусства с традициями национальной школы, в-третьих, – синтеза керамики с другими материалами, в-четвертых, – использовании новых технологий. С этой целью используется метод структурно-функционального анализа и системного подхода к рассмотрению проблемы. На основе такого подхода в диссертации построен анализ функциональных и типовых особенностей применения декоративной керамики мира исследуемого периода.

Научная новизна заключается в том, что впервые декоративная керамика мира рассматривается как единое, уникальное явление современного искусства. В результате проведенного в исследовании анализа выявлены три основные направления в европейской керамике: 1) декоративная керамика стран Северной Европы; 2) декоративная керамика стран Южной Европы; 3) декоративная керамика стран Восточной Европы (Венгрия, Чехословакия, Польша). Проведен анализ отличительных признаков этих направлений, а также различных факторов влияния на творчество ее ведущих художников. Впервые выявлено наличие в зарубежной керамике таких течений в искусстве, как поп-арт, гиперреализм, экспрессионизм и концептуализм. Отмечено большое влияние на развитие декоративной керамики мира крупнейших смотров керамики в Европе, а также интерсимпозиумов в Бехине, Шиклоше, Кадынах и Каниже. Определены основные школы отечественной керамики последней трети ХХ века, а также влияние на их развитие успешных выступлений наших художников на международной арене. Впервые в научный оборот вводится анализ керамики таких стран, как Япония, Индия, Китай, США, Канада, Аргентина, Бразилия, Мексика, Куба, Сенегал, ЮАР, Австралия и Новая Зеландия, которые практически неизвестны в нашем искусствоведении. Основными источниками данного исследования послужили материалы крупнейших международных выставок керамики во Франции (Валлорис), Италии (Фаенца), Югославии (Загреб), Англии (Лондон), ФРГ (Мюнхен), интерсимпозиумов в Литве, Польше, Венгрии, Чехословакии, Югославии, изучение коллекций керамики в музеях и ателье ведущих художников мира, знакомство с частными собраниями, профессиональные контакты, а также личное участие автора исследования в крупнейших международных смотрах керамики. В исследовании впервые выявлены основные тенденции развития декоративной керамики первого десятилетия нового века. С этой целью определены и проанализированы основные жанры и современные технологии в мировой керамике начала XXI века.

Также впервые исследованы совершенно новые методы и средства формообразования современной декоративной керамики (арт-объекты, видео-технологии и инсталляции).

Выводы и положения диссертации могут найти практическое применение в научной, музейной и педагогической практике, в творческой деятельности современных художников-керамистов при создании, декоре и обжиге разных произведений декоративной керамики.

Апробация работы. Материалы исследования опубликованы в монографии «Современная керамика мира» (творческий опыт последней трети ХХ – начала XXI вв.»), М., 2010, сборниках научных трудов МГХПУ им. С.Г.Строганова «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда» (М., 2008, 2009), в журнале «Вестник МГУКИ», № 5, 2008, в журнале «Пространство культуры. Дом Бурганова», № 1 (2008), № 1 (2009), журнале АСД 2(60) 2007, журнале «Архитектура. Строительство. Дизайн» № 1(54) 2009, журнале «Юный художник» №№ 1, 3 2009.

Структура и объем: диссертация состоит из Введения, пяти глав, Заключения и Библиографии (343 источника на русском, английском, французском и немецком языках) и трех альбомов, включающих 1730 иллюстраций.

В первой главе «Европейская декоративная керамика последней трети ХХ века» выявлены важнейшие факторы и отличительные признаки трех основных направлений развития зарубежной керамики 70–90-х годов прошлого века. Глава состоит из разделов: 1.1. Основные направления в европейской керамике, 1.2. Декоративная керамика стран Северной Европы, 1.3. Декоративная керамика стран Южной Европы, 1.4. Декоративная керамика стран Восточной Европы (Венгрия, Чехословакия, Польша), 1.5. Международные конкурсы и симпозиумы – важный фактор развития керамики Европы, 1.6. Влияние различных течений искусства на керамику, 1.7. Фигуративное направление в керамике.

Этот период отмечен активным влиянием на керамику различных течений мирового искусства (поп-арт, гиперреализм, концептуаплизм, инсталляции и т.д.), которые неизбежно «размывали» границы отдельных керамических школ. Поэтому керамику 70–80-х годов следует рассматривать не в узких рамках школ, а как основные направления развития европейской керамики, в которых ведущую роль играет масштаб творческой личности и талант художника.

Впервые попытка классификации зарубежных школ керамики была предпринята эстонским художником и арт-критиком Х.Кумой, которая считала, что «основные европейские школы современной керамики сформировались в начале ХХ века. Одна из них, так называемая романская, возникла во Франции. Тогда же зародилась и другая школа керамики – англо-саксонская, возникшая в Англии, охватившая всю Скандинавию и отчасти Германию. Эта школа видит в керамике совершенно самостоятельное искусство, где художник выражает себя не через повествовательный и живописный мотив, а через форму и цвет, присущие только керамике».

Однако, сегодня определение Х.Кумы не отражает объективную действительность, ибо оно было сделано в начале 70-х гг. ХХ века и не соответствовало реалиям последующих десятилетий. Кроме того, Х.Кума совершенно не учитывала уникальный характер и самобытность керамики Венгрии, Чехословакии и Польши, которые достигли наивысшего расцвета лишь в 80-е годы ХХ века и были отмечены высшими наградами международных конкурсов керамики. Учитывая сказанное, автор исследования предлагает выделить керамику стран Восточной Европы (Чехословакия, Венгрия, Польша) в третье самостоятельное направление развития керамики, стилистика которой заметно отличается от других европейских стран.

Ранний период развития керамики стран Северной Европы связан с именем выдающегося британского художника и теоретика искусства Б.Лича. В монографии «Книга керамиста» (1955), он впервые сформулировал принципы взаимовлияния культуры Востока и Запада и открыл новые тенденции развития художественной керамики. Британские художники первыми в мире начали пластические эксперименты в области традиционной формы керамического сосуда по превращению его в своеобразный арт-объект – продукт высокого интеллекта, фантазии и мастерства (работы Г.Пима, К.Макниколла, К.Пирсон, Л.Рай, Г.Копера, Г.Хуго и др.). Начало 80-х годов было ознаменовано отказом художников от функционального назначения керамики и от привычного отношения к предметной форме. В итоге керамика приобретает черты самостоятельного концептуального арт-объекта. Она часто носит умозрительный характер, отмечена чертами имитации других материалов и рационализмом мышления (композиции Г.Бартона и Г.Болдуина). Более убедительны работы Л.Ганн-Рассел, отмеченные высокой эстетической культурой и соединением фигуративной пластики с языком абстрактного искусства. В геометрических формах мастер добивается внутреннего движения внешне статичной формы.