Смекни!
smekni.com

Тенденции развития мировой декоративной керамики последней трети ХХ начала XXI вв (стр. 5 из 9)

Точное понимание синтеза разных материалов является важным отличием декоративных композиций сибиряков. Их соединение в керамике носит выразительный формальный характер и воплощает новые образно-пространственные связи с окружающей средой. При всем новаторстве формотворческих приемов, сибирская керамика имеет глубокие традиционные корни, идущие от народного зодчества в понимании конструкции и способах крепления отдельных элементов.

Процесс создания керамики, как модели природных космогонических явлений, превращает сибирскую керамику из предмета в факт искусства. В монументальных формах художники воскрешают духовный мир предков и неожиданно пластический и эмоциональный язык древних оказывается созвучен сегодняшнему мироощущению.

Наличие в стране различных школ декоративной керамики и выдающихся художников обеспечивало видовую самостоятельность керамики исследуемого периода. Высокий профессиональный уровень нашей керамики нашел мировое признание благодаря успешным выступлениям ведущих художников страны на международных конкурсах керамики в Италии, Франции и Польше. Участие в них произведений лучших мастеров оказывало самое благотворное влияние на повышение уровня мастерства и общую культуру отечественной керамики. Важную роль в развитии отечественной керамики также играли интерсимпозиумы керамики, регулярно проводимые в различных европейских странах. Успехи ведущих художников страны на международной арене позволили нашей керамике занять собственную нишу в общем мировом процессе развития этого древнего материала. Благодаря этому, отечественная керамика 70–80-х годов оказалась созвучной культурной ситуации европейского постмодернизма, выраженной в восстановлении связей с историческим прошлым.

В третьей главе «Декоративная керамика разных континентов последней трети XX века» выявлены национальные особенности и новые тенденции развития керамики в творчестве ее ведущих мастеров, без которых невозможно получить общую картину состояния мировой керамики исследуемого периода.

Глава состоит из разделов: 3.1. Влияние международных выставок и конкурсов на развитие мировой керамики; 3.2. Керамика Азии; 3.3. Керамика Африки; 3.4. Керамика стран Латинской Америки; 3.5. Керамика США; 3.6. Керамика Канады; 3.7. Керамика Австралии; 3.8. Керамика Новой Зеландии.

Важнейшую роль в развитии мировой керамики последней трети XX века играла организованная Международной академией керамики (Женева) интернациональная выставка керамики в Праге (Чехословакия, 1962).

Однако, наряду с позитивным влиянием крупных международных смотров, следует отметить негативное воздействие процесса всемирной глобализации на сохранение национальных традиций в керамике разных стран мира. Исключение составляет декоративная керамика Японии, в которой творческие эксперименты художников неразрывно связаны с глубокими корнями народного искусства. Японская керамика обладает общей стилистикой и высочайшим уровнем изготовления керамических изделий. Подтверждением этого служат высшие награды японских художников (Н.Шибата, К.Мацуи, Е.Коичи), полученные ими на крупнейших мировых конкурсах керамики.

Керамика Индии также прочно связана с традициями народной керамики при создании произведений культового характера (скульптура, рельефы). Однако, организованная в 70-е годы в Дели керамическая мастерская Академии изящных искусств, стала лабораторией поиска новых средств художественной выразительности в керамике. Среди индийских художников выделяются работы Д.Пандураджана, которые характерны новыми экспериментами в области формообразования керамики.

Керамика Китая в 60–70-е годы подверглась жестокому насаждению политических установок маоизма. Они отразились в декоративных панно, скульптуре малых форм, вазах, в которых отсутствует всякое проявление творческой индивидуальности художника. Однако, произошедшие в 80–90-е годы в Китае политические перемены изменили характер декоративного искусства. В этот период художники страны активно участвуют на международных выставках керамики, успешно совмещают национальные традиции с поисками новых средств выразительности. Это позволило им занять собственное место в мировой керамике конца ХХ века. Таковы работы Чень Ши Линя, Лю-Ена и других мастеров. Самобытным характером творчества отмечены произведения художников Тайваня, которые в 70–80-е годы были постоянными участниками крупнейших международных конкурсов керамики. Умение соединить глубокие национальные традиции с современными тенденциями формообразования особенно характерны для работ Д.Минг-Нана. Значительный успех тайваньской керамике принесла композиция Ченг-Сун-Чена «Домашний базис № 6» (1989), отмеченная высшей наградой Международного конкурса керамики в Фаенца (Италия, 1989). Собственной стилистикой и ярким индивидуальным почерком отмечена керамика Чунг Хван Чо (Южная Корея), работы которой сохраняют функциональные признаки и дополнены пластическим декором и изящным графическим контррельефом. Творческой удачей мастера стала композиция «Глядя в небо» (80-е гг.), которая обладает точными пропорциями, выразительным силуэтом и цветовым декором. Для работ турецких художников Б.Аудинера и Б.Базарира характерна лаконичность средств, выразительный силуэт и контрастная графическая роспись. В 70–80-е годы они создавали декоративные панно, рельефы с условным построением пространства, дополненного росписью. Постоянно участвуя на международных конкурсах керамики, эти мастера явно заимствовали новые тенденции формообразования в творчестве ведущих художников Европы.

Среди африканских государств в исследуемый период декоративная керамика активно развивается в Египте. Художники С.Рашид, С.Карим, С.Эль Садр демонстрируют органичное соединение традиции и современности в керамической скульптуре, декоративных вазах, рельефах.

Более радикальный характер, стремление к поиску новых средств художественной выразительности и даже цитирование европейских «стандартов» в керамике характерно для работ художников Сенегала (например, композиция А.Декерф «Подушки», 90-е гг.).

В самобытной керамике Южно-африканской республики следует отметить работы А.Малан, Л.Дю Тойт, Т.Бабб, Н.Сиффоле, Д. де Ланже. Работы этих мастеров отмечены оригинальным композиционным мышлением, высокой профессиональной культурой, синтезом формы и цвета, традиций и новаторства.

Национальной самобытностью и высоким мастерством отмечена декоративная керамика стран Латинской Америки. Особенно это относится к керамике Аргентины, отмеченной внутренней динамикой и напряжением пластической формы. Творчество выдающегося мастера керамики К.Карле поражает синтезом цвета, формы и незаурядным мастерством. Яркая индивидуальность характерна для работ М.Гуарини, Д. ди Фалко и П.Мартинес. Среди бразильских керамистов особый интерес вызывают ландшафтные композиции М. ди Лорио, арт-объекты Н.Акимори и М.Опперманн, характерные органичностью форм, соразмерностью с окружающей средой, высокой исполнительской культурой и концептуальностью замысла. Керамику Венесуэлы отличает удивительная органичность пластического мышления, внутренняя энергия и высокое профессиональное мастерство. Среди мастеров старшего поколения выделяются работы Т.Тофано и Секи – лепные рукотворные вазы, имеющие наполненную форму и минимальный цветовой декор. В 80-е годы на мировой арене активно заявили о себе работы М. де Вальдер, Р.Дайни и Н.Маргес, которые демонстрировали поиски новых средств художественной выразительности, синтетическое мышление и высокое мастерство.

Самобытные творческие поиски отличают декоративную керамику Кубы, для которой характерны гиперреалистические работы Х.Гонзалес и А.Карбалло. Эти мастера органично сочетают национальные традиции и современные эксперименты в области формообразования керамики. О высоком уровне кубинской керамики свидетельствует тот факт, что работы Х.Гонзалес были удостоены первой премии на II Биеннале керамики малых форм в Загребе (Югославия, 1987).

Художники Мексики также успешно соединяют традиции народного искусства с поисками современного языка декоративной керамики. Особенно экспрессивны и выразительны скульптурные композиции М.Гонзалеса, Р.Гулермо и Ф.Мартинеса, в которых заметна высокая пластическая культура и самобытность творческого мышления этих мастеров.

Колумбийскую керамику на международной арене с успехом представляли произведения К.Гарсиа. В ее рельефах и панно отразилось незаурядное живописное мастерство и стремление к абстрактно-ассоциативным формам выражения. Таково панно «Темная ночь» (1989), полное внутреннего напряжения и точной организации керамической плоскости с помощью ограниченной цветовой гаммы.

В чилийской керамике весьма заметно влияние наивного искусства и поп-арта. Примером служат работы С.Гонзалеса, отмеченные собственным пониманием формы и сути керамического материала. Композиция мастера «Ящик Пандоры» (1987) была отмечена наградой II Биеннале керамики малых форм в Загребе (Югославия, 1987).

Ведущие художники Пуэрто-Рико Д.Балосси, С.Бланко, С.Эспиноза, А.Хамблетон занимают собственную нишу в декоративном искусстве Латинской Америки. О высоком профессиональном уровне керамики Пуэрто-Рико свидетельствует золотая медаль 38-го Международного конкурса керамики в Фаэнца (Италия), полученная С.Эспинозой за «Декоративную скульптуру» (1980).

Во второй половине ХХ века декоративная керамика США прошла сложный эволюционный путь развития и испытала влияние абстракционизма, экспрессионизма, поп-арта и гиперреализма. Работы П.Вулкоса, Р.Аутио и Д.Мейсона, К.Коблиц и М.Левин отмечены высоким мастерством, прекрасным владением разными техниками декора. Однако им порой изменяет чувство меры и художественный вкус. Высокий технический уровень стал отличительной чертой американской керамики. Гиперреалистические тенденции более всего отразились в керамических работах М.Левина, Г.Котлина и Н.Селвин и ландшафтных инсталляциях Т.Макмиллана и М.Франк. Влияние наивного искусства особенно проявилось в работах Д.Боа, Д.Галлахера, Д.Мелчерта, Е.Фордса.