Федеральное агентство связи
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
"Поволжская государственная академия телекоммуникаций и информатики"
Кафедра
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Самара 2006
Содержание
1. Государство и право. Их роль в жизни общества
Понятие и происхождение государства. Функции государства
Понятие права, его социальное назначение
Взаимосвязь государства и права
Выделяют три основные формы права
Виды нормативных актов. Законы и подзаконные акты
2. Основные правовые системы современности
Понятие правовой системы
Романо-германская правовая семья
Правовая семья англо-саксонского общего права
Мусульманское право (семья исламского права)
3. Система российского права. Отрасли права
Понятие и структурные элементы системы права
Отрасль права. Характеристика основных отраслей права в России
Защита прав потребителей по российскому законодательству
Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, того, в каких условиях данное явление возникло, как он развивалось и каким стало в действительности
Изучение основ государства и права следует начать с рассмотрения вопросов о понятии государства и его социальном назначении. Такой исторический подход необходим для познания и уяснения сущности государства и права, которые появились на определённой ступени развития человечества. История современного кроманьонского человека насчитывает около 40 тыс. лет. А первые государственные образования возникли 5 тыс. лет назад. Десятки тысяч лет человеческое общество существовало, не зная государства и права. Этому периоду соответствовали другие формы организации общества.
Родовая община - первичная ячейка организации первобытного строя, которая характеризуется:
1. кровным родством;
2. совместным коллективным трудом;
3. общественной собственностью.
Общественная собственность и социальное единство внутри родовой общины порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общины. В осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены рода. Род давал защиту всем своим членам от внешних врагов как своей военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести. Власть в первобытном обществе - это ещё не государственная власть. Её особенность - отсутствие особого аппарата управления и принуждения. Огромную роль в родовой общине играли обычаи, с помощью которых регулировалась жизнедеятельность рода и его членов. В обычаях содержались непререкаемые запреты (табу) или ритуальные действия, а также мифы, создававшие образцы для подражания защитникам рода, традиций и долга продолжения рода. На основе генетических связей и языческих культов соблюдение обычаев становится прочной привычкой, потребностью каждого члена рода.
Избранные представители родовой власти (старейшины и военные вожди) не обладали никакими привилегиями и не располагали специальными средствами и органами принуждения. Их власть опиралась лишь на личный авторитет, поскольку соплеменники, избрав наиболее мудрых, опытных, знающих родовые обычаи и запреты, в большинстве своём добровольно подчинялись их распоряжениям, ибо только так общество могло выжить в суровых условиях жёсткой борьбы за своё существование.
С течением времени в первобытном обществе происходят процессы, которые постепенно привели к смене родовой организации государственной властью и возникновению государства.
Теории о происхождении государства стали возникать вместе с последним, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания.
Существуют различные теории, по-разному трактующие возникновение государства.
1. Теологическая теория, согласно которой источником государственной власти является божественная воля. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми", "Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу". В древнем Китае император именовался сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство.
2. Патриархальная теория (Платон, Аристотель) объясняла происхождение государства разрастанием семьи и трансформацией отеческой власти в государственную власть монарха над своими подданными. Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Её активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н.К. Михайловский. Видный историк М. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в хорошего царя, вождя, "отца народа".
3. Договорная теория, согласно которой люди заключают договор с государством, передав ему часть своих прав, чтобы оно от их имени обеспечивало управление обществом и порядком. Эта теория получила полное своё развитие в трудах блестящих мыслителей ХVII - ХVIIIвв. (Спиноза, А. Радищев, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. -Ж. Руссо). Теория договорного происхождения государства впервые показала, что государство возникает как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший огромное воздействие на жизнь индивидов, групп и всего общества. Договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности перед народом всех государственно-властных структур.
4. Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в к. ХIХ - н. ХХ вв., согласно которой государство возникло в результате насилия как внутреннего (экономического, политического), так и внешнего. Её основоположниками Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг опирались на известные исторические факты возникновения германских и венгерских государств. Мать государства, утверждают сторонники насилия, - война и завоевание. Так, австрийский государствовед Л. Гумплович писал: "История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения".Ф. Энгельс жёстко и во многом справедливо критиковал данную теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Вместе с тем бесспорно и то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в государствообразующем процессе (н., римское, древнегерманское государство, Киевская Русь).
5. Ирригационная теория (правовед Виттфогель обосновывает данную теорию в книге "Восточный деспотизм").
6. Марксистская теория наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", согласно которой государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Для данной теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления.
Современный подход к проблеме происхождения государства базируется на новейших достижениях таких наук как археология, этнография, история, позволившие сделать вывод о том, что впервые в истории человеческого общества государства возникли в тех регионах, где были благоприятные условия для занятия земледелием, что способствовало переходу от присваивающего к производящему хозяйству. Эти изменения в способе производства привели к тому, что возникла потребность в управлении производством, а затем управлением и самой усложнившейся структурой общества. Одновременно идёт процесс социального расслоения. Государство, возникшее для управления делами всего общества, постепенно начинает использоваться и для защиты интересов одного экономически господствующего класса.
Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций обществ.
Общие признаки государства:
1. Территория. Наличие чётко определённых внешних границ и внутреннего административно-территориального деления. Государство объединяет людей, проживающих на его территории, под которой понимается пространство в пределах государственных границ, и свои права и обязанности они осуществляют по месту своего жительства.
2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается в профессиональном сословии управителей, из которых комплектуются органы гос. управления. Государство располагает специальными взаимосвязанными государственными органами, образующими гос. аппарат (администрация, армия, суды), который от имени государства обеспечивает управление, а в случае необходимости государственное принуждение.
3. Только государство может создавать нормы права (юридические нормы), закреплённые в законах и других правовых актах.
4.Взимание с населения налогов и других обязательных сборов в качестве средств на содержания госаппарата и других общественных нужд.
5. Государственный суверенитет, что означает его независимость от других государств, а также от любых иных организаций внутри страны, возможность самостоятельно решать свои внутренние и внешние дела.