Понятие «имущество», используемое в законодательстве многозначно. В одних случаях под имуществом понимается совокупность принадлежащих лицу вещей, а также имущественных прав и обязанностей, а в других - только наличное имущество, т. е. актив в виде вещей и имущественных прав. Иногда и закон, и сложившееся словоупотребление придают понятию имущества еще более узкое значение. В его состав при этом включаются только вещи, принадлежащие конкретному лицу. Поэтому, представляется совершенно справедливым замечание Е.А. Суханова о том, что «необходимо всякий раз путем толкования уяснять значение этого термина в конкретной правовой норме».[16]
Таким образом, имущественные правоотношения супругов возникают в результате воздействия семейно-правовых норм на регулируемые ими общественные отношения. Возникновению имущественных правоотношений предшествует издание норм, регулирующих данные общественные отношения (нормативные предпосылки); наделение субъектов правоспособностью, позволяющей им быть носителями имущественных прав и обязанностей, предусмотренных в правовых нормах (правосубъектные предпосылки); наличие соответствующих юридических фактов, с которыми нормы связывают возникновение данных правоотношений (юридико-фактические предпосылки).
Регулирование отношений семейной собственности имеет в своей основе ст. 35 Конституции РФ, которая посвящена основным принципам регулирования имущественных отношений[17]. А именно, ст. 35 Конституции РФ провозглашает: «Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами». Собственность супругов (общая или раздельная) по своей форме является частной собственностью. Со стороны государства гарантируется охрана супружеских прав собственности. Супруги как любые иные частные лица (физические или юридические), вправе иметь в собственности любое имущество - движимое или недвижимое, производственного, потребительского, социального, культурного и иного назначения (за исключением некоторых объектов, которые в интересах охраны экологической и общественной безопасности и здоровья населения не могут принадлежать гражданам). Важное значение имеет и п. 3 ст. 35 Конституции РФ, устанавливающий гарантии прав собственности частных лиц при изъятии их имущества. В соответствии с этим пунктом никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного равноценного возмещения. Таким образом, обратить взыскание на имущество супругов можно только по решению суда и по основаниям, предусмотренным законом.
В статье 38 Конституции РФ определяется: «Материнство, детство, семья находятся под защитой государства». Эта правоустанавливающая позиция определяет семейную политику Российского государства, которая находит свое развитие во многих других нормах, регулирующих права и свободы граждан. В ее основе находятся такие не переходящие ценности, как человек, семья, общество, государство, и именно в этой последовательности и очередности[18]. И при регулировании имущественных отношений между супругами необходимо найти баланс между личными (индивидуальными), семейными, общественными и государственными интересами. Все вышеизложенные принципы, зафиксированные в Конституции РФ, находят свое непосредственное отражение, развитие и конкретизацию в Семейном и Гражданском кодексах РФ.
В СК РФ четко формулируются основные начала семейного законодательства - цели и принципы правового регулирования семейных отношений в РФ. Основные начала имеют не только основополагающее значение, но и прямым образом влияют на регулирование имущественных отношений, вытекающих из брака и принадлежности к семье. Например, статья 42 СК РФ, устанавливая ограничения свободы брачного договора, ясно оговаривает, что брачный договор не может предусматривать положения, которые противоречат основным началам семейного законодательства[19].
ГК РФ содержит ряд положений, имеющих принципиальное значение в регулировании имущественных отношений между супругами. В частности, законный и договорный режимы имущества супругов, алиментное соглашение имеют своей основой положения ГК РФ о праве собственности (его содержании и правомочиях субъектов), об основаниях возникновения, изменения и прекращения права собственности и иных имущественных прав, а также о пределах их осуществления, порядке предоставления содержания и др. ГК РФ определяет объекты имущественных прав граждан, в том числе и права собственности. Право общей совместной собственности супругов является разновидностью права общей собственности, регламентируемого нормами ГК РФ (глава 16). Именно в ГК РФ закреплена диспозитивная норма, в соответствии с которой имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества (п.1 ст.256 ГК РФ). И хотя ГК РФ не обозначает ни названия договора, ни регламентирует его содержание, именно 1 января 1995 года (дата введения в действие части первой ГК РФ) считается датой появления брачного договора в российском законодательстве[20]. Однако в недавнем прошлом правовую основу для заключения брачных договоров составляло правило п. 2 ст. 4 ГК РСФСР 1964 г. Брачный договор имел право на существование, как и всякая сделка, «хотя и не предусмотренная законом, но и не противоречащая ему».
В настоящее время институты брачного договора и соглашения об уплате алиментов, несомненно, опираются на правила ГК РФ относительно гражданско-правовых сделок и гражданско-правовых обязательств.
В свою очередь, правовой режим имущества супругов — как законный, так и договорный — опирается на гражданско-правовой институт права собственности. Представляется, что без привлечения норм, регламентирующих возникновение, осуществление, прекращение права собственности вообще, а также права общей (совместной и долевой) собственности в частности, невозможно ни заключение брачных контрактов, ни разрешение имущественных споров между супругами.
М.И. Брагинский считает, что для применения гражданско-правовых норм к семейно-брачным отношениям необходимо либо включить в ГК соответствующие нормы, как это сделано, например, со ст. 256 ГК РФ, регулирующей отношения общей совместной собственности супругов, либо в СК РФ должна содержаться прямая отсылка к нормам гражданского законодательства[21]. Представляется, что такой подход к соотношению семейного и гражданского законодательства применяется ко всем семейно-брачным отношениям, не урегулированным семейным законодательством, если это не противоречит их существу[22].
К уже отмеченному следует добавить, что в гл.16 ГК РФ, посвященной общей собственности, имеется ст. 256 устанавливающая общие начала правового регулирования имущественных отношений супругов. В СК РФ соответственно имеется две главы: гл. 7, регламентирующая законный режим имущества супругов, гл. 8, посвященная договорному режиму имущества супругов.
Среди отдельных законов, нормы которых в той или иной степени направлены на регулирование имущественных отношений супругов, следует назвать Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4262-1[23] Закон РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ[24], ФЗ РФ от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»[25], ФЗ РФ от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»[26], ФЗ РФ от 24.06.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[27], Жилищный кодекс Российской Федерации[28].
В систему средств правового регулирования имущественных отношений между супругами следует включить и Постановления Пленума Верховного Суда РФ.
В связи с введением в действие нового СК РФ у судов возникли вопросы, связанные с применением его норм. Учитывая это обстоятельство, Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял Постановление от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»[29]. Постановление от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака»[30] и др. Целью данных постановлений является обеспечение правильного и единообразного применения СК РФ при разрешении споров, вытекающих из семейно-брачных имущественных отношений.
Таким образом, завершая нормативно-правовую характеристику имущественных отношений, укажем, что новое законодательство основывается на конституционных принципах всемерной охраны прав и свобод человека и гражданина, оно призвано обеспечить гарантии осуществления и защиты, супружеских прав граждан в новых социально-экономических условиях.
Правовой режим можно рассматривать как специфический вид правового регулирования, который выражен в своеобразном комплексе правовых стимулов и правовых ограничений[31]. «Каждый правовой режим, - пишет С.С. Алексеев, - есть все же именно «режим», и его понятие несет в себе основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, что правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, предела их правовой самостоятельности»[32].