Смекни!
smekni.com

Ответственность по гражданскому праву (стр. 7 из 8)

Но просрочкой должника может быть вызвана невозможность исполнения, не зависящая от воли сторон. Риск (т. е. опасность) случайного наступления невозможности исполнить обязательство возлагается на просрочившего должника. К таким последствиям относятся, в частности, случайно наступившие убытки кредитора.

В силу п. 2 ст. 405 ГК РФ с просрочкой должника связывается право утратившего интерес кредитора отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков. Наличие причинной связи между утратой кредитором интереса к исполнению обязательства и просрочкой должника в случае спора доказывает кредитор.

Отказ от принятия исполнения кредитор может заявить независимо от того, виновен ли должник в просрочке. Но убытки взыскиваются лишь за виновную просрочку, за исключением ответственности должника независимо от вины (на началах причинения).

При просрочке кредитора, если это обстоятельство явилось причиной невозможности исполнить обязательство, должник просрочившим не считается (п. 3 ст. 405 ГК РФ).

Просрочка кредитора (ст. 406 ГК РФ). Под просрочкой кредитора понимается его неправомерное действие или бездействие в виде:

1) отказа от принятия предложенного должником надлежащего исполнения, 2) несовершения действий, без которых должник не мог исполнить своего обязательства (так, заказчик не подготовил фронт работ для подрядчика, в связи с чем он нарушил сроки производства работ по договору строительного подряда),

3) отказа выдать расписку либо иной долговой документ, а также отказа учинить отметку в расписке о невозможности возврата долгового документа.

Просрочка кредитора является основанием для взыскания с него убытков в пользу должника. Убытки взыскиваются на началах вины либо началах причинения.

Кредитор утрачивает право на взыскание процентов по денежным обязательствам за весь период просрочки.

3.8. Ограничение размера ответственности.

По общему правилу п. 1 ст. 15 ГК РФ, убытки лица, право которого нарушено, возмещаются в полном объеме. Это значит, что взысканию подлежат весь причиненный реальный ущерб и упущенная выгода. Однако норма п. 1 ст. 15 является диспозитивной: в законе или договоре может быть определена ответственность в меньшем размере. Так, в абз. 3 п. 1 ст. 171 ГК РФ прямо предусмотрена обязанность недобросовестной дееспособной стороны возместить реальный ущерб, причиненный недееспособному лицу в связи с недействительной сделкой. Упущенная выгода при этом не возмещается. В договоре также может быть установлена ответственность в виде возмещения только реального ущерба либо убытков в заранее определенной сторонами сумме.

В п. 1 ст. 400 ГК РФ установлено право законодателя по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, устанавливать ограниченную ответственность.

Что касается соглашения сторон об ограничении ответственности, то это право предоставлено им диспозитивной нормой п. 1 ст. 15 ГК РФ. В п. 2 ст. 400 ГК РФ установлены случаи, когда подобные соглашения не допускаются. К ним относятся договоры присоединения, а также иные договоры, в которых кредитором является гражданин в статусе потребителя (например, договор бытового заказа, договор розничной купли-продажи). Если для таких договоров размер ответственности определен законом, соглашение о ее ограничении ничтожно при условии, что оно совершено до наступления обстоятельств, влекущих ответственность. Например, если стороны в договоре бытового подряда записали условие о том, что за конкретное нарушение подрядчик отвечает только в размере 1/2 стоимости испорченного по его вине материала, он не может ссылаться на подобное условие. Однако после нарушения (при отсутствии спора) стороны вправе согласовать вопрос о снижении размера ответственности.

Ограничить ответственность можно не только в сфере возмещения убытков. Если за нарушение обязательства взыскивается зачетная неустойка, при ограниченной ответственности убытки возмещаются, во-первых, в размере, не покрытом неустойкой, а, во-вторых, непокрытая неустойкой часть убытков возмещается до пределов, установленных ограничением. При взыскании иных видов неустоек действует тот же порядок определения их размера.

Возможны и иные виды ограничения ответственности. Так, убытки не могут взыскиваться, если законом или договором установлена исключительная неустойка. Неустойка, исключающая возмещение убытков, например, используется при нарушении обязательств организационного характера, предшествующих заключению договора железнодорожной перевозки грузов. Установление альтернативной неустойки также может ограничить ответственность.

Статьей 333 ГК РФ суду предоставлено право уменьшить неустойку при ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гражданско-правовая ответственность является одним из видов юридической ответственности и потому обладает всеми свойственными ей признаками: государственно-принудительным воздействием, применением уполномоченными субъектами к лицам, допустившим правонарушение санкций, являющихся мерами юридической ответственности.

Для развития гражданского оборота необходимо, чтобы его участники исполняли свои обязанности надлежащим образом. При нарушении этих обязанностей причиняется вред, прежде всего кредитору, и, следовательно, нарушается механизм гражданского оборота, от чего страдает все общество в целом. В целях устранения последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств существует гражданско-правовая ответственность как вид юридической ответственности.

Под гражданско-правовой ответственностью следует понимать только такие санкции, которые связаны с дополнительными обременениями для правонарушителя, то есть являются для него определенным наказанием за совершенное правонарушение. Эти обременения могут быть в виде возложений на правонарушителя дополнительной гражданско-правовой обязанности или лишения принадлежащего ему субъективного гражданского права. О гражданско-правовой ответственности можно говорить только тогда, когда должник за несвоевременную передачу индивидуально-определенной вещи будет обязан возместить кредитору понесенные ему убытки, что исключалось бы в случае надлежащего исполнения им обязательств. В случае исполнения сторонами сделки, совершенной под влиянием обмана, сторона, прибегнувшая к обману, лишается права на переданное ею по сделке имущество, которое обращается в доход Российской Федерации (ст. 179 ГК РФ). Эти отрицательные последствия не наступили бы, если бы сделка была совершена без нарушения гражданского законодательства. Подобного рода санкции, связанные с дополнительными обременениями для правонарушителя, оказывают стимулирующее воздействие на участников гражданского оборота и способствуют предотвращению правонарушений, на что и должна быть направлена любая юридическая ответственность.

Таким образом, под гражданско-правовой ответственностью следует понимать санкцию, применяемую к нарушителю в виде возложения на него дополнительной гражданско-правовой обязанности или лишения принадлежащего ему гражданского права.

Восстановление нарушенного имущественного положения, предупреждения правонарушений, обеспечение надлежащего исполнения обязательств и воспитания граждан в духе законности, являются важными задачами государства для его развития. Особенно когда экономические отношения базируются на товарно-денежных отношениях в условиях рынка.


Список использованных источников:

Нормативные правовые акты:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.,Издательство «Весь»-Добрые Вести. 2003.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 10, 13 августа 1996 г., "Вестнике Высшего Арбитражного суда Российской Федерации", 1996, N 9, "Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации", 1996, N 9, в библиотечке Российской газеты выпуск N 13, 2000 г.

Специальная литература:

1. Антимонов Б.С. Основания договорной ответственности социалистических организаций. М., 1962;

2. Арул В.А. Вина как субъективное основание гражданско-правовой ответственности. // Уч. Зап. Тарт. ун.-та. Вып. 758. Тарту, 1986, с. 40 - 51;

3. Белякова А.М. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда: Теория и практика. М., 1986;

4. Бернштейн Д.И. Проблема так называемой ответственности без вины в советском праве. // Сб. статей асп. Ташкентского Гос. ун-та. Вып. 253. Ташкент, 1964;

5. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность: Очерк теории. М., 1976;

6. Васькин В.В., Овчинников Н.И., Рогович Л.Н. Гражданско-правовая ответственность. Владивосток, 1988;

7. Грибанов В.П. Ответственность за нарушение гражданских прав и обязанностей. Пос. для слушат. М., 1973;

8. Илларионова Т.И. Значение форм вины в дифференциации гражданско-правовых санкций. // Советское государство и право. 1978. № 8, с. 126 - 130;

9. Иоффе О.С. Вина и ответственность по советскому праву. // Советское государство и право. 1972. № 9;

10. Иоффе О.С. Ответственность по советскому гражданскому праву. Л., 1955;

11. Каминская П.Д. Основания ответственности по договорным обязательствам. // Вопросы гражданского права. М., 1957;

12. Комаров А.С. Ответственность в коммерческом обороте. М., 1991;