СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ГЛОБАЛЬНАЯ УГРОЗА И БЕЗОПАСНОСТЬ. 4
1.1. Научные открытия. 4
1.2. Работы Римского клуба. 7
1.3. Конференции ООН.. 8
2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ.. 11
2.1. Как "устроены" системы безопасности. 11
2.2. Займемся экономикой. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 17
Причиной многих сегодняшних опасностей для человека является его собственная жизнедеятельность. Под жизнедеятельностью следует понимать длительную деятельность одного человека или суммарную деятельность многих людей (общества), если в итоге этой деятельности получается заметное целенаправленное преобразование окружающей среды. Преобразующая жизнедеятельность, как правило, несет с собой возникновение новых опасностей, причем с увеличением масштабов преобразований растут масштабы опасностей.
Ситуация на планете в последние десятилетия резко изменилась: опасности от жизнедеятельности человечества вдруг приобрели совершенно небывалый прежде глобальный характер (в переводе с лат. "глобус" - Земля, земной шар). При этом в опасности находится не просто человечество, но и окружающая среда, природа, сама Жизнь на Земле. Наступила новая фаза в развитии цивилизации, в которой первой и главной целью людей должно стать уже не столько удовлетворение непрерывно растущих материальных потребностей, как было всегда до сих пор, сколько всестороннее обеспечение безопасности своей жизнедеятельности.
Осознание мировым сообществом новой ситуации пришло после ряда последовательных научных открытий, сделанных в течение двух последних столетий. Эти открытия показали, что представления людей о необъятности и неистощимости окружающей их природы должны быть изменены.
1. ГЛОБАЛЬНАЯ УГРОЗА И БЕЗОПАСНОСТЬ
Нельзя больше жить по принципу, красочно сформулированному в середине нашего столетия известным садоводом И.В. Мичуриным: "Мы не можем ждать милостей от природы. Взять илу нее — наша задача! ". Ученые установили, что человечество является естественной частью сложной единой систем "Природа-человек-общество". Состояние и развитие этой системы зависят от преобразующей деятельности людей. При этом ресурсы природы для людей и их преобразующей деятельности на планете ограничены. Преобразуя природу, нельзя бесконечно "брать" у нее. Серьезным научным открытиям предшествовала умозрительная теория английского ученого монаха Т. Мальтуса (XIX век) о том, что рост народонаселения Земли (по закону геометрической прогрессии) опасно отличается от роста производства продуктов питания (по закону арифметической прогрессии). Мысль Мальтуса намного опередила свое время и долго служила лишь объектом критических нападок.
Первой важной вехой в научном познании законов существования и развития системы "Природа-человек-общество" стало формулирование идеи движения, непрерывной изменчивости живой материи во всех ее видах.
В стройную схему превратить многочисленные факты, уже известные его предшественникам, удалось в XIX веке Ч.Дарвину. Главными, ключевыми понятиями стали эволюция живой материи и ее механизмы: наследственность, изменчивость, отбор.
Дарвинизм дал основу нашего современного представления о природе развития живого, определил исходные позиции для дальнейших открытий.
Следующим принципиальным шагом явилась идея единства и взаимозависимости всех эволюционных процессов, протекающих на Земле: геохимических и физических, развития живого вещества и развития человеческого общества. Эта система взглядов принадлежит В.И. Вернадскому, превратившему ее в развернутое учение в двадцатых годах XX века.
К ней В.И. Вернадский пришел в результате многолетних исследований геохимической истории нашей планеты. Его работы показали глубокую взаимозависимость геохимических и геофизических процессов и процессов, порождаемых живой материей. Весь лик Земли, структура ее атмосферы и гидросферы, толщи осадочных пород, залежи полезных ископаемых - все это возникло благодаря жизни. И именно жизнь была тем связующим звеном между космосом и поверхностью планеты, которое позволило энергии Солнца оказать решающее влияние на ее развитие. Поэтому вся поверхность Земли является единой, целой, организованной Жизнью оболочкой - биосферой.
Биосфера, по Вернадскому, это область существования живого вещества, Охватывающая гидросферу, нижнюю часть атмосферы, а также верхний слой литосферы (земной коры). Биосфера содержит два типа вещества - "живое и косное, влияющие друг на друга".
Идея единства и взаимозависимости повлекла за собой следующую: неизбежно наступит время, когда определять эволюционные процессы на нашей планете будет прежде всего человеческая жизнедеятельность. Изучая воздействие человека на окружающую среду,В.И. Вернадский обратил внимание на непрерывное усиление его влияния на единый эволюционный процесс: активная жизнедеятельность людей постепенно приобретает геологические масштабы. От локального воздействия на окружающую среду человечество постепенно переходит к такой деятельности, которая начинает оказывать природообразующее влияние на всю планету. Причем даже там, где оно незначительно, влияние человека растет со скоростью, на много порядков превосходящей скорости естественного эволюционного развития. Отсюда следует логический вывод: неизбежно наступит время, когда определять эволюцию на нашей планете будет прежде всего человеческая жизнедеятельность. Определяющим началом при этом будет не стихия естественного развития, а разум человека. Достигнув определенной степени могущества, человеческое общество - с его разумом, с его мудростью - сделается основным гарантом безопасности дальнейшего развития биосферы. Таким образом, биосфера, по Вернадскому, станет ноосферой, т.е. сферой господства разума человека (ноо - разум, лат.).В ноосфере люди должны принять на себя ответственность за дальнейший ход эволюции на Земле. Ее развитие должно стать "направляемым " жизнедеятельностью человека, оно должно обеспечить достижение и поддержание определенных условий в развитии планеты.
Как в формировании дарвинизма наряду с Ч.Дарвиным принимала участие еще целая группа замечательных мыслителей, так и рядом с В.И. Вернадским было немало ученых, разделявших и развивавших формирующуюся систему взглядов. Важную роль в создании представлений о будущей ноосфере сыграли французские ученые Тейяр-де-Шарден,Э.Леруа, наш соотечественник Н.В.Тимофеев-Ресоеский.
Следующий шаг в развитии познания эволюционных процессов в системе "Природа-человек-общество" был связан с применением количественных, математических методов, созданных в инженерных науках.
Д.Форрестер в 1971 г. предложил общий подход для математического описания глобального развития мира и человечества как единого целого. Его исследования показали, что предсказанное В.И. Вернадским время, когда человечество должно взять в свои руки руль "направленного" развития взаимосвязанных эволюционных процессов на Земле, уже наступило. Возможные катастрофические последствия неконтролируемой и неуправляемой жизнедеятельности - это реальность, с которой сегодня уже нельзя не считаться. Нельзя более откладывать решение вопросов обеспечения безусловной безопасности жизнедеятельности человеческого общества.
Важнейших научно-теоретических открытий ученых, однако, оказалось недостаточно для привлечения должного внимания мирового сообщества к проблемам глобальной безопасности жизнедеятельности.
Пока гром не грянет, мужик не перекрестится (русская пословица).
Толчком к полному осознанию глобальных угроз послужило изучение последствий возможного применения изготовленного в 50-60-х гг. ядерного оружия.
Неожиданно оказалось, что это оружие представляет собой угрозу не только для противника, но и для всего человечества, для всей окружающей среды. Осознание страшной опасности потрясло народы, заставило открыть глаза на глобальные проблемы.
Еще при экспериментальном подрыве первой атомной бомбы на полигоне США в Лос-Аламосе в 1945 г. собранные там ведущие ученые-физики всего западного мира неожиданно поняли: у них нет уверенности -не охватит ли цепная ядерная реакция бомбы вещество всей планеты? Не превратится ли в результате взрыва каша Земля во вторую звезду Солнечной системы?
В дальнейшем, проводя исследования эффективности действия ядерного оружия на противника, ученые - опять неожиданно для себя и своих политических и военных заказчиков - выявили, что даже "ограниченная" ядерная война будет означать либо исчезновение рода человеческого, либо его деградацию до уровня ниже доисторического.
Трагическая обеспокоенность ученых вылилась в манифест крупнейших мыслителей нашего века Б. Рассела и А. Эйнштейна, обнародованный в 1957 г. в канадской деревушке Пагуош и положивший начало Пагуошскому движению ученых. Их протест вызвала гонка ядерных вооружений, названная ими ядерным безумием. "Должны ли мы уничтожить человечество или человечество должно отказаться от войны?" - писали авторы манифеста.
Под воззваниями к запрету ядерного оружия затем подписались десятки миллионов жителей планеты.
С целью привлечения внимания мирового сообщества, деятельность ученых в области появившихся глобальных проблем объединил в начале 70-х гг. нашего столетия Римский клуб.
Римский клуб-это неформальная организация, проводящая международные научные конференции и творческие дискуссии, стремящаяся работать в интересах всего человечества и привлекать внимание общественности и правительств к вопросам, которые волнуют мир сегодня, к прогнозам ближайшего и отдаленного будущего. Римский клуб насчитывает свыше 100 независимых экспертов - деятелей науки и культуры, бизнесменов, политических и общественных деятелей из 53 стран мира.