.
Шиловский М. В.
«Мне 62 года, я родился в Тифлисе в 1849 г.» Так начал в 1912 г. свои «Воспоминания» граф Сергей Юльевич Витте. До сих пор три тома его мемуаров по праву считаются одним из ценнейших источников по истории России второй половины Х1Х — начала ХХ вв. Самого же автора вспоминают сейчас не так уж часто. Практически незамеченным остался его 150-летний юбилей, в том числе и у нас в Сибири, хотя будучи министром путей сообщения, а затем финансов, он был непосредственно причастен к возникновению Новониколаевска-Новосибирска. Дело в том, что изыскательская партия В. И. Роецкого в 1890 г. выбрала кривощековский вариант строительства моста через Обь. Жители Томска и Колывани, прежде всего купечество, пытались отстоять варианты проведения железной дороги через свои города. Более настойчивыми оказались колыванцы. В 1891 г. они подали прошение наследнику престола Николаю, путешествовавшему по Сибири, тогда же в МПС поступило ходатайство от городского общественного управления, поддержанное и.д. томского губернатора Шапошниковым, а в 1892 г. за свой счет снарядили экспедицию техников А. А. Серебренникова и А. А. Кривцова для исследования трассы через Колывань. На заседаниях Комитета Министров 28 апреля и 5 мая 1892 г. С. Ю. Витте убедил министров и Александра 111 в целесообразности кривощековского варианта (длина магистрали сокращалась на 86 верст и она пройдет вблизи хлебородной и горнопромышленной части Томской губернии). Тем самым Колывань и Томск оказались в стороне от Транссиба. Правда свою «вину» перед столицей губернии он частично искупил на посту министра финансов добившись открытия в 1900 г. в городе Технологического института, одного из трех принципиально новых вузов по подготовке инженеров, созданных по его инициативе в России.
Впечатляет перечень заслуг графа перед Отечеством. И тем не менее, в отличие от его не совсем удачного преемника П. А. Столыпина, Сергея Юльевича мало кто вспоминает сейчас, когда казалось бы его концептуальные и тактические подходы к проблеме формирования рыночной экономики должны быть изучены и востребованы. Может быть виной этому «нерусская» фамилия государственного деятеля, потомка выходцев из Голландии, переселившихся в Прибалтику еще в ХУ11 в. и получивших российское дворянство в середине Х1Х-го. Но его мать, урожденная Е. А. Фадеева, вела свою родословную от рюриковичей, т.е. старинного княжеского рода Долгоруких, а дед А. М. Фадеев одно время был саратовским губернатором. Возможно на имидж нашего героя повлияли методы достижения целей: лесть, интриги, подкуп, сплетни, слухи и т.д. Так, играя на неприязни своего шефа И. А. Вышнеградского к министру путей сообщения А. Я. Гюбеннету, он добился отстранения министра и занял его место, предваритель но скомпрометировав в глазах царя потенциального претендента на этот пост А. А. Вендриха. Но подобные способы карьерного рывка широко распространены и сейчас в бюрократической среде. В какой-то степени на авторитет министра влияла семейная жизнь. Витте был женат дважды и оба раза к ужасу тогдашних блюстителей нравов — на разведенных, прилагая в каждом случае немало усилий, чтобы развести своих будущих жен с мужьями. Например, за второй брак на М. И. Лисаневич ему пришлось заплатить отступные и даже прибегнуть к шантажу. Семейный же союз оказался удачным, однако супруга могущественного министра так и не была принята ни при дворе, ни в высшем свете. Впрочем, данное обстоятельство не повлияло на ее популярность. Будучи министром финансов, С. Ю. Витте по должности возглавлял Корпус пограничной стражи (на фотографии он воспроизводится в мундире шефа этого военизированного формирования). Шутливо тогдашних пограничников называли «армией Матильды» по имени второй его жены.
Истинная же причина умолчания скрывается, как нам представляется, в самой фигуре Витте, а самое главное — в его подходах к осуществлению первого витка российской модернизации. Пожалуй наиболее объективную характеристику реформатору дал П. Н. Милюков. «Он стоял головой выше той правящей верхушки, сквозь которую ему приходилось пробивать свой собственный путь к действию,- писал лидер кадетской партии.- А действовать — это была главная потребность его натуры. Как всякий самородок, Витте был энциклопедистом. Он мог браться за все, учась попутно на деле… Со своим большим здравым смыслом он сразу отделял главное от второстепенного и шел прямо к цели, которую поставил. Он прекрасно умел распознавать людей, нужных для данной минуты, организовать их труд, заставить их работать… Дела, за которые он брался, были большого масштаба. По мере удачи росла его самоуверенность, командующий тон, крепла сопротивляемость… При неудачах он становился страстен и несправедлив».
Для тусклого «вицмундирного» высшего света Российской империи С. Ю. Витте был «выскочкой» из провинции. По сути дела он представлял для рубежа Х1Х — ХХ вв. принципиально новый тип чиновника-менеджера, талантливого администратора, слабо связанного с сословными традициями дворянства и внесшего существенный вклад в первую российскую модернизацию. О некоторых его деяниях и пойдет речь ниже.
С. Ю. Витте родился 29 июня (17-го по старому стилю) 1849 г. В 1870 г. окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса) и был зачислен чиновником в канцелярию новороссийского генерал-губернатора, где занимался вопросами службы движения железных дорог. Затем перешел в акционерное общество Юго-Западных железных дорог, в котором в 1886 г. стал управляющим. Одновременно, как практик, приглашается в комиссию графа Э. Т. Баранова, занимающуюся изучением состояния железных дорог в России. В ее рамках подготовил проект «Общего устава российских железных дорог», а в 1883 г. опубликовал книгу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозкам грузов».
В 1890 г. по приглашению Александра 111 назначается директором департамента железных дорог Министерства финансов с производством, в нарушение всех правил, из титулярных советников в действительные статские советники. 15 февраля 1892 г. он становится управляющим МПС, а с августа того же года — министерства финансов. В 1893 г. Витте уже министр с производством в чин тайного советника и почетный член императорской Академии наук. По сути дела Сергей Юльевич возглавил второе по значимости после МВД ведомство дореволюционной России, поскольку Минфину подчинялись Государственный банк, Корпус пограничной стражи, фабрично-заводская инспекция. Оно контролировало все финансовые потоки в стране не только в сфере казенной (государственной) экономики, но частно и акционерной.
Возглавляя 11 лет финансовое ведомство, Витте руководствовался идеями немецкого экономиста Ф.Листа, которым он посвятил вышедшую в 1899 г. в Киеве брошюру «Национальная экономика и Фридрих Лист», а также теоретическим наследием своих предшественников, выдающихся ученых Н. Х. Бунге и И. А. Вышнеградского. В основе его концептуальных подходов лежала идея создания независимой национальной экономики, защищенной от иностранной конкуренции таможенными барьерами, с сильной регулирующей ролью государства. Осуществление ускоренной индустриализации (промышленной революции) министр считал возможным за счет активного привлечения иностранных капиталов и государственных инвестиций. С этой целью в 1894 г. вводится государственная винная монополия, дававшая до четверти всех поступлений в казну. Одновременно ограничивается эмиссионная деятельность Государственного банка, осуществляется серия конверсионных займов за границей, что позволило с 1897 г. перейти на золотое обращение. Единственный раз в отечественной истории (1897 — 1914 гг.) русский рубль стал конвертируемой валютой, что облегчило приток в страну иностранных капиталов.
Однако очень скоро С. Ю. Витте понял, что дальнейшее развитие рыночных отношений в России, прежде всего формирование потребительского рынка, тормозится патриархальной аграрной сферой и он решительно выступает за ликвидацию общины, частную крестьянскую земельную собственность, уравнение крестьян в правах с другими сословиями. По сути дела П. А. Столыпину на практике пришлось воплощать эти установки, изложенные министром финансов в «Записке по крестьянскому делу»(1904).
Интенсивное развитие капитализма Сергей Юльевич связывал с опережающим развитием транспортных коммуникаций, науки и образования. Именно он был инициатором строительства Сибирской железной дороги, а затем изыскивал значительные суммы на ее быстрейший ввод в эксплуатацию. Для организации торгового судоходства по Северному Морскому пути при его поддержке строится ледокол «Ермак». Именно Витте пригласил Д. И. Менделеева заведовать Палатой мер и весов и за короткий срок великий ученый сумел упорядочить дела в этом ведомстве. Он «продавил» открытие трех политехнических институтов, 73 коммерческих училищ и множество других учебных заведений, без которых быстроразвивающаяся экономика страны захлебнулась бы из-за отсутствия квалифицированных кадров. Наконец, именно при Минфине в 1902 г. создается первое в России Государственное агентство печати, получившее наименование Торгово-телеграфное (позднее — Петроградское телеграфное агентство).
Выступая последовательным сторонником капиталистического развития страны, более того,- активно подталкивая это развитие, Витте до конца своей жизни оставался убежденным монархистом и крайне скептически относился к либеральным, народническим и марксистским теориям. Так, в самом начале ХХ в. он следующим образом отозвался о наследии К.Маркса: «Единственный серьезный теоретический основатель экономического социализма, Маркс более заслуживает внимания своею теоретичностью, политичностью и последовательностью, нежели убежденностью и жизненной ясностью… Вообще социализм для настоящего времени очень метко и сильно показал на все слабые стороны и даже язвы общественного и государственного устройства, основанного на индивидуализме, но сколько бы то ни было разумного жизненного устройства не предложил. Он силен отрицанием, ужасно слаб созиданием».