5) Наличие причинно-следственной связи между деянием и вредоносным следствием; это объективная связь «при которой противоправное деяние предшествует во времени последствию и является главной и непосредственной причиной, неизбежно вызывающей данное последствие»[13].
6) Юридическая ответственность – во всех случаях персонифицирована, может наступать лишь при условии, что наличествуют признаки состава правонарушения, предусмотренного соответствующей нормой: объект (то, на что посягает правонарушение)[14]; субъект (деликтоспособный правонарушитель); объективная сторона (совокупность обстоятельств совершения правонарушения – собственно деяние, время, место, орудия и т.п.); субъективная сторона правонарушения (вина). Рассматриваемый признак может определяться, как наказуемость преступного деяния, поскольку в административном и уголовном праве юридическая ответственность выражается в применении к лицу, совершившему правонарушение установленных законодательством мер государственного принуждения. Нарушение прав и причинение вреда законным интересам может влечь за собой не один, а несколько видов юридической ответственности, например, в случае «причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда»[15].
Выводы по §1:
Понятие и содержание правонарушения определяются через совокупность основных характеристик и признаков его как юридической категории. Понятие правонарушения носит описательный характер. Такой подход более, чем логичен, поскольку речь идет о деянии, некотором поступке, и от любых иных поступков правонарушение можно отличить, соотнеся его характеристики с нормами закона: правомерен или противоправен, совершен виновно или невиновно, вредоносен или не имеет последствий и т.п.. Содержание правонарушения раскрывается через описанные признаки, прежде всего, как общественно опасное посягательство на охраняемые законом отношения, права и законные интересы общества и граждан, юридических лиц. Это действие, негативно сказывающееся на общественной жизни и благополучии конкретных лиц, и именно в силу этого – запрещаемое, пресекаемое и наказуемое в соответствии с законом.
Общий порядок признания некоторого деяния нарушением права - судебный. Таким образом, нарушением права будет действие, признаваемое противоправным, причинившим вред правам и законным интересам лица, обратившегося за защитой. Но не всякое подобное нарушение совершается виновно и не всякое влечет юридическую ответственность, поскольку таковая может быть не предусмотрена законодательно ввиду неисчерпываемости производных от основных прав и свобод. Не будет правонарушением такое нарушение права, за которое не установлена санкция, т.е. ненаказуемое. Это связано с тем, что правонарушение – есть деяние общественно вредное или общественно опасное, то есть такое, которое затрагивает не только интересы отдельных лиц, но общественную безопасность и свободу общественных отношений. Наказуемость того или иного рода правонарушений – результат государственной правоохранительной политики, тогда как охрана, защита и восстановление прав, нарушенных действиями, не признанными правонарушением, осуществляются по инициативе правообладателей и сообразно их представлениям о разумности мер защиты, степени ответственности нарушителя и размера возмещения. Общественная опасность не выделяется в качестве общего признака правонарушений, отличающих их от иных нарушений прав, поскольку характерна не для всех из них. Высказывается мнение[16], что общественная опасность – признак ещё более узкой группы нарушения прав – преступлений. На наш взгляд, признак общественной опасности присущ значительному числу административных правонарушений. Таковы правонарушения, связанные с нарушением правил дорожного движения, пожарной безопасности, правил хранения и использования опасных предметов и веществ, обеспечения охраны труда и т.п. Таким образом, нельзя говорить, что всякое административное правонарушение отличается от преступления отсутствием признака общественной опасности, а только о степени таковой. Отсутствие признака общественной опасности при незначительности вреда (если состав правонарушения не является формальным), влечет применение ст. 2.9 КоАП РФ – освобождение от административной ответственности.
Выводы по §2:
Общими для всех видов нарушения права, включая правонарушение, являются: факт посягательства на право или охраняемый законом интереса, его противоправность, вредоносность, наличие причинно-следственной связи. Обязательными для правонарушения и факультативными для других видов нарушения прав будут: вина, юридическая ответственность (наказуемость) противоправного деяния. Вредоносность в виде общественной опасности также характерна исключительно для правонарушениий.
Правонарушения подразделяются на проступки и преступления. В число проступков входят:
1. Гражданско-правовые деликты из закона или договора.
Включение договора в число нормативных источников, нарушение положений которых формирует состав правонарушения, обусловлено тем, что охраняемые законом правоотношения (например, в сфере авторского права) регламентируются диспозитивными нормами, которыми допускается самостоятельное согласование сторонами в договоре их прав и обязанностей – лишь бы эти права и обязанности не противоречили писаному праву и обычаям делового оборота. Материальные[17] проступки, которые иногда выделяют в особую группу, на наш взгляд, следует отнести также к этой категории. Они представляют собой причинение материального вреда виновными действиями работников собственнику предприятия, учреждению, организации и влекут не санкции, а обязанность возмещения. В сущности, возможность привлечения к ответственности в данном случае образована сочетанием двух факторов: наличием трудового договора и общегражданские нормы об обязательствах из деликта.
2. Проступок дисциплинарный.
3. Проступок административный.
Преступление – это уголовное правонарушение, установленное УК РФ.
Разница между дисциплинарными и административными проступками обусловлена, прежде всего, формальными критериями. Главный из них – нормы, которыми урегулировано привлечение к ответственности за совершение административного правонарушения содержатся исключительно в КоАП РФ и соответствующих законодательных актах субъектов Федерации. Второй: лицо, налагающее административное взыскание, не должно находиться в служебных либо трудовых отношениях с правонарушителем, в противном случае будет иметь место привлечение к дисциплинарной ответственности[18].
Основной критерий разграничения административных правонарушении и уголовных преступлений – степень общественной опасности. В соответствии с ним квалифицируются деяния, посягающие на один объект, например, ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» предусматривает ответственность в случае, когда нарушение повлекло причинение вреда здоровью либо смерти человеку, а ст. ст. 12.1 - 12.24, 12.28 КоАП РФ устанавливают санкции за нарушения правил дорожного движения как таковые. Российскому праву известна промежуточная по отношению к административному (в отдельных случаях дисциплинарному) правонарушению и преступлению категория: деяния, хотя и содержащие все признаки состава преступления, но в силу своей малозначительности не представляющие общественной опасности (ч.2 ст. 14 УК РФ[19]). Отказ в возбуждении уголовного дела по факту совершения такого деяния, в установленных законом случаях, автоматически влечет начало административного производства по нему же. Например, малозначительность деяния, формально подпадающего под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ «Контрабанда», может вылиться в привлечение к административной ответственности по ст. 11.19 КоАП РФ «Нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа».
Иногда возникает проблема разграничения малозначительных противоправных деяний и умышленных преступлений небольшой тяжести (ч. 2 ст. 15 УК РФ). Квалификация неосторожных преступлений небольшой тяжести не вызывает затруднений в силу того, что основанием для отнесения этого рода правонарушений к категории преступлений связывается с наступлением значительного ущерба, что является «безусловным основанием квалификации содеянного как преступления. Без криминального ущерба они могут быть лишь проступками»[20].
Велик соблазн наряду с четырьмя приведенными выше видами правонарушений выделить такие, как, например, налоговые[21] (процессуальные, таможенные, экологические и т.п.), однако это будет классификацией по отраслевому признаку в соответствии с объектом посягательства. Такая классификация во втором приближении, например, применительно к отрасли трудового права снова обращается к категории вредоносности (общественной опасности), и имеет вид: «1) правонарушения, влекущие уголовную ответственность; 2) правонарушения, влекущие административную ответственность; 3) правонарушения, влекущие гражданско-правовую ответственность; 4) правонарушения, влекущие ответственность по нормам трудового права»[22]. Для нужд налогового, таможенного и иных отраслей права, соответственно, будет изменяться содержание только данного, последнего, пункта.