Смекни!
smekni.com

Матвеев Евгений Семенович (стр. 2 из 2)

Макар Нагульнов предстал перед зрителями истинным "рыцарем революции". Это сгусток энергии, герой внебытовой. Для него любое действие - это фрагмент борьбы не на жизнь, а на смерть во имя революции. Гражданская война для него не кончилась, и в каждое дело, которое ему поручает партия, он бросается, как в бой, как в лихую конную атаку. Конечно, в нем есть и наив, и детское простодушие, но вместе с тем и бездна обаяния незаурядной личности.

"Всем актерам и режиссерам необходимо проходить "чистку" классикой. Проверять себя - насколько "доросли" до нее." Это слова Евгения Матвеева. Сам же Евгений Семенович также прошел эту проверку. Во время съемок "Поднятой целины" режиссер М.Швейцер пригласил Евгения Матвеева на роль князя Нехлюдова в экранизацию романа Л.Н.Толстого "Воскресенье". Времени на плавное, неторопливое вхождение в образ не было. Совмещать обе работы было невероятно трудно, трудно даже физически, не говоря уже о том, что приходилось буквально на ходу превращаться из Нагульнова в Нехлюдова и наоборот. А героев более разных трудно себе представить. Нужно было, чтобы вся могучая эмоциональность актера "клокотала" лишь внутри у него и очень скупо, минимально, буквально по крохам выходила наружу. Нехлюдов - человек с сердцем, способный на душевные движения, и актерская индивидуальность Матвеева откликнулась этому, а роль принесла актеру колоссальный успех. Несмотря на успех в кинематографе, театр всегда оставался для Евгения Матвеева его любовью, его болью и его мечтой. Немыслимая работоспособность, буквально на пределе физических и душевных сил, с годами стала жизненным кредо Евгения Матвеева. Иначе он уже не мог. Трудно сказать, сколь долго Евгений Матвеев оставался бы "слугой двух господ" - кино и театра. Однако во время съемок "Поднятой целины" он упал с коня и повредил позвоночник. Серьезная болезнь надолго оторвала актера от любимого дела. На сцену он больше не вернулся.

Долгие два года Евгений Матвеев был прикован к постели. Давно "тайно" заболевший режиссурой, он обложился книгами, занимался теорией режиссуры, мечтал о полноценной творческой работе, его "экраном" стал потолок, на котором он мысленно просматривал свои будущие фильмы. Искусство не позволяло ему поддаваться панике и унынию. Именно тогда он дал себе слово стать на ноги, и под натиском его воли к жизни и страсти к профессии болезнь отступила.

Режиссерским дебютом Е.С.Матвеева стал фильм "Цыган", поставленный по повести А.Калинина. За внешне бесхитростном рассказом о добром, мужественном, не ожесточившемся душой кузнице Будулае вставала живая человеческая судьба, в которой, как это часто бывает в жизни, горе и радость присутствовали не в равных пропорциях. С момента выхода фильма, где постановщик сыграл и главную роль, зрители принимают работы Матвеева-режиссера так же, как до этого принимали работы Матвеева-актера. В качестве режиссера он снял фильмы: "Цыган" (роль Будулая, 1967), "Почтовый роман" (роль Ковшова, 1969), "Особо важное задание" (роль Кириллова, 1980), "Бешенные деньги" (1981), "Победа" (роль Карпова, 1984), "Любовь земная" (роль Захара Дерюгина, 1974), "Судьба" (роль Захара Дерюгина, 1977), "Чаша терпения" (гл.роль). Среди его работ, снятых в 90-х годах, - три фильма под общим названием "Любить по-русски".

Как актер Е.С.Матвеев много и плодотворно снимается у других режиссеров: "Солдаты свободы" (Брежнев), "Укрощение огня" (Директор завода), "Сибирячка" (Добротин, 1972), "Ярость" (Гулявин), "И был вечер, и было утро" (Ярцев), "Смертный враг" (Арсений, 1971), "Фронт за линией фронта" (секретарь обкома, 1977), "Фронт в тылу врага" (секретарь обкома, 1981) и др.

Замечательные актерские и режиссерские достижения Матвеева оцениваются по заслугам: зрители неоднократно называли его лучшим актером года; картина "Почтовый роман" получает приз IV Всесоюзного кинофестиваля, как лучший историко-революционный фильм; дилогия "Любовь земная" и "Судьба" приносят Матвееву звание лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых; за исполнения главной роли в дилогии "Высокое звание" он становится обладателем Золотой медали им.А.П.Довженко; за роль Пугачева в фильме "Емельян Пугачев" его признают лучшим исполнителем мужской роли на 16-м Международном кинофестивале в Чехословакии; фильм "Победа" получает специальный приз Оргкомитета и Министерства обороны на 18-м Всесоюзном кинофестивале; за роль в фильме "Любить по-русски" Е.Матвеев удостоен приза за лучшую мужскую роль на 12-м Международном кинофестивале стран Азии, Африки и Америки.

Еще одна сторона творческой жизни Евгения Матвеева - его педагогическая деятельность. В течение нескольких лет он -профессор Всесоюзного государственного института кинематографии, был руководителем Азербайджанской актерской мастерской. Едва ли не самым ответственным временем в работе с будущими актерами Матвеев считает начальный этап, стадию первых упражнений и несложных этюдов. Поэтому, несмотря на огромную загруженность, все занятия неизменно проводит сам. Он учит своих студентов главному закону актерского искусства - внутреннего, целенаправленного, точного действия, через которое можно выразить задачу образа, индивидуальность персонажа, жанр произведения. Он не перестает напоминать, что творческая жизнь актера трудна, что профессия актера - это профессия увлеченных людей, это профессия музыкальная. "Мы с вами - чувство, солнце, слово, листья... Бриллиант в золотой оправе - вот что такое актер..."

Особая сфера жизни Евгения Семеновича - творческие встречи со зрителями. К ним он относится очень серьезно и ответственно. Ездит по стране, читает отрывки из литературных произведений, играет сцены из фильмов и спектаклей, особенно любит слушать зрителей и отвечать на их вопросы.

Е.С.Матвеев - Народный артист СССР (1974), награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени.

Евгений Матвеев является членом правления Союза кинематографистов России и членом правления Международного детектив-клуба. Постоянно занимается самообразованием: увлекается историей, литературой, часто обращается к Библии, не мыслит себя без музыки, преклоняется перед народными и классическими произведениями.

Главной целью Е.Матвеева в кино было воспеть русскую женщину, поставить ее на пьедестал, преклоняться перед женщиной, относиться к ней с благоговением, сделать так, чтобы мужчины всегда оберегали женщину, любили ее. Он благодарен В.Артмане, Т.Семиной, З.Кириенко, О.Остроумовой, В.Заклунной, Г.Польских - любимым женщинам в кино и в жизни.

Живет и работает в Москве.