Смекни!
smekni.com

Понятие и особенности реализации политических прав осужденных (стр. 7 из 9)

Говоря о формах осуществления рассматриваемого нами права лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, нельзя не затронуть вопрос о недостаточности его нормативной урегулированности. Так, ст.103 УИК РФ предусматривает для осужденных к лишению свободы возможность занятия индивидуальной трудовой деятельностью. На наш взгляд, формулировка данной нормы представляется неоправданно зауженной. Мы считаем, что речь должна идти о таком более широком понятии, как право лиц данной категории на ограниченное занятие предпринимательской деятельностью. Введение данной нормы полностью соответствовало бы положениям Конституции и законодательству РФ, относящемуся к регулированию рассматриваемой нами сферы. Вместе с тем специфичность правового статуса осужденных к лишению свободы не позволяет говорить о неограниченности их права на предпринимательскую деятельность. Законодательными условиями возможности ее осуществления должны являться:

1) покрытие ими затрат, связанных с этой деятельностью;

2) получение прибыли, способной полностью покрыть расходы по содержанию осужденного к лишению свободы.

При выполнения лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, указанных условий они должны освобождаться от обязательной трудовой деятельности, в противном случае осужденные к лишению свободы подлежат привлечению к труду на общих основаниях.

Помимо этого, морально устарели и ведомственные нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность рассматриваемой категории лиц (например, Инструкция о порядке и условиях организации индивидуальной трудовой деятельности осужденных, содержащихся в местах лишения свободы 1992г.). По нашему мнению, их нормы следует переработать и включить в единое Положение о порядке реализации осужденными к лишению свободы права на предпринимательскую деятельность, за необходимость принятия которого мы выступаем. В это положение должны войти те нормы, которые нет необходимости отражать в законодательном порядке.

Далее перейдем к рассмотрению вопроса о том, какие виды исследуемого нами права существуют в рамках предложенных форм у предпринимателей-осужденных к лишению свободы. Практическая важность их определения состоит в том, что они позволяют наглядно продемонстрировать, как ими конкретно реализуется данное конституционное право. Мы предлагаем выделять следующие его виды.

I. Непосредственное занятие предпринимательской деятельностью самостоятельно либо через представителя:

1) в качестве главы индивидуального частного предприятия без образования юридического лица (например, в сфере розничной торговли товарами народного потребления);

2) учредителя (соучредителя) юридического лица (общества с ограниченной ответственностью и др.);

3) члена исполнительного органа одного из этих предприятий (например, члена правления акционерного общества).

II. Опосредованное участие в предпринимательской деятельности в качестве сособственника предприятия, получающего часть прибыли от его деятельности (например, в качестве акционера).

Затрагивая вопрос о правах, осужденных к лишению свободы в сфере предпринимательства, нельзя не сказать несколько слов о порядке его регистрации. Нормы действующих правовых актов позволяют нам сделать вывод, что процедура регистрации прав на предпринимательскую деятельность является общепринятой (за исключением регистрации прав на индивидуальную трудовую деятельность) и поэтому у осужденных к лишению свободы и законопослушных граждан абсолютно идентична. Она осуществляется компетентными органами двумя способами: регистрационным (без каких-либо дополнительных условий, на основании представленного осужденным к лишению свободы или его представителем пакета документов) и разрешительным (при условии представления регистрирующимся лицом лицензии на данный вид деятельности, выданной уполномоченными органами).

Исходя из режимных требований, предъявляемых к осужденным к лишению свободы, возможность реализовывать право на предпринимательскую деятельность зачастую носит представительский характер. В качестве таковых могут выступать дееспособные лица из числа родителей, супруга, иных родственников, а также других лиц. Однако в любом случае перед осужденными к лишению свободы всегда остро стоит вопрос о подыскании такого добросовестного представителя, который бы отстаивал его интересы при реализации рассматриваемого права. Особенно сложно решение этой проблемы для лиц, не имеющих родственников или других близких людей, либо если они находятся далеко от места расположения исправительного учреждения. Ведь зачастую найм представителя является единственным способом для осужденного к лишению свободы реализовать свое право на свободу предпринимательской деятельности. В нормативно-правовых актах отсутствуют какие-либо попытки хотя бы частично решить этот вопрос, не затрагивается он и в научных публикациях. В этой связи нельзя не присоединиться к точке зрения Н.Н. Дерюги, который считает, что в законодательстве следует предусмотреть дополнительные гарантии для эффективной реализации лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, права на свободу предпринимательской деятельности.

По нашему мнению, функцию помощи в решении подобных проблем необходимо возложить на территориальные органы службы занятости населения, т.к. одной из обязанностей, входящих в их компетенцию, является оказание содействия гражданам в вопросах трудоустройства. Представляется, что на получение подобной помощи, учитывая известные трудности при реализации рассматриваемого права, вполне могут претендовать и осужденные к лишению свободы. Поэтому мы бы хотели предложить ввести в действующее законодательство норму следующего содержания: «По просьбе осужденного к лишению свободы соответствующие органы службы занятости населения обязаны подыскать из числа граждан лицо, которое бы добровольно согласилось взять на себя обязанности по исполнению полномочий представителя для осуществления предпринимательской деятельности за вознаграждение на обоюдовыгодных условиях».

Вместе с тем реализация права на свободу предпринимательской деятельности осужденными к лишению свободы не исключает привлечения их за совершение правонарушений в этой сфере (уклонение от уплаты налогов и т.д.) к различным видам ответственности, вплоть до уголовной.

Таким образом, под правом лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, на свободу предпринимательской деятельности следует понимать реализуемую в установленном законодательством порядке юридическую возможность осужденных к лишению свободы на инициативную самостоятельную экономическую деятельность, направленную на получение прибыли.

Рассмотрев содержание конституционных прав осужденных к лишению свободы, кратко остановимся на характеристике не менее важного элемента их правового статуса – конституционных обязанностях.

Согласно имеющейся традиции, в юридической литературе проблема исследования обязанностей как таковых носит производный и в некоторой степени второстепенный характер по сравнению с вопросами, связанными с реализацией прав и свобод. Количество научных публикаций, посвященных данной проблеме, исчисляется единицами, не говоря уже о том, в каком объеме исследованы конституционные обязанности отдельных групп и слоев населения, в том числе и осужденных к лишению свободы.

Вообще, говоря, об общей системе конституционных обязанностей, следует отметить, что она весьма немногочисленна и поэтому, на наш взгляд, не требует своей классификации, как это существует в отношении конституционных прав и свобод. Проведенный нами анализ законодательства позволяет прийти к выводу, что система конституционных обязанностей состоит всего из четырех элементов: обязанности неукоснительного исполнения требований закона, обязанности платить законно установленные налоги и сборы, обязанности заботиться об охране окружающей среды и обязанности пройти службу в Вооруженных Силах РФ.

Согласно п.2 ст.10 УИК РФ осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Так как действующее в сфере военной службы законодательство запрещает призыв на нее осужденных к лишению свободы, то система конституционных обязанностей осужденных к лишению свободы представляется еще более простой – в нее входят всего три оставшихся элемента.

Общий анализ таких конституционных обязанностей лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, как неукоснительное исполнение требований закона, уплата законно установленных налогов и сборов и забота об охране окружающей среды, позволил прийти к выводу, что их осуществление не имеет каких-либо принципиальных отличий от осуществления законопослушными гражданами. Другой вопрос, что нахождение осужденного в исправительном учреждении может расширять или сужать меры должного поведения, предписываемые Конституцией РФ. Так, в частности, помимо соблюдения требований законодательства РФ, действующего в среде законопослушных граждан, осужденные к лишению свободы также обязаны выполнять положения правовых актов, регулирующих порядок отбытия ими наказания. Или, например, обязанность охраны окружающей среды для рассматриваемой нами категории лиц ограничена, как правило, пределами территории исправительного учреждения.