Смекни!
smekni.com

Понятие и особенности реализации политических прав осужденных (стр. 8 из 9)

Таким образом, проведенные исследования отдельных видов конституционных прав, свобод и обязанностей лиц, содержащихся в исправительных учреждениях позволили, на наш взгляд, дать их достаточно четкую содержательную характеристику. Основываясь на анализе большого числа литературных источников, а также нормативно-правового материала, мы попытались привести определение, раскрыть содержание и выделить характерные особенности, свойственные осуществлению данных прав и обязанностей осужденными к лишению свободы. Помимо того, на основании выявленных пробелов и противоречий в нормативно-правовых актах, касающихся вопросов регулирования рассматриваемых конституционных прав и обязанностей, в целях незамедлительного их устранения нами предложено внести в них значительное количество уточняющих и дополняющих норм, которые бы способствовали приведению данной сферы правоотношений в соответствие с текущим законодательством и совершенствовали бы его.

Общая характеристика элементов специального правового статуса осужденных к лишению свободы

Помимо общих конституционных прав, свобод и обязанностей, имеющих в ряде случаев ограниченный характер или приобретающих особые формы реализации, неотъемлемыми элементами правового статуса осужденных к лишению свободы являются также его специальные составляющие, наличие которых обусловлено такой социально-правовой характеристикой их личности, как нахождение в исправительном учреждении.

Перечень основных специальных прав, свобод и обязанностей осужденных к лишению свободы достаточно подробно регламентирован действующим УИК РФ и ведомственными нормативными актами подзаконного характера, конкретизирующими данную сферу правового регулирования (например, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений 2001г.).

Наиболее существенным юридическим свойством специальных прав осужденных к лишению свободы необходимо назвать их прямую связь с отбытием наказания в виде лишения свободы и с его карательной сущностью. Именно факт нахождения лица в исправительном учреждении является основанием для появления у него различных правовых возможностей, которыми не обладают законопослушные граждане. Существование указанного вида специальных прав и свобод носит непроизвольный характер, т.к. именно факт осуждения лица и помещение его в соответствующее исправительное учреждение является той юридической основой, которая вызывает те или иные ограничения в потребностях и желаниях осужденных (например, право ограниченного пользования личными деньгами). Следующим характерным свойством специальных прав и свобод осужденных является их связь с исправительным воздействием наказания, выраженная в наличии обстоятельств, определяющих перечень и пределы данных прав (право на вежливое обращение персонала администрации и т.п.). И, наконец, в качестве последнего юридического свойства следует назвать их обусловленность необходимостью создания условий, способствующих правильной организации жизнедеятельности осужденных к лишению свободы (право на отдельное спальное место, определенную норму жилой площади и др.).

Общий анализ совокупности основных специальных прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, позволил автору прийти к выводу о достаточной неоднородности их системы, что в свою очередь предопределило необходимость деления указанных прав и свобод на различные виды. Наиболее простым в данном случае является общепринятое членение на личные (например, право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения), политические (право на обращение к органам государственной власти различного уровня с жалобами и предложениями), социально-экономические и культурные права и свободы (право пользования библиотекой исправительного учреждения и др.). Вместе с тем такое деление, на наш взгляд, не совсем адекватно определяет особенности специальных прав и свобод осужденных, т.к. не отражает индивидуальности и дифференцированности правового статуса лиц данной категории.

По нашему мнению, наиболее рациональной является группировка тех или иных специальных прав и свобод в зависимости от уровня их самостоятельности относительно общеконституционных прав и свобод. Взяв за основу данный критерий, представляется целесообразным выделять следующие виды специальных прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях:

1) права и свободы, конкретизирующие и детализирующие общеконституционные права (право на получение медицинской помощи в лечебных учреждениях уголовно-исполнительной системы);

2) права и свободы, расширяющие общеконституционные права (право получать информацию о своих правах и обязанностях в сфере исполнения наказания);

3) права и свободы, имеющие самостоятельное юридическое значение и не связанные с общеконституционными правами (право на вежливое обращение со стороны персонала исправительного учреждения).

Наряду с правами и свободами одним из элементов специального правового статуса осужденных к лишению свободы в первой главе работы мы назвали их законные интересы, являющиеся своеобразными юридическими возможностями, реализация которых зависит от усмотрения компетентных лиц. В действующем законодательстве России законные интересы распространены достаточно широко (например, в трудовом праве), однако наибольший интерес они представляют именно с позиций уголовно-исполнительного права, т.к. ограниченность правового статуса рассматриваемой категории лиц носит ярко выраженный отраслевой характер.

Анализ уголовно-исполнительного законодательства позволяет прийти к выводу, что законные интересы имеют значительно больший удельный вес в содержании специального правового статуса осужденных и играют более важную роль в механизме юридического гарантирования, чем аналогичная категория в правовом статусе свободных граждан, что, на наш взгляд, обусловлено факторами исправительного воздействия.

Юридическая сущность законных интересов состоит в том, что они представляют собой некие льготы, которыми осужденные могут пользоваться, если администрация исправительного учреждения им их предоставит. В этой связи нельзя не согласиться с мнением Г.А. Аванесова, что пользование льготами не адекватно праву на них, а расширение или сужение прав осужденных – это не предоставление новых или лишение прежних льгот, а результат изменения условий содержания осужденного, основанный на нормах действующего законодательства.

Существенным недостатком уголовно-исполнительного законодательства является отсутствие систематизации специальных законных интересов осужденных к лишению свободы. По нашему мнению, перечень основных законных интересов необходимо закрепить в отдельной статье либо УИК РФ, либо Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, и при необходимости изложить механизм их реализации. Одновременно с этим встает вопрос о выделении различных видов законных интересов. С научных позиций такое деление является необходимым в том плане, что позволяет более детально исследовать их сущность, особенности и юридические свойства. В основу классификации законных интересов могут быть положены различные критерии:

1) сфера регулируемых общественных отношений:

а) личные;

б) социально-экономические;

в) культурные;

2) цели регулирования - интересы, направленные на реализацию прав осужденного либо обеспечение режима исполнения наказаний;

3) характер предписания:

а) интересы, установленные путем предоставления права осужденному с условием позитивных действий администрации – например, предоставление осужденному отпуска с разрешения администрации;

б) интересы, связанные с наделением администрации возможностью осуществления конкретных действий, направленных на реализацию того или иного права осужденного – право предоставить осужденному дополнительный отпуск.

Вместе с тем с практической стороны важное юридическое значение, на наш взгляд, имеет деление законных интересов в зависимости от того, как они связаны с фактом нахождения лица в исправительном учреждении. Аналогичной точки зрения придерживается и А.А. Беляев, который в зависимости от этого критерия делит законные интересы осужденных на следующие виды:

а) относящиеся к факту изоляции и поведению осужденного (возможность их перевода на улучшенные условия содержания, предоставление дополнительного свидания, разрешение на дополнительный телефонный звонок и др.);

б) бытовые законные интересы (разрешение на дополнительное расходование денег, выезд за пределы исправительного учреждения);

в) трудовые (увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска и т.д.);

г) иные социальные интересы (например, возможность возбуждения администрацией ходатайства о помиловании для положительно характеризуемых лиц).

Неотъемлемым элементом правового статуса осужденных к лишению свободы являются их юридические обязанности. Наряду с необходимостью исполнения общеконституционных мер должного поведения, лица, содержащиеся в исправительных учреждениях, обязаны соблюдать специальные требования уголовно-исполнительного законодательства. Попытаемся исследовать сущность, юридическую природу и выделить характерные черты рассматриваемого явления правовой действительности.

Содержанием специальных обязанностей выступает, с одной стороны, необходимость осуществления осужденными действий активного характера (например, обязанность явиться по вызову администрации) либо пассивное воздержание от таковых (недопустимость нанесения вреда имуществу исправительного учреждения), а с другой - право администрации принудить (вплоть до применения мер юридической ответственности) осужденного к лишению свободы к надлежащему выполнению тех или иных ее законных требований (например, право на принуждение осужденного к прохождению медицинского освидетельствования в целях своевременного обнаружения инфекционных заболеваний). Именно поэтому в обязанностях осужденного как субъекта уголовно-исполнительных правоотношений следует искать проявление исправительно-карательного воздействия наказания в виде лишения свободы. В этой же связи нельзя не согласиться с мнением А.И. Дементьева, утверждающего, что наличие в уголовно-исполнительном законодательстве норм обязывающего и запрещающего характера «…обусловлено не только требованиями необходимости претерпевания осужденными определенных лишений за совершенное преступление, но и необходимостью восстановления мер социальной справедливости».