(1821 – 1877\78)
Выполнил Соболев Антон Андреевич
Ап. Григорьев назвал его «человеком с народном сердцем». По словам Достоевского, поэт «любил всех тех, кто страдал от насилия».
Стихотворение «Тройка» написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Ритмико–стилистический строй стихотворения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими народной русской песни («Что ты жажда глядишь на дорогу?», «Не гляди же с тоской на дорогу»).
В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую «заглядеться не диво». Стихотворение имеет два временных пласта: настоящие и будущее. В настоящем девушка живёт в ожидание любви: «знать, забило сердечко тревогу». Но в будущем её ждёт тяжёлая доля, обычная для женщины – крестьянки: «будет бить тебя муж привередник и свекровь в три погибели гнуть». Конец стихотворения полон грусти ( «и схоронят в сырую могилу, как пройдёшь ты тяжёлый свой путь» ). В нём скрытый призыв спасти женщину, не допустить, чтобы «от работы и чёрной и трудной» она отцвела «не успевши расцвести». Тройка – образ – символ, часто появляющейся в народных песнях ( «Вот мчится тройка почтовая» ), - это прежде всего образ свободы, воли, символ движения, антипод застоя, мечты о счастье. В последней строфе отчётливо звучит мотив: счастья – это только мечта: «не догнать тебя бешеной тройки».
В стихотворение «Вчерашний день часу в шестом» два плана – реальный и обобщённо символический. Первый представлен в образе женщины крестьянки, которую «били кнутом» на сенной площади. Женщину бьют, унижают всенародно, но она не кричит, не плачет, не молит о пощади. В её молчании – скрытый протест: «Не звука из её груди». Второй план воплощён в отвлечённо – поэтическом образе музы, которую тоже избивают и унижают, хотя и не зримо. Смысл стихотворения в последних строчках:
И музе я сказал: Гляди!
Сестра твоя родная!
В первой части стихотворения «Размышления у парадного подъезда» преобладает эпическое начало: обобщённая характеристика «парадного подъезда» и обрисовки мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими – либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета даны как обобщённое определение, относящиеся ко всем крестьянам и сливающие эту группу как единыйпоэтический образ: «деревенские русские люди», «армячишко худой на плечах», «крест на шее и кровь на ногах». Во второй части появляется лирическая нота. Большая часть – это авторское обращение к «владельцу роскошных палат», которое звучит то взволновано, патетически ( «Пробудись!… Вороти их! В тебе их спасенье» ), то скорбно и гневно ( «Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?» ), то зло и иронично ( «и сойдёшь ты в могилу… герой» ).
В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное заключение ( «За заставой, в харчевне убогой всё пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой…» ). Достигают кульминации и лирическое чувство автора ( «Назови мне такую обитель, я такова угла не видел, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не страдал?» ).
Завершается стихотворение вопросом, на которой пока у поэта не находиться определённого ответа: «Ты проснёшься ль, исполненный сил?»
Иной ответ на вопрос об исторической роли народа даёт Некрасов в стихотворение «Железная дорога».
Первая часть – это взволнованное раздумье автора о красоте природе «Родимой Руси». Во второй главе безмятежной красоте осенней природы противопоставлен страшный мир эксплуатации и человеческого горя. Эта глава связана не только с предыдущей, но и с эпиграфом: «Кто строил дорогу?» Картина строительства поразительна по своей социальной остроте. Поэт рисует процесс превращения крестьян, согнанных «с разных концов государства великого», в пролетариев: на строительство из привели нужда и голод, их грабят «грамотеи – десятники», а труд рабочих протекает «под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной».
Автор то представляет слово со мим строителям – мы слышим монолог «толпы мёртвецов», то рисует портрет одного из мирных детей труда – изможденного, больного белоруса, которой «мученически ржавой лопатой мёрзлую землю долбит». В конце главы особую силу обретает голос автора. Поэт делает вывод о безграничных возможностях русского народа: «Вынесет всё – и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Третья глава переводит содержание в иной, более масштабный план. Речь заходит о том, может ли народ явится создателем великих духовных ценностей. Для генерала которому Некрасов предоставляет слово, народ – не созидающая, а только разрушающая сила ( «не создавать, а разрушать мастера» ). Четвёртая глава как бут то подтверждают определение генерала о народе как о «Диком скопище пьяниц». Бочка вина примиряет рабочих с угнетателями: «Выпряг народ лошадей – и купчину с криком «ура» по дороге промчал». Этим эпизодом завершается стихотворение. Прямых возражений генералу нет, реакционная сущность его людей опровергается всем содержанием «Железной дороги».
Можно выделить основные темы поэзии Н. А. Некрасова.
Тема о назначении поэзии. «Поэт и гражданин» - драматические раздумья поэта о соотношение высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между «гражданской поэзией» и «чистым искусством».
Чувства поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, к обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования «громить» пороки смело, «обличать зло» к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской поэзии. По существу перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего, речь идёт о столкновение разных мыслей и чувств в душе одного человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственный верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.
В литературе XIX века вошла муза Некрасова – сестра страдающего, истерзанного, угнетённого народа ( «Вчерашний день в часу в шестом …» ). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и завёт к борьбе.
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поёт,
К народу возбуждать вниманье сильных мира –
Чему достойнее сложить могла бы лира?..
«Элегия»
«Покаянная лирика». «Умру я скоро…», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко призираю себя…»
Поэзия XIX века не знает другого такого примера самобичевания и показания, именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.
Умру я скоро… Жалкое наследство,
О родина, оставлю я тебе…
Тема нравственного идеала, в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нёс в себе боль о человеке, боль о России ( «На смерть Шевченко», «Памяти Добролюбова», «Пророк» ). Народный заступник – страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносят «звездой падучей», но без которых «заглохла б нива жизни». В подвижническом облике «народных заступников» проявляется их глубокий демократизм, органическая связь с народной культурой.
Не хуже нас он видит не возможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
«Пророк»
Учил ты жить, для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал …
«Памяти Добролюбова»
Тема любви. По-новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлёты любви, не обошёл внимание ту «прозу», которая « в любви неизбежна» ( «мы с тобой бестолковые люди» ). В его стихах появился образ не зависимой героини, подчас своенравной и неприступной ( «Я не люблю иронии твоей…» ). Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это не понимания омрачает их любовь ( «Да, наша жизнь текла мятежно…» ).
«Кому на Руси жить хорошо»
Вся поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - это разгорающийся, постепенно набирающий мирской сход. Для Некрасова здесь важен сам процесс, важно, что крестьянство задумалось не только о смысле жизни, но и отправилось в трудный и долгий путь правдоискательства.
В «прологе» завязывается действие. Семеро крестьян спорят, «кому живётся весело, вольготно на Руси». Мужики ещё не понимают, что вопрос, кто счастливее – поп, помещик, купец, чиновник или царь, - обнаруживает ограниченность их представление о счастье, которое сводится к материальной обеспеченности. Встреча с попом заставляет мужиков немного призадуматься.
Ну, вот тебе хвалёное
Поповское житьё.
Начиная с главы «Счастливые» в направление в поисках счастливого человека намечается поворот. По собственной инициативы странникам начинают подходить «счастливцы» из низов. Звучат рассказы – исповеди дворовых людей, лиц духовного звания, солдат, каменотесов, охотников. Конечно, «счастливцы» эти таковы, что странники, увидев опустевшее ведро, с горькой иронией восклицают:
Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатками,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!
Но в финали главы звучит рассказ о счастливом человеке – Ермиле Гирине. Рассказ о нём начинается с описания его тяжбы с купцом Алтынниковым. Ермил совестлив. Вспомним, как он рассчитывался с мужиками за долг, собранный на базарной площади: