Содержание
Введение
1. Понятие и система международного экологического права
2. Источники международного экологического права
Заключение
Список использованных источников
Глобальные экологические проблемы, влияние которых на развитие земной цивилизации в целом и каждого государства в отдельности постепенно осознано подавляющим большинством населения планеты, обусловливают необходимость укрепления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. В этих условиях происходит формирование международного экологического права как одного из инструментов решения таких проблем и формы реализации международного сотрудничества.
Международное экологическое право возникло во второй половине XX столетия как закономерная реакция международного сообщества на глобальные экологические проблемы - загрязнение атмосферного воздуха, вызывающее трансграничные последствия, опасные изменения климата, связанные с выбросами парниковых газов и сокращением лесов, особенно тропических, разрушение озонового слоя, загрязнение морей и континентальных трансграничных вод, деградация животного и растительного мира, сокращение биологического разнообразия на Земле и др.
В современном виде международное экологическое право - это исторически молодое, интенсивно развивающееся направление правового регулирования в системе международного публичного права, которое, по мнению специалистов, уже образует в этой системе самостоятельную отрасль. Такой вывод позволяет сделать, прежде всего, наличие самостоятельного предмета правового регулирования - международных экологических отношений как отношений между государствами, часто с участием международных организаций по поводу совместных усилий в решении общих задач охраны окружающей среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов. Отношения, урегулированные нормами международного экологического права, именуются международными экологическими правоотношениями. Они включают такие отношения, которые складываются между субъектами международного экологического права по поводу совместных усилий в решении задач охраны окружающей среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов. Они строятся на основе современных знаний о взаимодействии человека с окружающей природной средой и ориентированы на поддержание благоприятных природных условий на Земле, необходимых для жизнедеятельности и развития общества.
Субъектами международных экологических правоотношений выступают преимущественно государства, нередко с участием межгосударственных организаций, а также в ограниченном объеме физические лица и неправительственные (общественные) организации.
В международном экологическом праве нет единого, общего для всех, регулируемого международными договорами определения объекта международных экологических отношений. Такое положение можно объяснить отсутствием основополагающего кодифицированного акта в данной области, а также состоянием динамичного развития отрасли, еще не достигшей необходимого уровня развития. В системе международного экологического права применяется метод, когда понятие "окружающая среда" определяется специально в отдельных соглашениях или иных документах исходя из установленных в каждом конкретном случае целей правового регулирования. Сравнение имеющихся определений позволяет говорить о двух подходах.
С одной стороны, окружающая среда рассматривается как природный мир всей планеты и ее отдельные экосистемы, природные объекты - атмосферный воздух, водные объекты, включая Мировой океан, растительный и животный мир, почвы, природные явления (например, стихийные бедствия). Такое понимание выражено в Принципе 2 Стокгольмской декларации 1972 г., которая перечисляет в качестве компонентов окружающей среды воздух, воду, землю, флору, фауну и природные экосистемы. Этот подход совпадает с концепцией российского экологического права.
С другой стороны, окружающая среда выступает как все материальное окружение человека, своего рода среда обитания, включающая, помимо природы, также искусственно созданные объекты, хотя их число в конкретных случаях ограничивается. Например, Конвенция ЮНЕСКО о природном и культурном наследии регулирует отношения по поводу охраны не только ценных природных объектов и экосистем, но и памятников истории и культуры. Имущество, составляющее культурное наследие, также признается частью окружающей среды Конвенцией Совета Европы о гражданской ответственности за ущерб, причиненный деятельностью, опасной для окружающей среды.
В понятие "объект животного и растительного мира" Конвенция 1973 г. о международной торговле исчезающими видами фауны и флоры (СИТЕС) включила не только виды, обитающие в условиях дикой природы, но и уже добытых или изъятых из природы животных и растений, а также их части и продукцию из них - медикаменты, одежду и другие потребительские товары. Существование такого подхода оправдано, поскольку международное экологическое право - это достаточно новое явление, его система и структура находятся в стадии формирования, и понятия комплексных актов, т.е. актов, регулирующих в одном документе различные группы отношений, не существует. Признание той или иной конвенции источником отрасли международного экологического права происходит, скорее, исходя из поставленной цели - охраны природы и отдельных природных объектов, для достижения которой в сферу правового регулирования попадают собственно и неэкологические отношения. Расширение понятия объекта регулируемых международным экологическим правом отношений даже полезно, так как помогает подчинить экологическим принципам и целям другие межгосударственные отношения - торговые, социальные, экономические - и тем самым приблизиться к созданию модели устойчивого развития.
Систему международного экологического права образуют правовые нормы - определения, принципы, предписания, запреты, процедуры, условия, подлежащие обязательному соблюдению при осуществлении тех или иных видов деятельности и содержащиеся в двусторонних и многосторонних международных соглашениях, полностью или частично регулирующих межгосударственные и иные международные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Помимо обязательных для соблюдения и исполнения правил поведения или норм твердого права, международное экологическое право, по мнению специалистов, нельзя рассматривать без учета огромного числа рекомендательных норм, которые хотя и не являются правом в собственном смысле, но оказывают довольно сильное регулирующее воздействие на поведение государств.
Нормы, которые в отличие от строго обязательных правовых норм именуются мягким правом, содержатся в резолюциях конференций, декларациях и совместных заявлениях глав государств, решениях органов международных организаций. Разновидностью таких норм являются нормы, содержащиеся в ожидающих вступления в силу договорах. Последние, хотя и не ратифицируются, направляют развитие политики и законодательства государств, обеспечивают предварительное, до-правовое регулирование международных отношений.
Совокупность экологических международно-правовых норм обладает внутренней организацией и структурной упорядоченностью. Помимо распределения норм по юридической силе (твердое и мягкое право), в структуре международного экологического права нормы объединяются в относительно самостоятельные группы по своей предметной характеристике. Все нормы международного экологического права и содержащие их соглашения делятся на две группы по предмету правового регулирования.
В первую группу входят нормы, направленные на охрану отдельных природных сред или природных объектов - атмосферного воздуха, трансграничных вод, животного мира, объектов природного наследия. А во вторую - нормы, нацеленные на регулирование экологически вредной деятельности, например на установление требований по перемещению опасных отходов, оценке воздействия на окружающую среду, взаимных обязанностей государств по предупреждению аварий, определение ответственности государств за ущерб.
Будучи самостоятельной отраслью, международное экологическое право стоит близко к таким отраслям международного публичного права, как морское, водное, космическое, международная система норм по здравоохранению, природному и культурному наследию. Вместе с тем такое место международного экологического права можно считать достаточно условным и даже временным. Уже сегодня чувствуется внутренне присущая международному экологическому праву тенденция к консолидации, обусловленная растущим пониманием единства природы Земли и единства человечества. Сама взаимообусловленность и взаимосвязь элементов природы диктует необходимость правового регулирования действий государств, правительств, народов по отношению к природной среде в целом на основе общей приоритетной задачи - поддержания благоприятных природных условий на планете в целях обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития. По сути, международное водное право, особенно после принятия в 1992 г. Конвенции о трансграничных водотоках и международных озерах, развивается как составная часть экологического, опираясь на общие эколого-правовые принципы и задачи. В определенном будущем можно ожидать, что в систему международного экологического права вольются и другие отрасли - атомное и космическое право, стоящие пока относительно изолированно.
Нормы международного права, устанавливающие обязательные правила, которым должны следовать государства и другие субъекты в международных отношениях, содержатся в международных документах, перечень которых определен в ст.38 (1) Устава Международного суда ООН. Они включают: