ТРАВКИН НИКОЛАЙ ИЛЬИЧ
Сложно найти найти среди партийных лидеров России фигуру более колоритную, чем Травкин - "балагур с зорким взглядом, распахнутой душой и российской мужицкой хитрецой", с точки зрения одних, "путаник, человек без убеждений, флюгер", по мнению других.
Известный демократ, бывший консультант ЦК КПСС Георгий Хоценков со знанием дела обвинял Травкина в том, что тот, демократ "без году неделя", вскормлен старой системой, а потому никогда не сможет стать лидером демократическим, а будет лишь лидером "переходным". Фраза Хоценкова о том, что "Травкин вышел из КПСС, но КПСС не вышла из Травкина", стала крылатой и была столь же точна, как и многие васказывания самого Николая Ильича.
Но что бы не говорили о лидере первой российской некоммунистической партии (Короткий послереволюционный период - не в счет), его мнения всегда точно отражают точку зрения общества, сколь бы ошибочными они не оказывались впоследствии. "Николай Травкин - человек инициативный, думающий, человек6 котрый не приемлет шаблона, безразличия к сути дела. Именно такие руководители - это было еще подчеркнуто на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС, нужны перестройке," - отметил в феврале 1987 года Гавриил Попов, и он тоже был прав.
Николай Ильич родился 19 марта 1946 года в деревне Нижне-Никольская Шаховского района Московской области, района главой администрации которого он по собственной инициативе станет в 1992 году.
Его мать - сельская учительница, отец - партработник.
Окончив в 1963 году вечернюю школу, Николай Ильич в 1964 году поступил в Коломенский педагогический институт на физико-математический факультет,заочное отделение которого он в результате закончил. Отслужив в армии (забрали с 4 курса института) в Карелии, он лишь ненадолго возвращается к своей профессии - два года работает в средней школе. С 1972 он решительно меняет сферу своей деятельности, что во многом предропределяет его дальнейшую стремительную карьеру. Начав с бригадира каменщиков в 1972 году, освоив восемь рабочих специальностей, Николай Ильич благодаря свойственной ему энергии быстро продвигается по служебной лестнице, становится прорабом, начальником ПМК и строительного треста. Параллельно в 1981 году он заканчивает Клинский строительный техникум, получив диплом инженера. В 1983 году Травкин становится начальником строительно-монтажного управления, а в 1984 году - управляющим трестом "Мособлстрой" N 18 подмосковного города Волоколамска. Инициатива Травкина ввести коллективный подряд в сельском гражданском строительстве приносит Николаю Ильичу всесоюзную славу и много забот. В основе лежал простой и эффективный (использовавшийся строителями на "шабашках", а значит, и не стоь уж неожиданный для них) способ, когда в тресте усанавливались минимальные уровни оплаты всех работающих - от главного начальника до каменщика. Основная же часть заработной платы образовывала "общаг", из которого каждому выдавали долю в зависимости от его личного вклада. Словом, "как потопаешь, так и полопаешь". Причем оценивали труд выборные советы, решение которых было обязательно для всех, в том числе и для руководителя. Именно тогда утвердилась убежденность Николая Ильича в необходимости выборов Советов народных депутатов по производственным округам (в 1987 году на страницах журнала "Огонек" он вместе с Александром Радовым выдвигает идею двухпалатной структуры Советов (территориально-производственное формирование). Идею бригадного подряда поддержал тогда и професссор МГУ Гавриил Попов. "Бригадная форма, - писал он, - метод, основанный на органическом сочетании экономических и демократических начал. Этот метод рожден передовыми рабочими, бригадирами, его поддержали передовые хозяйственные руководители, его "растили", ему расчищали дорогу лучшие кадры Московского обкома партии, Госстроя, Госбанка."
Однако вскоре на Травкина подают в суд. В его действиях было усмотрено нарушение масссы инструкций, и суд Николая Ильича осудил. После этого следуют новые судебные процессы, в результате в 1986 году Травкин получает золотую звезду Героя Социалистического Труда, а его опыт ЦК КПСС рекомендует для всеобщего внедрения.
Сам же Николай Ильич объяснял свои успехи просто: "Я человек, лишенный тщеславия, и совершал поступки только по мере необходимости. А во-вторых, я тогда считал, что у нас в стране все делается по здравому смыслу. И если человек хочет работать лучше, то в этом его поддержат."
Поддержали, и в 1987 году Травкин - уже начальник территориального объединения строительства (ТОС-2)- заместитель начальника Главмособлстроя., а в 1988-89 годах - начальник государственного производственного объединения по строительству N 2 Главмособлстроя.
Благополучно складывается и партийная карьера Николая Ильича ( в коммунистическую партию Травкин вступил в 1970 году ).В 1982-1990 г.г. он - член Московского областного комитета КПСС, делегат ХХVI (1981) и ХХVII (1986) съездов КПСС, ХIХ Всесоюзной партконференции КПСС (1988).
Травкин активно участвует и в новых структурах власти "эпохи Горбачева". В 1989 году он избран народным депутатом СССР и членом Верховного Совета, является одним из сопредседателей Межрегиональной депутатской группы в рамках съезда. В 1989-1990 г.г. Николай Ильич занимает пост заместителя председателя Комитета по работе Советов Верховного Совета СССР, затем Председателя Комитета по Советам и самоуправлению ВС СССР.
К этому времени Николай Ильич Уже вновь побывал студентом - на этот раз - Высшей партийной Школы (ВПШ). Учебой здесь не загружали, как шутили сами "партшкольники": "Спасибо партии родной за двухгодичный выходной". "ВПШ стала для меня ссылкой, - вспоминал Николай Ильич, - Хотя я со своей начальнической должности ушел сам, когда убедился в бессмысленности менять что-либо в экономике, не меняя политических структур. Назад в бригадиры меня просто не отпустили. Опасный прецедент... Как только избрали народным депутатом СССР - ушел".
1990 год можно назвать переломным для Николая Ильича. Именно с этого времени можно говорить о Травкине как профессиолнальном политике. В марте он выходит из КПСС одним из первых по политическим мотивам, а вскоре после этого, 12 апреля появляется известное "Открытое письмо" ЦК КПСС, объявлявшее практически чистку внутри партии. Травкин охладил пыл своих коллег по "Демократической платформе в КПСС", требовавыших срочно делить партийное добро между новообразованными фракциями: "Раздел имущества - это смешно, КПСС не отдаст ни одного стула, ни карандаша! Но кроме 20 миллионов коммунистов есть еще 270 миллионов граждан страны. Нам о них надо думать, а не спасать КПСС. Партию нужно создавать немедленно, и это должна быть партия России". николай Ильич вновь и вновь предлагает своим коллегам выходить из КПСС, но тщетно...
Летом 1993 года он с досадой вспоминал: "Если бы в марте 90-го достаточное количество видных деятелей вышли из КПСС и рганизовали бы новые партии, мы не оказались бы в нынешней тупиковой ситуации. Когда на собрании межрегулярной???? депутатской группы обсуждался вопрос о выходе из КПСС, довод КПСС??? был таков: выйдя из партии, он потеряет голоса коммунистов. Разумнее на XXVIII съезде добиваться раскола в рядах коммунистов. Те же доводы были у Афанасьева, Попова и Собчака. Финал этой борьбы известен. На партийном суде им дали пинка."
В 1990 году Травкина избирают народным депутатом России и членом Верховного Совета. В 1990-91 годах он возглавляет Комитет по работе с Советами и местному самоуправлению ВС РФ.
Травкин для себя все определил: " У меня "мосты сожжены". Как человек, гражданин, личность, политик могу состояться, лишь если победит перестройка. Поэтому делаю и буду продолжать делать все, чтобы перестройка состоялась. У меня действительно нет альтернативы, кроме как быть втоптанным в грязь, оказаться в "стойле". В "стойло" обратно не хочу и не пойду. Продолжение личной корысти - нашему поколению "восьмидесятников" не успеть построить общество, основанное на здравом смысле, а не на коммунистических идеях, построить общество для человека, а не "мощную державу". Но мы обязаны заложить основы для моих детей, поэтому моя корысть - в нормальной жизни для детей своих, моих близких".
Факт остаетя фактом: свою партию Травкин создавал тогда, когда почти все нынешние прогрессивные реформаторы и сам первый президент России еще состояли в КПСС.
27 мая 1990 года зал Октябрьского райисполкома Москвы собрал делегатов из 85-ти росииийских городов, гостей из союзных республик, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Франции и Японии, 164 представителя средств массовой информации (в том числе 33 зарубежных). Присутствовал практически весь политический бомонд, одних народных депутатов, представлявших 50 городов России, набралось 125 человек.
Конференцию открыл член Оргкомитета - народный депутат СССР Геннадий Бурбулис, предложивший создать "достойную политическую организацию, которая ушла бы от выяснения отношений с КПСС". С приветственным словом обратился и "хозяин" зала - народный депутат СССР Илья Заславский. Произнес речь Гарик Каспаров. Выступили Марина Салье и Илья Константинов. Выступили и уехали на Съезд российских депутатов - там шла победоносная "битва за Ельцина".
Первый конфликт возник по поводу коллективного членства в Демократической партии. Сторонником этой идеи выступил Г.Бурбулис, он даже объявил, что коллективным членом партии решило стать общество "Мемориал". Руководство "Мемориала" поспешило выступить с опровежением, зато о вхождении объявили Аграрная партия России, челябинский Союз солдатских матерей и Виктор Уражцев с Союзом "Щит".
Главной проблемой стало нежелание Травкина вводить институт сопредседателей. Лев Пономарев назвал это "большевизмом", Уражцев выразил убеждение, что "у партии должен быть стержень - личность! Николай Ильич Травкин должен возглавить партию и укрепить ее ряды!", Марина Салье и Вера Кригер убеждали травкина пойти на уступки, а тот заявил: "Хватит! Кто не согласен, может уйти!"