А. В. ЛУHАЧАРCКИЙ - ПЕРВЫЙ HАРКОМ ПРОCВЕЩЕHИЯ
День назначения Совета Народных Комиссаров - 27 октября1917 года - не мог не запомниться первым советским наркомам,тем более такой впечатлительной, эмоциональной натуре, какАнатолий Васильевич Луначарский. В 1918 году был опубликован его яркий, взволнованный очерк “Смольный в великую ночь”.“Весь Смольный ярко освещен. Возбужденные толпы народаснуют по всем его коридорам... Вспоминаешь, как какую-то особенную музыку, как какой-то особенный психологический запах, этутогдашнюю взрывчатую атмосферу. Это были часы, в которые всеказалось гигантским и в которые все висело на волоске, часы и каждая минута которых приносили с собой огромные известия... Кто пережил это, тот никогда этого не забудет, для того Смольный останется центром его жизни”.
В такой атмосфере в одной из комнат Смольного, “где стулья были забросаны пальто и шапками и где все теснились вокруг плохо освещенного стола... выбирали руководителей обновлен-ной России”. Особенно запомнился Владимир Ильич, “веселый, не покладая рук работающий”, который “с изумительным равно-весием душевным всматривался в исполинские задачи и брался за них руками так, как берется опытный лоцман за рулевое колесо океанского гиганта-парохода”. В ответ на сомнения Луначарского, боявшегося, по его словам, слишком большого несоответствия между гигантскими задачами и людьми, выбираемыми народны-ми комиссарами, Владимир Ильич говорил: “Нужны ответствен-ные люди на все посты; если не пригодятся - сумеем переме-нить”.
В числе “ответственных людей” был и А. В. Луначарский - нарком по просвещению. Ему, единственному из первого состава Советского правительства, довелось проработать на этом посту 12 лет. Этот феномен имеет целый ряд объяснений.
А. В. Луначарский родился в Полтаве, воспитывался в семье прогрессивно настроенной интеллигенции. Семнадцатилетним гимнзистом вступил в революционное движение. Это закрыло ему дорогу к высшему образованию в России. В 11,95 году он при-ехал в Цюрих, где интенсивно звнялся в университете вопросами философии, истории, сойиологии. Зйакомство с Г. В. Плехановым, видпыми деятелями соцналистического движения Евpопы расши-рило диапазон его марксистского образования. В 1896 году вернул-ся в Россию, работал в социал-демократических оpганизациях Москвы, Калуги, Вологды, причем в последних двух городах, как ехал в Цюрих, где интенсивно занялся в университете вопросами философии, истории, социологии. Знакомство с Г. В. Плехановым, видными деятелями социалистического движения Европы расши-рило диапазон его марксистского образования. В 1895 го¦ вернул-ся в Россию, работал в соцнал-демократических организацнях Москвы, Калуги, Вологды, причем в последних двух городах, как и в Тотьме, А. В. Луначарский был в качестве ссыльного. Несколь-ко раз пришлось ему сидеть в царской тюрьме, в том числе четыре месяца в Таганской - в одиночном заключении.
В 1903 году А. В. Луначарский стал больщевиком. В коице 190¦ года В. И. Ленин вызвал его за границу для работы в боль-шевистских газетах “Вперед” и “Пролетарий”. Партийная кличка Воинов была не случайной - Анатолий Васильевич проявил себя в эти годы как непримиримый борец, блестяший полемист, пропа-гандист идей большевизма. По поручению В. И. Ленина он высту-пал как участник революций 1905-1907 годов с докладом о воору-женном восстании на 111 съезде партии.
¦оды реакции на время отделили А. В. Луначарского от боль-шевиков - он стал участником группы “Вперед”, увлекся идеа-листическими идеями в философии, “богостроительством”. Однако надежда В. И. Ленина на его возврашение оправдалась уже в 1918 году, когда А. В. Луначарский занял интернационалистиче-ские позиции в вопросах войны и мира. Вернувшись после фев-ральской революции из эмиграции, он вощел в группу “межрайон-цев” и вновь был принят на съезде в ряды РСДРП(б). По пору-чению ЦК А. В. Луначарский вел активную агитационно-пропа-гандистскую работе в Петрограде: заведующий литературным отделом “Правды”, лектор ПК, заместитель городского головы от большевистской фракции. На всех этих постах он блестяще пропагандировал программу и тактику большевиков, звал к свер-жению буржуазного Временного правительства. Этому была посвящена и его яркая речь в городской думе вечером 24 октября. А через сутки, вечером 25 октября, Луначарский был избран в со-став президиума 11 Всероссийского съезда Советов на котором от имени большевистской фракций огласил написанное В. И. Лени-ным воззвание “Рабочим. солдатам и крестьянам!”.
В ночь на 27 октября А. В. Луначарского избирают в составСовета Народных Комиссаров в качестве народного комиссара попросвещению. На этом посту он работает до своего назначенияв 1929 году председателем Ученого комитета при ЦИК СССР
Совета Народных Комиссаров в качестве народного комиссара по просвещению. На этом посту он работает до своего назначеиия в 1929 году председателем Ученого комитета при ЦИК СССР до 1923 года). А. В. Луначарский был членом ВЦИК и ЦИК СССР всех созывов. В последние, как и в предыдущие, годы жизни он вел большую научную и популяризаторскую работу. Библиографический указатель его опубликоваиных трудов 1975 год) насчитывает свыше 3 тысяч названий, в том числе - Собрание сочинений в восьми томах. Эти труды охватывают широ-чайший круг проблем истории, литературы и литературоведения, истории искусства и критики, этики и эстетики. Анатолий Василье-вич - автор пьес и рассказов, стихотворений и мемуаров, солид-ных научных книг, рецензий и фельетонов.
Тяжелая болезиь сердца и глаз омрачила последние годы жиз-ни А. В. Луначарского. Назначенныи в 1923 году первым совет-ским полпредом в Испании, он умер 25 декабря на пути к месту новой работы в Ментоне Франция , где ему воздвигнут памятник. 2 января 1935 года прах А. В. Луначарского был захоронен в Кремлевской стене.
“Умирающие на посту в нашей партии не умирают целиком, в самой лучшей своей части, в той. в которой при жизни им было дороже всего,- они остаются бессмертиыми”. Эти слова А. В. Лу-начарского подтверждаются примером его жизии и деятельности.
Сначала несколько фактических данных. А. В. Луначарский входил в четверку членов Совнаркома, которые отличались от остальных по возрасту и стажу революционной работы. Ровесни-ками были В. И. Ленин и И. И. Скворцов-Степанов, на 5 лет моложе и тоже ровесниками были А. В. Луначарский и И. А. Тео-дорович. Их возраст - возpаст зрелости среди молодых, тридца-тилетних, наркомов. Только В. И. Лепин, А. В. Луначарский и И. А. Теодорович имели партийный стаж с 1895 года. Жизненный и партийиый опыт, естественно, не могли не сказываться в работе. И все-таки главным представляется иное.
Миоголетний соратник А. В. Луначарского по Наркомпросу П. И. Лебедев-Полянский вспоминал в 1926 году, что еще в первые дни февральской революции в разговоре с ним Анатолий Василье-вич “строил планы”: с победой рабочего класса Ленин будет премьер-министром, Троцкнй - министром иностранных дел, я - министром народного просвещения. В этом полушутливом прогно-зе все оказалось верным. И это не случайно. В отношении себя А. В. Луначарский с самого начала стези профессионального революционера сознательно сделал выбор - его всегда интере-совали проблемы культуры, искусства, образования.
В начале 90-х годов А. В. Луначарский приступил к активнойлитературно-публицистической деятельности, появились его перВ начале 90-х годов А. В. Луначарский приступил к активнойлитературно-публицистической деятельности, появились его первые крупные работы по эстетике, философии. Преподавательская
работ¦в цартииных школах и кружках на Капри, в Белонье,Париже, где он читал курсы всеобщей истории искусства, историирусской литературы, сопровождалась особым интересом к пробле-мам народного образования.В Швейцарии Луначарский посещал школы и народные дома,изучал спецнальную литературу. Постепенно в результате огром¦ой целенаправленной работы по самообразованию, знакомствус культурными центрами Европы, пристальному вниманию ко всем сторонам современной культурной жизни до Октября в русских и инострапных газетах и журналах Луначарский опубликовал сотни статей и рецензий на темы литературы, театра, искусства, просвещепия) рождался органический сплав поистине эициклопе-дических знаний Анатолия Васильевича в области культуры, при-чем знаний, осмысленных. по его словам, “под углом зрения рево-люции и ее великих задач”.
Глубокие раздумья над судьбами культуры и грядушей революции привели Луначарского к осознанию культурной миссии партии, передовой партийной интеллигенции. В ноябре 1907 года вписьме к Горькому, как известно также размышлявшему над этой“просто и крепко”, по словам Горького, сформулировал принципиально важный тезис: “Мы - единственный мост, соединяющийкультуру с народными массами”.
Прошло десять лет, победила февральская революция, принес-шая народу власть, хотя и неполную, и А. В. Луначарский получил возможность работать на ииве народного просвещения. Избран-иый от большевистской фракции заместителем петроградского городского головы, он одновременно стал председателем культур-но-просветительной секции думы. В секции, а также в районных думах в это время работала значительная группа большевиков:
Н. К. Крупская, П. И. Лебедев-Полянский, Л. Р. Менжинская,В. М. Познер, H. И. Калинин, Е. Л. Книпович и другие. Просветительная деятельность широко велась среди рабочих, военных,интеллигеиции. 15-19 октября была созвана 1-я конференцияпролетарских культурно-просветительных обществ, избравшаяА. В. Луначарского почетным председателем Центральиого коми-тета оргаиизации, которая позднее стала называться Пролеткультом. Выступления Луначарского в печати, на заседаниях в думе,на митингах создавали ему большой авторитет и в рабочих крутах,и среди творчесиой интеллигенции. Показателен такои факт: незадолго до Октябрьских дяей известный актер О. М. Юрьев попросил Анатолия Васильеяича изложить культуриую программу большевиков в кругу театральных деятелей. С альтернативой предлодолго до Октябрьских дней известный актер О. М. Орьев попро-сил Анатолия Васильевича изложить культурную программу боль-шевиков в кругу театральных деятелей. С альтернативой предло-жили выступить известному кадету В. Д. Набокову, который, однако, уклонился от доклада, признав широту планов оппонеита-большевика.