Смекни!
smekni.com

Топливно-энергетический комплекс мира (стр. 24 из 28)

Выполненные оценки показывают, что при любых вариантах энергетической стратегии России на первые десятилетия XXI в. потребность в угле будет возрастать. В качестве примера укажем, что в 1996 г. добыча товарного угля составляла в Китае - 1397 млн т, в США - 959 млн т, в Австралии - 270 млн т, в ЮАР - 220 млн т, в Германии - 240 млн т. Важно также иметь в виду, что во многих странах роль угля в производстве энергии весьма значительна. Так, в Китае уголь составляет 76,4% в энергетическом балансе, в Австралии - 39,3%, в Германии - 28,4%, в США - 22,6%, в Великобритании - 20,9%.

В связи с этим положение в угольной промышленности России вызывает большую тревогу. В 1990-1994 гг. добыча угля уменьшалась более чем на 30 млн т ежегодно, в 1995-1997 гг. сокращение достигало 12 млн т в год. В 1998 г. падение добычи угля составило 13 млн т, при этом объем добычи был 232 млн т, что почти на 200 млн т меньше, чем в 1988 г. (425,5 млн т).

Обращает на себя внимание, что реструктуризация отрасли и закрытие многочисленных шахт осуществляются не на основе тщательного анализа конкретной ситуации отечественными экспертами, а под "диктовку" Всемирного Банка реконструкции и развития, который определяет не только перечень закрываемых шахт, но и сроки прекращения их деятельности. По существу, эти рекомендации направлены на дальнейшее резкое сокращение добычи угля в стране, а также окончательное вытеснение российского угля с мирового рынка, что не соответствует национальным интересам страны. С 1997 г. в России приостановлено строительство 11 прогрессивных угольных объектов, полностью разрушена единая система управления угольной промышленностью. Если эта тенденция сохранится, то, располагая огромными ресурсами и запасами угля, Россия сократит его роль в энергетическом балансе до недопустимо низкого уровня, который не будет обеспечивать необходимые темпы роста энергопотребления.

В стране отсутствует долгосрочная программа возрождения угольной промышленности.

Атомная промышленность. При "угольной" ориентации энергетической стратегии на весь период до 2030 г. производство электроэнергии сохранится на уровне 110-120 млрд кВт*ч. При "ядерной" ориентации энергетической стратегии и "мягких" ограничениях на добычу нефти производство электроэнергии атомными станциями составит в 2010 г. 114-125, в 2020 г. 123-124 и в 2030 г. 134-152 млрд кВт*ч. При "жестких" ограничениях на добычу нефти производство электроэнергии атомными станциями составит в 2010 г. 129-139, в 2020 г. 165-172 и в 2030 г. 213-250 млрд кВт*ч (табл. 2). Напомним, что одобренная правительством РФ в июле 1998 г. "Программа развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 гг. и период до 2010 г." предусматривает уже в 2010 г. довести производство электроэнергии атомными электростанциями до 150-170 млрд кВт*ч в год. Известно, что в настоящее время выработка электроэнергии атомными электростанциями составляет 13% от общего объема выработки электроэнергии в стране. Программа правительства провозглашает, что к 2030 г. возможно увеличение в балансе электроэнергопроизводства доли электроэнергии, вырабатываемой ядерными источниками, до 20-30%. Правительство оценивает перспективы развития атомной энергетики даже более оптимистично, чем это предложено выше.

Рис. 6. Необходимые уровни добычи газа в России на период до 2030 г. (млрд. куб. м)

Следует иметь в виду, что сохранение и развитие атомной энергетики - это не только необходимая мера для сбалансированного развития энергетики, но и путь к сохранению уникальных научных и технологических достижений в ряде секторов экономики, сохранения выдающихся научных и инженерных кадров, работающих в этой отрасли. Утрата этих достижений, потеря научных и инженерных кадров нанесет непоправимый ущерб процессу перехода российской экономики на технологический уровень XXI в.

Гидроэнергетические ресурсы. В рамках настоящей работы проблемы развития гидроэнергетики специально не рассматривались, и уровень потребления электроэнергии, производимой гидростанциями, определен по остаточному принципу (табл. 23, 24). Однако на действующих и строящихся ГЭС гидроэнергетический потенциал России используется только на 23,4%. Россия располагает значительными возможностями для увеличения производства электроэнергии гидростанциями.

Воспроизводство минерально-сырьевой базы горючих полезных ископаемых. При реализации описанных выше сценариев развития нефтяной, газовой и угольной промышленности накопленная добыча нефти за 2001-2030 гг. составит 8,1-10,9 млрд т, газа - 20,0-21,5 трлн м3, угля - 9,8-11,0 млрд т. Для обеспечения устойчивого развития энергетики России за пределами 2015-2030 гг. необходим постоянный стабильный прирост запасов горючих полезных ископаемых. Он должен составлять в течение всего тридцатилетия по нефти не менее 400 млн т, по газу - не менее 900 млрд м3, по углю - не менее 350 млн т в год. Состояние прогнозных ресурсов углеводородов в стране делает такие приросты разведанных запасов вполне реальными.

Главная проблема состоит в том, что геологоразведочные предприятия, которые осуществляли поиск и разведку месторождений нефти и газа в стране, практически разрушены. Если не будут приняты меры по воссозданию отечественной геологии, вооружению ее новейшим буровым, геофизическим и исследовательским оборудованием и не созданы необходимые предпосылки для крупномасштабных инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевой базы, за пределами 2015-2020 гг. неизбежен серьезный кризис в нефтяной и газовой промышленности. Многие думают, что если сегодня запасов нефти и газа хватает, то уделить больше внимания геологии можно будет позже. Это грубейшая ошибка. Подготовка запасов нефти и газа - капитало-, ресурсо- и наукоемкий процесс, а разведка каждого месторождения требует, в зависимости от его запасов и степени концентрации геологоразведочных работ, от 5 до 10 лет.

В заключение необходимо подчеркнуть, что в долгосрочных сценариях развития энергетики необходимо иметь в виду, что за пределами 2030 г. должно произойти:

· существенное замедление темпов роста энергопотребления;

· окончание "газовой" паузы и уменьшение роли в энергетическом балансе как нефти, так и газа;

· возрастание роли "атомной" и "угольной" энергетики, а также возобновляемых видов энергии;

· дальнейший рост эффективности энергопотребления.

Учитывая большую инерционность энергетических систем, необходимо уже в программах на 2015-2030 гг. предусмотреть интенсивную подготовку к этим изменениям в структуре и эффективности энергопотребления.

* * *

Перед Россией - два возможных пути движения в XXI век: или возрождение российской экономики и нефтегазового комплекса как ее энергетического рычага, или продолжающая деградация промышленности и общества.

Если предлагаемые уровни добычи горючих полезных ископаемых и эффективности использования энергии достигнуты не будут, это приведет к сдерживанию роста ВВП и, как следствие, уровня жизни населения России на многие десятилетия. Отказ от программы развития топливно-энергетического комплекса, контуры которой намечены выше, приведет к пролонгации низкого уровня жизни населения нашей страны до середины-конца третьей четверти XXI в., к окончательной утрате Россией статуса и авторитета великой державы.

Другой альтернативы у России нет.

Необходимо со всей определенностью подчеркнуть, что намеченные выше уровни добычи и потребления нефти, газа, угля, других видов энергии следует рассматривать лишь как предварительный эскизный набросок, который требует серьезной коллективной экспертизы и обсуждения, а сам рост энергопотребления на душу населения в стране и рост эффективности энергопотребления есть условия абсолютно необходимые, но совершенно недостаточные для подъема и возрождения экономики России.

Разработка всего комплекса экономических и политических мер, которые необходимо реализовать для подъема российской экономики, для возрождения Великой России - задача первостепенной важности, но ее решение выходит далеко за рамки этой статьи.

IV. Нетрадиционные источники энергии

Проблема обеспечения электрической энергией многих отраслей мирового хозяйства, постоянно растущих потребностей более чем пятимиллиардного населения Земли становится сейчас все более насущной.

Основу современной мировой энергетики составляют тепло- и гидроэлектростанции. Однако их развитие сдерживается рядом факторов. Стоимость угля, нефти и газа, на которых работают тепловые станции, растет, а природные ресурсы этих видов топлива сокращаются. К тому же многие страны не располагают собственными топливными ресурсами или испытывают в них недостаток. Гидроэнергетические ресурсы в развитых странах используются практически полностью:

большинство речных участков, пригодных для гидротехнического строительства, уже освоены. Выход из создавшегося положения виделся в развитии атомной энергетики. На конец 1989 года в мире построено и работало более 400 атомных электростанций (АЭС). Однако сегодня АЭС уже не считаются источником дешевой и экологически чистой энергией. Топливом для АЭС служит урановая руда – дорогостоящее и труднодобываемое сырье, запасы которого ограничены. К тому же строительство и эксплуатация АЭС сопряжены с большими трудностями и затратами. Лишь немногие страны сейчас продолжают строительство новых АЭС. Серьезным тормозом для дальнейшего развития атомной энергетики являются проблемы загрязнения окружающей среды.

С середины нашего века началось изучение энергетических ресурсов океана, относящихся к “возобновляемым источникам энергии”.

Океан – гигантский аккумулятор и трансформатор солнечной энергии, преобразуемой в энергию течений, тепла и ветров. Энергия приливов – результат действия приливообразующих сил Луны и Солнца.