Прежний Семейный кодекс сохранял для родителей возможность встречаться с ребенком. Согласно ст. 62 КоБС РСФСР по просьбе родителей, лишенных родительских прав, органы опеки и попечительства могли разрешать им свидание с ребенком, если общение с родителями не оказывало на детей вредного влияния.
По действующему Семейному кодексу РФ о встрече с ребенком могут просить только родители, ограниченные в родительских правах (ст. 75). О лишенных в правах в этой статье ничего не говорится. Однако, чтобы иметь возможность восстановить родительские права, гражданин должен доказать, что он изменил свое поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка, которого он в прошлом жестоко бил, оставлял без пиши и медицинской помощи, не пускал в школу и т. д.
Некоторые исследователи по-прежнему утверждают, что лица, лишенные родительских прав, и в настоящее время могут общаться с ребенком с разрешения лиц, заменивших родителя[36]. Однако данное утверждение зиждется скорее на прошлом законодательстве, но не на действующем. Ибо, если в Семейном кодексе РФ не будет закреплена возможность родителя на общение с ребенком, никто с таким родителем разговаривать не станет, тем более чиновник в органах опеки и попечительства.
В связи с вышеизложенным просматриваются два варианта совершенствования законодательства:
- в ст. 72 СК РФ указать, что восстановление в родительских правах возможно лишь в исключительных случаях, и дать перечень соответствующих ситуаций. Тем самым продекларировать бесповоротность судебного акта о лишении родительских прав. Однако такой подход представляется неверным. Родителей и детей связывает биологическое родство. Зов крови может проявиться в момент, когда работники органов опеки и попечительства не будут его ожидать. Кровная связь между родителями и ребенком накладывает особый отпечаток на их взаимоотношения. Видимо не случайно, что во многих странах предусмотрена возможность восстановления родительских прав;
- возвратиться к уже существовавшему опыту: предоставить родителям, лишенным родительских прав, право на свидание, защитив его возможностью оспаривать в суде отказ органов опеки и попечительства или иных лиц. Данный вариант является предпочтительным.
Право родителя на контакты с ребенком будет своего рода предпосылкой реализации другого права родителя - на восстановление родительских прав. Согласно ст. 72 СК РФ родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка.
Родители вправе обратиться в суд лишь после того, как они изменят:
- свое поведение;
- образ жизни;
- отношение к воспитанию ребенка.
Суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска о восстановлении родительских прав, если это будет противоречить интересам ребенка. Восстановление родительских прав в отношении ребенка, достигшего возраста 10 лет, возможно только с его согласия. Не допускается восстановление в родительских правах, если ребенок усыновлен и усыновление не отменено.
Родители восстанавливаются в своих правах не с момента их лишения. Данному решению суда обратная сила не придается. Их права следует считать восстановленными с момента вступления в силу решения суда.
Лишение родительских прав является крайней мерой. Нет необходимости лишать ребенка родителей, а родителей ребенка, если еще не исчерпаны возможности восстановления нормальных отношений в семье. Пленум Верховного Суда РФ в п. 13 постановления от 27 мая 1998 года № 10 указал, что с учетом характера поведения родителя, его личности и других обстоятельств суд может отказать в удовлетворении иска о лишении родительских прав, предупредить ответчика о необходимости изменения отношения к воспитанию ребенка, возложив на орган опеки и попечительства контроль за выполнением им родительских обязанностей. Кроме того, если этого требует обстановка, суд вправе решить вопрос об отобрании ребенка у родителей и о передаче его органам опеки и попечительства.
Отобрание ребенка у родителей без лишения их родительских прав является меньшей санкцией, поэтому для подобного решения вопроса требуется установить, что поведение родителей хотя и представляет некоторую опасность для ребенка, но еще нет достаточных оснований для лишения их родительских прав. В качестве примера можно привести следующее дело.
В Управление образования Ленинского района г. Самары обратилось с иском Н. о лишении родительских прав. Было установлено, что Н. с 1981 года состоял в браке с М. в 1986 году у них родилась дочь. В 1991 году брак был расторгнут, однако Н. продолжал проживать с семьей и данные отношения были прерваны лишь в 1996 году. С этого же времени М. стала проживать с другим мужчиной. В 1997 году М. умерла. После этого Н. при встречах с дочерью и в письмах к ней стал вести разговоры о Боге. Смерть матери и соответствующее поведение отца привели к тому, что у девочки был серьезный нервный срыв. Она длительное время лечилась у психоневролога .
Суд отказал а иске о лишении родительских прав Н., указав в решении, что книги о Боге и разговоры о Боге не могут служить основанием для лишения родительских прав. Вместе с тем суд признал определенную опасность для ребенка в случае дальнейшего воспитания Н. своей дочери и вынес решение об ограничении его в родительских правах, а ребенок был передан органу опеки и попечительства. Данное решение было опротестовано прокурором и обжаловано истцом. В жалобе и в протесте ставился вопрос о лишении Н. родительских прав. Судебная коллегия Самарского областного суда решение оставила в силе[37].
В отличие от лишения родительских прав при отобрании допустима вина в форме простой небрежности. Как правильно отмечает А,М, Нечаева, "отобрание детей в отличие от лишения родительских прав должно применяться при меньшей степени вины родителей, когда отсутствует злостность в их поведении"[38]. Согласно п. 2 ст. 73 СК РФ для родителей устанавливается своего рода испытательный срок. Если родители не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении 6 месяцев после вынесения судом решения об отобрании ребенка (ограничении родительских прав) обязан предъявить иск в суд о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить такой иск и до истечения указанного срока. Ограничение родительских прав возможно и в тех случаях, когда в сложившейся ситуации нет вины родителей, а оставление ребенка у них опасно по другим обстоятельствам: наличие психического расстройства, иного хроническою заболевания, стечение тяжелых обстоятельств и др. В такой ситуации данная мера не является санкцией и ее применение не следует считать привлечением родителей, к семейно-правовой ответственности. Это средство обеспечения нормальной жизни ребенка, поскольку родители сами этого осуществить не могут[39]. При ограничении родительских прав родители утрачивают не все, а лишь часть своих прав. Другие права остаются за родителями в неприкосновенности. К правам, которые утрачивают родители в связи с ограничением, относятся права:
- на воспитание детей (ст. 61, 62, 63, 66 СК РФ);
- защиту интересов детей (ст. 64 СК РФ);
- истребование детей от других лиц (ст. 68 СК РФ);
- ходатайство об ограничении или лишении ребенка в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (л. 4 ст. 26 ГК РФ);
- дачу согласия на эмансипацию (ст. 27 ГК РФ);
- льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Практика свидетельствует, что нередко с иском об ограничении родителя в его правах обращается тот родитель, с кем ребенок проживает. Цель здесь, как правило, одна - лишить другого родителя возможности общаться с ребенком, то есть, по сути, права на воспитание. Анализ подобной категории дел, однако, показывает, что в целом суды правильно применяют положения ст. 73 СК РФ и не допускают необоснованных ограничений родителей в их правах.
Родители сохраняют права:
- на получение содержания от совершеннолетних детей (ст. 87 СК РФ);
- пенсионное обеспечение после смерти детей;
- наследование по закону;
- дачу согласия либо на отказ в даче согласия на передачу ребенка на усыновление (ст. 129 СК РФ).
Родителям могут быть разрешены контакты с ребенком (ст. 75 СК РФ). Ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка.
Ребенок, в отношении которого родители ограничены в правах, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства по закону.
В ст. 76 СК РФ предусмотрена возможность отмены ограничения родителей в их правах и возврат ребенка родителям. Однако суд с учетом мнения ребенка вправе отказать в удовлетворении иска об отмене ограничений, если возвращение ребенка родителям противоречит его интересам.
В ст. 77 СК РФ закреплено правило, согласно которому органы опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей, если имеет место непосредственная угроза его жизни или здоровью. Данные действия осуществляются на основе акта органа местного самоуправления. После отобрания ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение 7 дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родительских прав или ограничении родительских прав.
Защита прав детей осуществляется с помощью различных отраслей права от семейного до самого репрессивного уголовного права.