Основные направления воспитания вытекают из Конвенции о правах ребенка. Так, согласно ст. 21 Конвенции воспитание должно быть направлено на формирование:
- уважения к правам человека, основным свободам и принципам, провозглашенным в Уставе ООН;
- уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны проживания и происхождения, а также к цивилизациям, отличным от его собственной;
- терпимости, духа мира, равноправия мужчины и женщины, дружба между народами, этническими, национальными и расовыми группами;
- уважения к окружающей среде и др.;
- чувства достоинства и собственной значимости и т. д.
Изложенное свидетельствует, что современное законодательство не отказалось от установления известных ориентиров в вопросах воспитания.
Так воспитывать - это во многом дело самих родителей, их педагогических навыков и способностей. По общему правилу сюда никто не имеет права вторгаться. В то же время в ст. 65 СК РФ указано, как нельзя воспитывать, какие способы должны быть исключены из арсенала средств воздействия на ребенка. В частности, недопустимы:
- пренебрежение, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатация детей;
- причинение вреда физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию.
В соответствии с п. 1 ст. 63 СК РФ родители несут ответственность за воспитание своих детей. Из этой нормы на первый взгляд можно сделать вывод, что при ненадлежащем воспитании (то есть если ребенку не были, привиты, например, чувство уважения и дружбы к другим расам или цивилизациям; терпимости и равноправия к другим народам, уважения к окружающей природе и т. д.) должны последовать соответствующие семейно-правовые санкции.
Семейное законодательство РФ не предусматривает ответственности за то, каким стал ребенок. Если здесь и возможна ответственность, то не семейно-правовая, а предусмотренная нормами других отраслей права, например ответственность родителей за вред, причиненный несовершеннолетними (ст. 1073, 1074 ГК РФ).
По мере взросления ребенка ответственность его родителей меняется по содержанию: от основной ответственности за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет, к субсидиарной (дополнительной) ответственности за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, и, наконец, полное освобождение родителей за результаты воспитания по достижении ребенком возраста совершеннолетия или наступления обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение дееспособности в полном объеме до достижения ребенком 18 лет.
Семейно-правовая ответственность наступает для родителей не за результаты воспитания, то есть за то, каким стал или является ребенок, а за применение неверных, незаконных, непедагогических приемов и методов воспитания, что может повлечь за собой лишение родителей родительских прав, ограничение их прав на воспитание ребенка или отобрание ребенка.
Поскольку отец и мать имеют равные права и обязанности по воспитанию ребенка, предполагается, что все вопросы, касающиеся воспитания, должны решаться родителями по взаимному согласию, исходя из интересов ребенка. По достижении ребенком возраста 10 лет по общему правилу подлежит учету мнение и самого ребенка, если это не будет противоречить его интересам (ст. 57, 65 СК РФ). В случае спора между родителями они (или один из них) вправе обратиться в органы опеки и попечительства или в суд. Вполне возможен вариант, когда разногласия возникли между родителями и ребенком. В такой ситуации ребенок в возрасте до 14 лет вправе обратиться в органы опеки и попечительства по поводу защиты своих прав и законных интересов, а по достижении 14 лет - в суд (п. 2 ст. 56 СК РФ).
Практика свидетельствует, что при совместном проживании родителей между ними редко случаются споры по воспитанию детей. Во всяком случае, такие, что доходят до суда. Обычно подобные споры - удел родителей, проживающих раздельно. Как правило, наиболее остро встает вопрос о месте жительства ребенка. Если родители не могут достигнуть между собой согласия по этому вопросу, спор рассматривается в судебном порядке. Суд выносит решение, исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения. При этом принимается во внимание привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможности создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и детей и др.).
К участию в деле также привлекается орган опеки и попечительства, обязанный провести обследование условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора (ст. 78 СК РФ).
В теории и на практике уже давно пытаются решить вопрос о том, кто из родителей имеет преимущество на то, чтобы ребенок был передан на воспитание именно ему. В свое время в литературе высказывалось мнение о необходимости установления в законодательстве презумпции в пользу матери в отношении детей младшего возраста[11]. Данная позиция находит поддержку и в судебной практике. Суд, удовлетворяя иск о передаче ребенка матери, в обоснование своего решения сослался на то, что "... мальчику 4 года и в этом возрасте лучшее воспитание ему может дать мать". Данное решение было отменено судебной коллегией Верховного Суда РФ[12].
В.А. Рясенцев, в свою очередь, утверждал, что при равенстве всех прочих условий воспитания материально-бытовые условия могут оказать влияние на исход дела, если это диктуется интересами ребенка[13].
В п. 3 ст. 65 СК РФ на первое место в числе обстоятельств, определяющих судьбу иска о месте жительства ребенка, законодатель поставил привязанность ребенка к родителям и другим членам семьи. После этого отмечены личные качества родителей, их взаимоотношения. И лишь на последнем месте указаны материальные условия для воспитания и развития ребенка. Очевидно, в такой последовательности суд и должен анализировать обстоятельства дела, принимая решения.
Что касается средств на воспитание ребенка, то при взыскании алиментов суд должен помочь тому, кого любит ребенок. Чаще всего ребенок остается с матерью. Однако в судебной практике можно встретить примеры иных решений, когда ребенок передается отцу. Так, по одному спору было установлено, что мать злоупотребляет спиртными напитками, брак был расторгнут в связи с супружеской неверностью с ее стороны и т. д. В итоге суд передал ребенка на воспитание отцу[14]. Если у родителей несколько детей, то суды нередко оставляют их каждому из родителей. Так, по иску Г. к В. сын был передан на воспитание отцу, а дочь - матери[15].
Такие решения допустимы, если оба родителя обладают всеми условиями для воспитания детей. При этом во внимание должны приниматься условия жизни родителей, а не других родственников. На практике суды иногда упускают из виду данное обстоятельство.
Так, К. обратился с иском к Л. о передаче ему на воспитание сына Артема 1989 года рождения и сына Андрея 1985 года рождения, сославшись на то, что брак с ответчицей прекращен в 1992 году, а дети остались с матерью. В 1995 году сын Андрей ушел от матери и стал проживать у дедушки и бабушки, где истец и осуществляет его воспитание. К. требовал передать ему на воспитание и второго сына, поскольку мать конфликтует с детьми и не может дать им надлежащее воспитание. Суд удовлетворил исковые требования частично: старший сын был передан отцу, а младший - матери. При этом суд не принял во внимание тот факт, что К. живет в ином населенном пункте, имеет другую семью, часто находится в командировках и не может проживать вместе с ребенком. Решение было отменено, поскольку ребенок фактически был передан на воспитание не отцу, а дедушке и бабушке[16].
Родитель, с которым ребенок проживает, не должен препятствовать общению с ребенком другому родителю, если такое общение не причинит вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских обязанностей и прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. В связи с этим возникает вопрос о правовой природе данного соглашения. Тогда другая сторона имела бы право требовать надлежащего исполнения соответствующего обязательства, а в случае его неисполнения - привлечь виновное лицо к ответственности согласно ст. 393 ГК РФ. Если соглашение между родителями не достигнуто и спор разрешает суд, то в решении суда должно быть указано время общения родителя с ребенком, его продолжительность и т. д. В противном случае оно становится трудновыполнимым. В интересах ребенка суды нередко в своих решениях определяют место общения родителя с ребенком, наличие контроля и т. д. Так, при рассмотрении дела об определении порядка участия в воспитании ребенка было установлено, что ребенок желает общаться с отцом. И воспитатели детского сада отмечали, что в целом общение полезно для ребенка. Но в то же время выяснилось, что отец злоупотребляет спиртными напитками, в его квартире нередко собираются граждане для совместного распития спиртных напитков и т. д. Суд в этом случае не отказал отцу в праве на общение с ребенком, однако в решении было указано, что общение возможно лишь по месту жительства матери и в ее присутствии[17]. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, производится судебными приставами. В литературе отмечается, что иногда на практике суд возлагает обязанность по исполнению решений на органы опеки и попечительства[18]. Однако согласно ст. 78 и 79 СК РФ такая практика является недопустимой.