Основные мощности нефтяной промышленноcmи, в отличие от угольной, хорошо развитой в промышленных странах, находятся в развивающихся странах. Они дают более половины всей нефти. Однако доля промышленно развитых стран в этот период значительно возросла благодаря нефти, добываемой в Северном море и Австралии. Наиболее активна на мировом рынке торговли сырой нефтью ближневосточные страны, Мексика, Норвегия, Великобритания, Россия, Венесуэла, Нигерия, Ливия, Канада и Индонезия. Основные ее покупатели - США, Япония и Германия (они поглощают 42% мирового экспорта).
Размещение нефтеперерабатывающей промышленности значительно отличается от размещения добычи сырой нефти, так как 2/3 мощностей НПЗ сконцентрированы в промышленно развитых странах и СНГ - основных потребителях нефтепродуктов. Однако к концу ХХ в. значительно возросли мощности НПЗ в крупных нефтедобывающих странах Африки, Азии и Латинской Америки из-за роста их собственных потребностей и увеличения спроса на мировом рынке.
Газовая промышленноcmь в основном сосредоточена в промышленно развитых странах (включая Россию и восточноевропейские страны). На их долю приходится более 70% мировой добычи газа, в том числе на США и Россию - по 25%, Канаду - 7,5, Великобританию и Нидерланды - по 3,7%. Возросла добыча газа и в развивающихся странах. Промышленно развитые страны являются также и основными потребителями природного газа, потребляя более 20% его мирового экспорта как по трубопроводам, так и (в сжиженном виде) танкерами. Ведущие места по добыче и потреблению газа принадлежат США и России.
для добычи природного газа в промышленно развитых странах характерна ее высокая территориальная концентрация. Так, в США на долю двух штатов - Техаса и Луизианы - приходится 2/3 добычи, в Канаде только одна провинция Альберта дает почти 80% газа. Центром добычи природного газа в Западной Европе является месторождение Гронинген в Нидерландах, связанное трубопроводами со всеми европейскими странами, кроме Великобритании. Растет значение газовых месторождений Северного моря.
Продолжает возрастать мировое значение газовой промышленности России благодаря не только крупнейшим в мире ресурсам (40% всех запасов), но и геополитическому положению страны. В настоящее время Россия экспортирует треть добываемого газа (20% - в Европу и 14% в страны СНГ и Балтии). Ее газопроводная система подключена к общеевропейской газораспределительной системе. Планируется широкое участие России в газоснабжении зарубежной Азии, в том числе и в освоении ее газовых ресурсов. После создания в начале ХХI в. крупного газодобывающего центра в Иркутской области и сопредельных районах Республики Саха к газопроводной системе России, возможно, будут присоединены Китай, КНДР, Южная Корея и, вероятно, Япония. В ближайшие годы начнется формирование газовой базы на Сахалине, причем половину добываемого газа предполагают экспортировать. С вводом в эксплуатацию месторождений п-ова Ямал и Арктического шельфа создаются предпосылки для экспорта сжиженного газа в Северную и Южную Америку. Однако на осуществление этих планов могут повлиять такие факторы, как рост конкурентоспособности нефти, угля и ядерной энергии, увеличение поставок газа в американские страны из других регионов, например из ближневосточных месторождений, и подключение их к европейской системе газопроводов, а также рост стоимости газа из-за освоения новых месторождений в отдаленных районах и увеличения расходов на передачу газа на сверхдальние расстояния.
Развитие атомной электроэнергетики - одно из наиболее проблематичных направлений мировой энергетики. У него много противников. С одной стороны, благодаря АЭС сглаживаются региональные различия в производстве электроэнергии, уменьшается зависимость отрасли от источников первичной энергии, особенно привозной, улучшается экологическая обстановка. Более чем 40-летнийопыт эксплуатации АЭС позволил создать станции высокой надежности. С другой стороны, до сих пор не решена проблема захоронения радиоактивных отходов и демонтажа и захоронения оборудования АЭС, срок службы которых истек, несмотря на то что мир в целом преодолел синдром страха, вызванного крупнейшими авариями на АЭС США и Украины, до сих пор сохраняется негативное отношение к томной энергетике из-за возможных прецедентов на ядерных объектах.
Однако под влиянием различных обстоятельств, в основном экономических, отношение к атомной энергетике в некоторых странах меняется. Это хорошо видно на примере Швеции, которая одной из первых объявила в 1980 г. мораторий на строительство АЭС и наметила программу вывода своих АЭС из эксплуатации к2010 г. В настоящее время энергобаланс Швеции выглядит так: на АЭС приходится28,1% вырабатываемой электроэнергии, на ГЭС - 47,9, на ТЭС на органическом топливе и биоресурсах - 24%. При этом доля АЭС увеличивается, когда из-за неблагоприятных погодных условий падает производство электроэнергии на ГЭС. Безопасность шведских АЭС оценивают очень высоко. В стране уделяют много внимания хранению и переработке радиoaктивныx отходов. Для этих целей в1985 г. введено в эксплуатацию центральное хранилище, а в 1988 г. - завод по переработке и захоронению этих отходов. По мере приближения 2010 г. в стране все более обсуждают плюсы и минусы свертывания ядерной энергетики. Пока все решения, принимаемые по этому вопроcу носят политический характер и не имеют ничего общего ни с экономикой, ни с безопасностью эксплуатации АЭС.
Решения о выводе из оборота АЭС негативно влияют на инвестиционный климат в стране. Инвесторы опасаются создавать новые энергоемкие производства. Упадок деловой активности заметен во всех энергоемких отраслях обрабатывающей промышленности. Из-за этого растет безработица. Чтобы компенсировать выбывающие мощности и сохранить рабочие места на старых энергоемких предприятиях, предполагалось построить несколько био-ТЭС и создать новую отрасль по выращиванию био-топлива для них. Но для этого необходимы большие инвестиции. Предполагалось также развитие других видов нетрадиционной энергетики. Однако в ближайшей перспективе они не смогут иметь промышленного значения. Импорт электроэнергии также не станет панацеей.
Для коррекции программы вывода из эксплуатации АЭС в Швеции в 1997 г. был проведен второй референдум по вопросам ядерной энергетики. Результаты его были прямо противоположны предыдущему: за использование ядерной энергии проголосовало почти 60% населения. Дебаты в Швеции показали, что при профессиональной эксплуатации АЭС очень важны как по экономическим, так и по экологическим причинам.
Однако во второй половине 1990-х гг. в мире началось снижение мощностей АЭС из-за выбывающих по срокам эксплуатации реакторов. Ввод новых АЭС пока не смог компенсировать падение: выбыло 14 реакторов (в Канаде - 7, в США - 4, в Японии, Франции и ФРГ - по 1), введено же лишь 3 (2 в Южной Корее и 1 во Франции).
В 1980-е гг. произошел существенный сдвиг в развитии АЭС - центр тяжести сместился из США и Западной Европы в Восточную и Юго-Восточную Азию, которые заняли лидирующее положение в мире по вводу новых мощностей, их эффективной эксплуатации, а также в области совершенствования ядерных технологий.
К концу 1990-х П. установленные мощности АЭС составили около 40 млн. кВт. Почти 90% их сосредоточено в следующих странах (по мере убывания): США, Франция, Япония, Россия, Канада, Украина, Великобритания, Южная Корея, Швеция, Испания, Тайвань и Бельгия. Особенно успешно в области атомной электроэнергетики работают Япония и Южная Корея. Их АЭС обладают лучшими в мире эксплуатационными характеристиками, имея коэффициент нагрузки 80-87% против 75% в СШA.
Страны Восточной и Юго-Восточной Азии не только осуществляют крупнейшую в мире программу строительства АЭС, но и становятся ведущими разработчиками новых реакторов.
Первые АЭС Южной Кореи проектировались за границей и были оснащены зарубежным оборудованием. В настоящее время эта страна более чем на 90% обеспечивает строительство традиционных станций собственными силами. Здесь развивают производство урана в качестве топлива для местных АЭС, Южная Корея уже приступила к экспорту ядерных технологий, вступив в конкурентную борьбу на региональном рынке с поставщиками из Западной Европы и Северной Америки.
Успешной работе ядерной электроэнергетики в Японии помешали аварии на АЭС в последние годы и попытки правительства утаить информацию о них. В результате усилились протесты населения против развития отрасли. В 1996 г. после соответствующего референдума был отклонен план строительства АЭС в окрестностях Токио, что нанесло большой удар по программе строительства АЭС.
Активно реализует свою атомную программу Тайвань. На острове уже построено шесть блоков и планируют дальнейшее строительство АЭС.
Китай также имеет программу развития АЭС против нее, правда, выступают правительства провинций, препятствуя выбору площадок, но это не оказывает существенного влияния на реализацию программы. Сейчас на долю АЭС в стране приходится 1 % мощностей. Планируют до2010 г. довести их до 4%. Все китайские АЭС размещены в густонаселенных промышленных районах юго-восточного побережья.
Итак, в то время, когда в других регионах мира ядерные проекты либо не получают развития, либо аннулируются, либо вообще не разрабатываются, страны Восточной и Юго-Восточной Азии продолжают неуклонно идти по пути развития атомной электроэнергетики, хотя финансовый кризис конца 1990- х и заставил некоторые из них временно отложить реализацию своих планов.