Смекни!
smekni.com

Мировая энергетика итоги развития в XX веке (стр. 4 из 5)

Основные мощности нефтяной про­мышленноcmи, в отличие от угольной, хорошо развитой в промышленных стра­нах, находятся в развивающихся странах. Они дают более половины всей нефти. Однако доля промышленно развитых стран в этот период значительно возрос­ла благодаря нефти, добываемой в Север­ном море и Австралии. Наиболее активна на мировом рынке торговли сырой неф­тью ближневосточные страны, Мексика, Норвегия, Великобритания, Россия, Вене­суэла, Нигерия, Ливия, Канада и Индоне­зия. Основные ее покупатели - США, Япо­ния и Германия (они поглощают 42% мирового экспорта).

Размещение нефтеперерабатывающей промышленности значительно отличает­ся от размещения добычи сырой нефти, так как 2/3 мощностей НПЗ сконцентри­рованы в промышленно развитых стра­нах и СНГ - основных потребителях неф­тепродуктов. Однако к концу ХХ в. значи­тельно возросли мощности НПЗ в круп­ных нефтедобывающих странах Африки, Азии и Латинской Америки из-за роста их собственных потребностей и увеличения спроса на мировом рынке.

Газовая промышленноcmь в основ­ном сосредоточена в промышленно раз­витых странах (включая Россию и восточ­ноевропейские страны). На их долю при­ходится более 70% мировой добычи газа, в том числе на США и Россию - по 25%, Канаду - 7,5, Великобританию и Нидер­ланды - по 3,7%. Возросла добыча газа и в развивающихся странах. Промышленно развитые страны являются также и основ­ными потребителями природного газа, потребляя более 20% его мирового экс­порта как по трубопроводам, так и (в сжи­женном виде) танкерами. Ведущие места по добыче и потреблению газа принадле­жат США и России.

для добычи природного газа в промы­шленно развитых странах характерна ее высокая территориальная концентрация. Так, в США на долю двух штатов - Техаса и Луизианы - приходится 2/3 добычи, в Канаде только одна провинция Альберта дает почти 80% газа. Центром добычи природного газа в Западной Европе явля­ется месторождение Гронинген в Нидер­ландах, связанное трубопроводами со все­ми европейскими странами, кроме Вели­кобритании. Растет значение газовых ме­сторождений Северного моря.

Продолжает возрастать мировое значе­ние газовой промышленности России бла­годаря не только крупнейшим в мире ре­сурсам (40% всех запасов), но и геополи­тическому положению страны. В настоя­щее время Россия экспортирует треть до­бываемого газа (20% - в Европу и 14%­ в страны СНГ и Балтии). Ее газопровод­ная система подключена к общеевропей­ской газораспределительной системе. Планируется широкое участие России в газоснабжении зарубежной Азии, в том числе и в освоении ее газовых ресурсов. После создания в начале ХХI в. крупного газодобывающего центра в Иркутской области и сопредельных районах Респуб­лики Саха к газопроводной системе Рос­сии, возможно, будут присоединены Китай, КНДР, Южная Корея и, вероятно, Япония. В ближайшие годы начнется формирование газовой базы на Сахалине, при­чем половину добываемого газа предпо­лагают экспортировать. С вводом в экс­плуатацию месторождений п-ова Ямал и Арктического шельфа создаются предпо­сылки для экспорта сжиженного газа в Северную и Южную Америку. Однако на осуществление этих планов могут повли­ять такие факторы, как рост конкуренто­способности нефти, угля и ядерной энер­гии, увеличение поставок газа в американ­ские страны из других регионов, например из ближневосточных месторождений,­ и подключение их к европейской систе­ме газопроводов, а также рост стоимости газа из-за освоения новых месторождений в отдаленных районах и увеличения рас­ходов на передачу газа на сверхдальние расстояния.

Развитие атомной электроэнерге­тики - одно из наиболее проблематич­ных направлений мировой энергетики. У него много противников. С одной сторо­ны, благодаря АЭС сглаживаются регио­нальные различия в производстве элект­роэнергии, уменьшается зависимость от­расли от источников первичной энергии, особенно привозной, улучшается эколо­гическая обстановка. Более чем 40-летнийопыт эксплуатации АЭС позволил создать станции высокой надежности. С другой стороны, до сих пор не решена проблема захоронения радиоактивных отходов и демонтажа и захоронения оборудования АЭС, срок службы которых истек, несмо­тря на то что мир в целом преодолел син­дром страха, вызванного крупнейшими авариями на АЭС США и Украины, до сих пор сохраняется негативное отношение к томной энергетике из-за возможных прецедентов на ядерных объектах.

Однако под влиянием различных об­стоятельств, в основном экономических, отношение к атомной энергетике в неко­торых странах меняется. Это хорошо вид­но на примере Швеции, которая одной из первых объявила в 1980 г. мораторий на строительство АЭС и наметила програм­му вывода своих АЭС из эксплуатации к2010 г. В настоящее время энергобаланс Швеции выглядит так: на АЭС приходится28,1% вырабатываемой электроэнергии, на ГЭС - 47,9, на ТЭС на органическом топливе и биоресурсах - 24%. При этом доля АЭС увеличивается, когда из-за не­благоприятных погодных условий падает производство электроэнергии на ГЭС. Бе­зопасность шведских АЭС оценивают очень высоко. В стране уделяют много внимания хранению и переработке ра­диoaктивныx отходов. Для этих целей в1985 г. введено в эксплуатацию централь­ное хранилище, а в 1988 г. - завод по пе­реработке и захоронению этих отходов. По мере приближения 2010 г. в стране все более обсуждают плюсы и минусы свер­тывания ядерной энергетики. Пока все решения, принимаемые по этому вопро­cу носят политический характер и не имеют ничего общего ни с экономикой, ни с безопасностью эксплуатации АЭС.

Решения о выводе из оборота АЭС не­гативно влияют на инвестиционный кли­мат в стране. Инвесторы опасаются созда­вать новые энергоемкие производства. Упадок деловой активности заметен во всех энергоемких отраслях обрабатываю­щей промышленности. Из-за этого растет безработица. Чтобы компенсировать вы­бывающие мощности и сохранить рабо­чие места на старых энергоемких пред­приятиях, предполагалось построить не­сколько био-ТЭС и создать новую отрасль по выращиванию био-топлива для них. Но для этого необходимы большие инвести­ции. Предполагалось также развитие дру­гих видов нетрадиционной энергетики. Однако в ближайшей перспективе они не смогут иметь промышленного значения. Импорт электроэнергии также не станет панацеей.

Для коррекции программы вывода из эксплуатации АЭС в Швеции в 1997 г. был проведен второй референдум по вопро­сам ядерной энергетики. Результаты его были прямо противоположны предыду­щему: за использование ядерной энергии проголосовало почти 60% населения. Де­баты в Швеции показали, что при профес­сиональной эксплуатации АЭС очень важ­ны как по экономическим, так и по эко­логическим причинам.

Однако во второй половине 1990-х гг. в мире началось снижение мощностей АЭС из-за выбывающих по срокам эксплуатации реакторов. Ввод новых АЭС пока не смог компенсировать падение: выбыло 14 реак­торов (в Канаде - 7, в США - 4, в Японии, Франции и ФРГ - по 1), введено же лишь 3 (2 в Южной Корее и 1 во Франции).

В 1980-е гг. произошел существенный сдвиг в развитии АЭС - центр тяжести сместился из США и Западной Европы в Восточную и Юго-Восточную Азию, кото­рые заняли лидирующее положение в мире по вводу новых мощностей, их эффектив­ной эксплуатации, а также в области со­вершенствования ядерных технологий.

К концу 1990-х П. установленные мощ­ности АЭС составили около 40 млн. кВт. Почти 90% их сосредоточено в следую­щих странах (по мере убывания): США, Франция, Япония, Россия, Канада, Украи­на, Великобритания, Южная Корея, Шве­ция, Испания, Тайвань и Бельгия. Особен­но успешно в области атомной электро­энергетики работают Япония и Южная Корея. Их АЭС обладают лучшими в мире эксплуатационными характеристиками, имея коэффициент нагрузки 80-87% про­тив 75% в СШA.

Страны Восточной и Юго-Восточной Азии не только осуществляют крупнейшую в мире про­грамму строительства АЭС, но и становятся ведущими разработчиками новых реакторов.

Первые АЭС Южной Кореи проектиро­вались за границей и были оснащены за­рубежным оборудованием. В настоящее время эта страна более чем на 90% обес­печивает строительство традиционных станций собственными силами. Здесь развивают производство урана в качестве топлива для местных АЭС, Южная Корея уже приступила к экспорту ядерных тех­нологий, вступив в конкурентную борьбу на региональном рынке с поставщиками из Западной Европы и Северной Америки.

Успешной работе ядерной электро­энергетики в Японии помешали аварии на АЭС в последние годы и попытки прави­тельства утаить информацию о них. В результате усилились протесты населения против развития отрасли. В 1996 г. после соответствующего референдума был от­клонен план строительства АЭС в окрест­ностях Токио, что нанесло большой удар по программе строительства АЭС.

Активно реализует свою атомную про­грамму Тайвань. На острове уже построе­но шесть блоков и планируют дальнейшее строительство АЭС.

Китай также имеет программу разви­тия АЭС против нее, правда, выступают правительства провинций, препятствуя выбору площадок, но это не оказывает существенного влияния на реализацию программы. Сейчас на долю АЭС в стране приходится 1 % мощностей. Планируют до2010 г. довести их до 4%. Все китайские АЭС размещены в густонаселенных про­мышленных районах юго-восточного по­бережья.

Итак, в то время, когда в других регионах мира ядерные проекты либо не получают развития, либо аннулируются, либо вообще не разрабатываются, страны Вос­точной и Юго-Восточной Азии продолжа­ют неуклонно идти по пути развития атомной электроэнергетики, хотя финан­совый кризис конца 1990- х и заставил некоторые из них временно отложить реализацию своих планов.