Смекни!
smekni.com

Правовоая культура и правосознание (стр. 2 из 6)

§ 2. Соотношение права и правосознания. Виды правосознания

Будучи непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результаты правотворчества. В соответствии с содержанием правового сознания вырабатываются содержание и форма юридических актов, определяются структурные особенности отдельных норм права и правового акта в целом. Вместе с идеологией правовая психология служит корректирующим началом при разработке, обсуждении и принятии нормативных актов. Их язык, терминология тоже отвечают сложившимся в обществе правовым представлениям, уровню развития правовой культуры законодателей и граждан.

Как пример воздействия правосознания на право можно привести правотворчество, когда депутаты во время принятия законов обсуждают решения по различным вопросам.

Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правовых отношениях, ответственности. Их активная роль проявляется по отношению как к общественному, так и к индивидуальному правосознанию, политическому и другим видам сознания граждан. Воздействие права на общественное сознание выражается в том, что правовые акты придают обязательное значение тем правовым и политическим взглядам и представлениям, которые зародились в общественном сознании, но еще не стали в нем господствующими. Получив отражение в правовом акте, эти взгляды и представления наделяются авторитетом государственной воли, что определяет их активную роль в формировании и развитии правосознания[7].

Тот факт, что исполнение правовых норм значительной частью людей (разной в разных условиях) осуществляется сознательно, в силу внутреннего убеждения, как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания.

Все исследователи единодушны в том, что чем выше уровень правосознания, тем в большей мере оно проявляет свою регулирующую роль приведения поведения в соответствие с целями и волей, выраженными в праве, тем крепче законность и правопорядок.

Регулирование означает, с одной стороны, побуждение к действию, приказ или стимуляцию соответствующего поступка, поведения, с другой — установление границ поведения, запрещение выхода за их рамки, дозволение действовать в их пределах. Указанная роль правосознания вытекает прежде всего из основного социального назначения права — управлять деятельностью людей в различных видах общественных отношений в соответствии с государственной волей народа или элиты, выраженной в законе и обеспечивающей баланс интересов личности, общества и государства.

Правосознание играет регулирующую роль и в процессе правореализации, в том числе при разрешении юридических дел, принятия правоприменительных актов, всех видов конкретных юридических решений. Здесь действует профессионально-юридическое правосознание, как разновидность правосознания. Так, в п. 4 ст. 1 ранее действовавшего Закона РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР"[8] от 12 июля 1991 г. прямо говорилось, что "Конституционный Суд РСФСР разрешает дела и дает заключения, руководствуясь Конституцией РСФСР и правосознанием...". Ныне действующий Закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" 1994 г.[9] прямо такой нормы не содержит, но указанное правило легко выводится при уяснении смысла ряда его статей. Так, согласно ст. 1 "Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства". В ст. 5 Закона при перечислении основных принципов деятельности Конституционного Суда указывается принцип независимости судей, реализация которого возможна лишь путем использования в качестве механизма собственного правосознания.

Таким образом, правовое сознание является органической составной частью правотворческой и правореализующей деятельности, выполняет роль их механизма или инструмента.

Известны различные виды правосознания. По субъекту правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное. Эта классификация, как и любая другая, условна.

С точки зрения глубины отражения правовой действительности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное[10].

Обыденное правосознание характеризует социальную практику как эмпирическую деятельность, в процессе которой выражаются субъективные отношения людей к действующему праву, представления о своих правах и обязанностях, о справедливости или несправедливости норм права, о сущности и принципах правовой организации общества, чувства, настроения, эмоции, связанные с оценкой существующего правового режима.

Обыденное правосознание свойственно как основной массе членов общества (коллективное правосознание), так и каждому индивидууму в отдельности (индивидуальное правосознание) и формируется на базе повседневной жизни в процессе собственной практической деятельности Каждый человек так или иначе сталкивается с правовыми нормами: определенная информацию получает из средств массовой информации, наблюдая за деятельностью законодательных или исполнительных органов государственной власти, отдельных должностных лиц, самостоятельно осуществляя действия, предусмотренные правовыми нормами, а также прибегая к защите государства при нарушении его прав и законных интересов. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание основ, общих принципов правовой организации общества, и здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями человека[11].

Научное (теоретическое) правосознание в отличие от обыденного формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Именно научное правосознание является (должно являться) непосредственным источником правотворчества, служит (должно служить) совершенствованию юридической практики.

Профессиональное правосознание — это правовое сознание юристов. В его содержание наряду с квалифицированными научнообоснованными суждениями, выводами, закономерностями входит, как уже отмечалось, умение применять право. Проблема профессионального правосознания заслуживает специального рассмотрения. В зависимости от предмета отражения в правосознании юриста образуются сферы, соответствующие различным отраслям правовых отношений (например, предпринимательская, коммерческая, гражданско-правовая, уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, трудовая и т. д. и т. п.).

Правовое сознание юристов должно быть теоретическим, т. е. представлять собой систему правовых знаний, выраженных в юридических принципах, нормах и категориях, в знании основных тенденций и закономерностей государственно-правовой действительности. Правовая теория является концептуальной формой существования правового сознания, самым глубоким способом фиксации объекта правового отражения.

Для юристов правовая подготовленность, естественно, имеет определяющее значение. Она должна быть более высокой, чем у законопослушных граждан, отличаться объемом, глубиной и формализованным характером знаний принципов и норм права, а главное — умением их применять.

Кроме того, юриста-профессионала должно отличать не просто устойчиво положительное отношение к праву и практике его применения, а согласие (солидарность) с правовым предписанием (с законодателем), понимание полезности, необходимости и справедливости его применения, привычка соблюдать правовой закон.

§ 3. Кризис современного правосознания

Кризис современного правосознания обусловлен общими кризисными явлениями, происходящими в постсоветском обществе, переоценкой прежних взглядов, представлений и идей. С одной стороны, падает вера в возможность быстрого построения правового социального государства, создания действенной правовой системы, способной защитить человека как от произвола и беззакония бюрократического чиновничьего аппарата, так и от криминальных структур. С другой стороны, в сегодняшнем правосознании велико влияние идеологи неразвитого рынка. Между тем, очевидно, что для цивилизованного рыночного общества необходимо развитое индивидуальное правосознание, личностное осмысление роли права, способность индивида к самостоятельным действиям, к саморегуляции, основанной на правовой культуре. Кризис правосознания во многом обусловлен положением, сложившимся в правовой сфере, существенным разрывом между конституционными нормами и реальными отношениями, отсутствием четкого и успешно функционирующего правотворческого процесса, системы объективных критериев оценки эффективности российского законодательства, деятельности государственных органов и должностных лиц. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 июля 1995 г "О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации" первоочередной задачей государства признается проведение правовой реформы[12]. Ее основными целью, в том числе, является повышение уровня правовой культуры, правосознания граждан, преодоление правового нигилизма.

Кризис правосознания проявляется также в несовершенстве действующего законодательства. Сама Конституция Российской Федерации во многом декларативна, представляет бой теоретическую модель пока еще недостижимого будущего. Правовая система страдает от избыточности и несогласованности нормативного материала. Объясняется это тем, что акты унаследованы от СССР; другие были приняты в РСФСР, когда она находилась в составе Союза; третьи представляй собой концептуально новые документы, в основе которых лежат либо американские юридические конструкции, либо заимствованные из романо-германской правовой системы. В законодательстве трудно разобраться даже юристу-профессионалу, а для неподготовленного человека оно практически недоступно. Все это осложняет осмысление необходимости права, его оценку, а также восприятие процессов правоприменения. В подобных условиях трудно говорить о ясном и отчетливом правосознании населения и отдельных граждан.