Смекни!
smekni.com

Правовоая культура и правосознание (стр. 5 из 6)

Сущность правового нигилизма в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин — в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Подобные антиправовые установки и стереотипы есть "элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии... отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни"[23].

Существует множество различных форм правового нигилизма. Я постараюсь рассмотреть лишь некоторые из них, наиболее очевидные и распространенные.

1. Прежде всего, это прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативно-правовых актов.

Эти нарушения составляют огромное количество уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных и дисциплинарных поступков.

Преступность — мощный катализатор правового нигилизма, мрачная зона которого стремительно расширяется, захватывая все новые и новые сферы влияния.

2. Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по "своим правилам". Неисполняемость же законов — признак бессилия власти.

Такое всеобщее несоблюдение законодательства — результат крайне низкого и деформированного правосознания, отсутствия должной правовой культуры, а также следствие общей разболтанности и безответственности.

3. Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции или в "разреженном правовом пространстве".

В данную форму правового нигилизма как весьма вредную и опасную указал Президент РФ: "Нередко федеральными и региональными органами власти, отдельными должностными лицами. Делаются попытки обойти нормы Конституции и закон в угоду сиюминутной целесообразности и конъюнктуре"[24].

4. Серьезным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность.

Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивного отношения к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест. Право как бы само выступает причиной нигилизма.

По данным МВД РФ, примерно половина всех граждан, подвергшихся преступным посягательствам (изнасилованию, ограблению, избиению, хулиганскому оскорблению и т. д.), не обращаются ни в суд, ни в прокуратуру, ни в милицию, так как не верят в их возможности реально помочь, защитить, наказать виновных.

Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опоры. В таких условиях даже у законопослушных граждан вырабатывается нигилизм, недоверие к существующим институтам.

5. Наконец, можно выделить теоретическую форму правового нигилизма, проистекающую из некоторых старых и новых постулатов. Они были связаны как с догматизацией и вульгаризацией известных положений марксизма о государстве и праве, так и с рядом неверных или сугубо идеологизированных, а потому искаженных представлений о государственно-правовой действительности и ее развитии (отмирание государства и права, замена правового регулирования общенормативным или моральным, примат политики над правом, власти над законом, лобовой классовый подход, жесткий экономический детерминизм и т. д.).

Таким образом, можно смело делать вывод о том, что для преодоления правового нигилизма (уровень которого крайне высок в нашей стране в настоящее время) необходимо, чтобы государство, опираясь на общественные формирования, приняло меры к его подавлению. На мой взгляд, оно должно взять на себя заботу по выработке национальной доктрины формирования правосознания у граждан и правововую регламентацию и координацию участия в этом деле общественных объединений.


Заключение

В результате работы были исследованы особенности такого института, выделяемого в науке теории государства и права, как правосознание и правовая культура. На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Для преодоления современного кризиса правосознания необходимо на практике реализовать конституционное положение о том, что вся деятельность государства, каждого его органа и должностного лица должна быть подчинена интересам обеспечения прав и свобод человека. Требуется всеобъемлющая система процедур и механизмов защиты прав и свобод человека, причем наряду с совершенствованием традиционных судебных и административных форм защиты должны разрабатываться новые, нетрадиционные. В частности, необходимо скорейшее принятие закона о петициях и обращениях граждан в органы исполнительной власти. Как пример, можно привести опыт Великобритании, где действует Управление жалоб на действия полиции. В его компетенцию входит контроль за рассмотрением наиболее серьезных жалоб, проверка материалов по всем жалобам на действия полиции с целью решения вопроса о дисциплинарной или уголовной ответственности ее работников.

2. Выработка новых ориентиров российской политики должна учитывать тот факт, что формирование правосознания осуществляется под воздействием социальной среды. Уважительное отношение к праву может сформироваться, когда оно становится частью традиции, в течение длительного времени функционирует в неизменном виде и развиваясь по пути общественного прогресса.

3. Несмотря на все проблемы, указанные в работе, связанные со степенью правосознания, уровнем правовой культуры, наличия в современном обществе такого негативного фактора, как правовой нигилизм, в целом за последние десять лет произошли существенные положительные изменения: практически во всех средних общеобразовательных учреждениях появился предмет «Правоведение», в библиотеках стали доступны широкому числу граждан правовые системы «Гарант» и «Консультант плюс», в вузах на многих неюридических факультетах также появилась дисциплина, посвященная основам современного права. Все это не может не свидетельствовать о внимании, которое обратило государство на данные проблемы.


Библиография

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ. "Российская газета", N 237, 25.12.1993.

2. ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 N 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. № 1, ст.1.

3. ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1994 г. № 13, ст. 1447

4. Указ Президента РФ от 6 июля 1995 г. N 673 "О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995 г. № 28, ст. 2642

5. Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» от 12 июля 1991 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991 г., № 30, ст. 1017

Специальная литература

6. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.– М.: Юрист, 2005 г.– 622 с.

7. Иванов В. Вера — совесть — правосознание — государство // Право и жизнь 1994. № 6

8. Ильин И.А. О сущности правосознания.–М.: Рагогъ, 1993.– 243 с.

9. Общая теория государства и права: Академический курс. / т. 2: Теория права; под ред. Марченко М.Н.–М.: Зерцало, 1998 г.– 620 с.

10. Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков.– М.: Новый учебник, 2003 г.– 416 с.

11. Певцова Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи // Государство и право. 2005 г., № 4

12. Попов В.В. Некоторые формы преодоления правового нигилизма и пути его преодоления. // Юрист. 2002, № 1

13. Проблемы общей теории государства и права: учебник для юридических вузов / под ред. Нерсесянца В.С..–М.: Норма, 1999 г.– 832 с.

14. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юрист, 1997.– 712 с.

15. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993, № 8

16. Уледов А.К. К определению специфики культуры как социального явления // Философские науки, 1974, №2

17. Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правого сознания. // Извстия вузов. Правоведение. 2004 г., № 2


[1] "Российская газета", N 237, 25.12.1993.

[2] Ильин И.А. О сущности правосознания.–М.: Рагогъ, 1993.– с. 24

[3] Проблемы общей теории государства и права: учебник для юридических вузов / под ред. Нерсесянца В.С..–М.: Норма, 1999 г.– с. 384

[4] Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правого сознания. // Известия вузов. Правоведение. 2004 г., № 2

[5] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.– М.: Юрист, 2005 г.– с. 241

[6] Общая теория государства и права: Академический курс. / т. 2: Теория права; под ред. Марченко М.Н.–М.: Зерцало, 1998 г.– с. 379

[7] Проблемы общей теории государства и права: учебник для юридических вузов / под ред. Нерсесянца В.С..–М.: Норма, 1999 г.– с. 391

[8] Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991 г., № 30, ст. 1017

[9] СЗ РФ. 1994 г. № 13, ст. 1447

[10] Венегеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.– М.: Юрист, 1999 г.– с. 256

[11] Проблемы общей теории государства и права: учебник для юридических вузов / под ред. Нерсесянца В.С..–М.: Норма, 1999 г.– с. 380

[12] СЗ РФ. 1995 г. № 28, ст. 2642

[13] СЗ РФ. 1997. № 1, ст.1

[14] Иванов В.Вера — совесть — правосознание — государство // Право и жизнь 1994. № 6.