С помощью всей совокупности кодовых комбинаций, которые для байта в пределе равны 28, можно закодировать помимо чисел прописные и строчные буквы русского и латинского алфавитов, знаки препинания, математические знаки основные и вспомогательные символы, необходимые для контроля и управления ЭВМ.
Числа в ЭВМ могут быть представлены в двух формах: естественной, которая также носит название формы с фиксированной запятой или точкой, и полулогарифмической, которая еще называется формой с плавающей запятой или точкой.
Для выполнения вычислений с числами в естественной форме необходимо, чтобы они были всегда меньше единицы. Делается это с помощью масштабных коэффициентов. Для записи знака числа отводится один дополнительный разряд (рис.1.2,а). Если число положительное, то в этот разряд записывается 0, если отрицательное, то 1.
Число в нормальной форме имеет вид:
A = npM, (1.2)
где n -основание СС, p -порядок числа, M -мантисса.
В числе, записанном в полулогарифмической форме, положение для записи которого в нем выделяется несколько разрядов (рис.1.2,б). Мантисса должна быть по модулю меньше единицы и первая цифра должна быть значащей. Например, A=110,101001 в соответствии с (1.2) представляется
А = 110,101001 = 10110,110101001.
где n = 102, p = 112, M = 1101010012.
Это же число в нормальной форме будет иметь вид :
Знак 011 Знак 0110 101 001Порядок Мантисса
Для удобства вычислений мантиссу нормализуют, то есть сдвигают ее влево до тех пор, пока первая цифра после запятой станет равной 1.
2.Общие сведения о программировании
и программном обеспечении
2.1.Понятие алгоритма.
Решение любой задачи - многоэтапный процесс, включающий постановку задачи, выбор метода ее решения и, наконец, составление алгоритма.
Алгоритм - это совокупность предписаний и правил, выполнение которых за конечное число действий преобразует исходные данные задачи в искомый результат.
Существует ряд задач, математические модели решения которых создаются на основе общеизвестных формул и логических условий. В других задачах метод решения можно получить только экспериментально. После выбора метода решения разрабатывается алгоритм. Нет одного общего способа, пользуясь которым можно бы составить любые алгоритмы. Однако алгоритм составляется в той форме, которая наиболее понятна человеку. Рассмотрим, например, запись алгоритма в операторной форме для вычисления корней квадратного уравнения ax2+bx+c=0. Корни этого уравнения находятся по формуле
(2.1)Порядок вычислений здесь зависит от знака подкоренного выражения D=b2-4ac. Если D
0,то корни действительные, если D<0 -корни мнимые. Выделяем следующие этапы:1. Вычисление D=b2-4ac
2. Проверка условия D
0 или D<03.Вычисление действительных корней, если D
04. Вычисление мнимых корней, если D<0.
В этом процессе решения задачи можно выделить три арифметических этапа (1,3,4) и один логический (2). Кроме этапов непосредственного расчета, вычислительный процесс включает и другие этапы, обусловленные спецификой обработки данных компьютером - ввод исходных данных, перевод их из десятичной в двоичную систему счисления и обратно, вывод результатов расчета, останов ЭВМ или переход к решению другой задачи.
Операторная форма-это запись алгоритма в виде условных буквенно-цифровых символов-операторов, графических знаков-стрелок и знаков препинания. Для некоторых основных и вспомогательных операторов приняты следующие условные обозначения:
А - арифметический оператор
Р - логический оператор
П - оператор переноса
Я - оператор останова
Ф - оператор формирования.
Запись алгоритма решения на ЭВМ квадратного уравнения в операторной форме имеет следующий вид:
где П
-оператор ввода исходных данных,А
-оператор перевода из десятичной СС в двоичную,А
-оператор расчета D=b - 4ac,Р
-логический оператор, проверяющий условие D 0 и D<0,А
-оператор расчета действительных корней,А
-оператор расчета мнимых корней,А
-оператор перевода результатов из двоичной СС в десятичную,П
-оператор вывода результатов на печать,Я
-оператор останова ЭВМ.Алгоритмы, имеющие в своем составе хотя бы один логический оператор, называются разветвляющимися. Алгоритмы, не имеющие логических операторов, называются линейными. Если бы целью решения приведенного уравнения было бы отыскание действительных его корней, то процесс вычислений описывался линейным алгоритмом
П
А А А А П Я (2.3)Наиболее наглядная и чаще всего употребляемая форма представления алгоритмов с помощью различных геометрических фигур - блок - схемная. Все блоки обозначаются номерами. Внутри блоков приводятся данные, раскрывающие содержание выполняемых действий: начало и конец алгоритма, ввод-вывод данных, различные процессы обработки данных, логические и другие операции. Все геометрические фигуры в блок-схеме алгоритма должны изображаться в соответствии с ГОСТ 19002-80 и ГОСТ 19003-80.
Блок-схему алгоритма рисуют сверху вниз блок за блоком. Блоки соединяются между собой прямыми линиями со стрелками на конце или без них, показывающими направление процесса обработки данных. Каждое такое направление называется линией потока или ветвью алгоритма. Направление ветвей, идущих сверху вниз или слева направо, принять за основное и стрелками не обозначается. Каждая ветвь исходит и подходит обычно к середине блока. Блок-схема не только достаточно наглядно описывает алгоритм, но и является основой для составления программы. Следует иметь в виду, что один и тот же алгоритм может использоваться при решении различных по содержанию задач, если они были предварительно классифицированы по виду математических моделей - каждый класс математических моделей имеет свой метод решения.
На рис. 2.2 приведена блок-схема решения квадратного уравнения, решение которого имеет вид (2.1).
1Начало
2 Определитьa, b, c
3