Подмена ребенка – это преступление совершается достаточно редко. Оно предусмотрено статьей 153 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Объектом преступления являются отношения по нормальному функционированию семьи, сохранению ребенком родственных связей со своей кровной семьей.
Объективная сторона выражается в подмене ребенка.
Подмена ребенка означает передачу родителям вместо собственного ребенка чужого дитя. Как правило, подмена может иметь место непосредственно после родов в родильном доме (больнице). Однако преступление может быть совершено и в другом месте, если новорожденный остался без присмотра в общественном месте, например в коляске на улице или в магазине.
Обязательным условием наличие состава преступления, предусмотренного статьей 153 Уголовного кодекса Российской Федерации, является не только изъятие у родителей ребенка, но и замена его другим. Если же имеет место лишь незаконное изъятие ребенка без его замены на другого, то деяние следует квалифицировать по статье 126 Уголовного кодекса Российской Федерации как похищение человека.
Преступление считается оконченным с момента фактической подмены ребенка.
Субъектом данного преступления могут быть родители, лица медицинского персонала родильных домов и детских учреждений, а также другие заинтересованные лица.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что заменяет одного ребенка другим, и желает этого. В качестве ее обязательного признака выступает мотив преступления: корыстные или низменные побуждения. Корыстный мотив будет в действиях медсестры роддома, которая за вознаграждение подменяет ребенка у роженицы, например, мальчика заменить девочкой, так как другая мать хотела иметь мальчика, но родила девочку. Низменным мотивом можно признать действия женщины, родившей неполноценного ребенка и заменить его здоровым новорожденным.
В соответствии со статьей 153 УК РФ «подмена ребенка, совершенная из корыстных или иных низменных побуждений, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев».[11]
Незаконное усыновление (удочерение) детей
Механизм усыновления (удочерения) определен статьями с 124 по 144 Семейного кодекса. Порядок усыновления (удочерения) детей установлен Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года.[12]
Усыновление (удочерение) – юридический акт, в силу которого между усыновленным ребенком и его усыновителем устанавливаются правовые (личные и имущественные) отношения, аналогичные отношениям между родителями и детьми.
Усыновление (удочерение) является наиболее предпочтительной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Задача усыновления (удочерения) состоит в том, чтобы подобрать ребенку семью, где бы в максимальной степени были обеспечены его интересы и учтены особенности его характера и полноценного психического, физического, духовного, нравственного развития. А также создание условий, какими пользуются дети в родной семье. Граждане, не могущие иметь детей, посредством усыновления (удочерения) могут удовлетворить свои материнские и отцовские чувства.
Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых: умерли; лишены родительских прав; признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими; не проживают более года совместно с ребенком и не принимают участия в его воспитании, содержании, и несмотря на предупреждение органов управления образованием, не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы; дали согласие на усыновление (удочерение) в письменной форме.
С момента введения судебного порядка установления усыновления (удочерения) прошло пять лет. За это время судами было рассмотрено значительное количество дел об усыновлении (удочерении). Следовательно, институт усыновления как способ обеспечения права детей жить и воспитываться, в семье необходим. Поэтому перейдем к анализу процессуальных проблем, возникающих при рассмотрении дел об установлении усыновления (удочерения).
Большинство дел об усыновлении – это усыновление (удочерение) пасынков и падчериц мачехами и отчимами (60-64 процента от общего числа усыновлений (удочерений)).[13]Изучая судебную практику одного из московских судов, проследили ситуацию, несмотря на то, что, на территории района находится Дом ребенка. В 1998 году было вынесено 33 решения об установлении усыновления (удочерения). Из них трое детей усыновлены (удочерены) из Дома ребенка и четверо – ближайшими родственниками. Из 25 дел, по которым в 1999 году было вынесено решение об установлении усыновления (удочерения), 24 случая – усыновления (удочерения) пасынков и падчериц.
Общепризнано, что судебная форма защиты права – наиболее совершенная, обеспечивающая соблюдение прав и законных интересов гражданина. При рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) должны соблюдаться не только права и интересы усыновляемого (удочеряемой), но и усыновителей, родителей. Например: в пункте 3 статьи 124 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается. Из материалов дела об усыновлении супругами Г. несовершеннолетней М. видно, что у усыновляемой есть брат. В отношении ее родители были лишены родительский прав, что подтверждено копией решения суда, вынесенного в 1993 году. Основание для лишения родительских прав – жестокое обращение с ребенком, применение физического насилия. На тот момент в отношении брата усыновляемой родители не были лишены родительских прав. На первый взгляд, в этой ситуации суд, рассмотрев дело о лишении родительских прав в отношении усыновляемой, фактически признал допустимым и соответствующим интересам детей их раздельное проживание. И следовательно, суду, рассматривающему дело об усыновлении, нет необходимости вдаваться в рассмотрение данного вопроса. Однако, учитывая обстоятельства дела, причины лишения родителей родительских прав отношении усыновляемой, ее осведомленность, что у нее есть брат, необходимость соблюдения права братьев и сестер проживать и воспитываться совместно, суду следовало установить: место нахождения брата усыновляемой, не были ли лишены родители родительских прав в отношении него, не требуется ли его усыновление в связи с утратой родительского попечения по иным причинам (смерть родителей, признание их недееспособными).[14]
Усыновление (удочерение) детей, в том числе иностранными гражданами, получило в последнее время известное распространение.
Дети, являющиеся гражданами Российской Федерации, могут быть переданы на усыновление (удочерение) иностранным гражданам только в том случае, если не представилось возможности передать этих детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) гражданам Российской Федерации, на воспитание в семью граждан Российской Федерации или на усыновление (удочерение) родственникам ребенка независимо от их места жительства и гражданства.[15]
Генеральной прокуратурой Российской Федерации установлен ряд фактов, различного вида вознаграждения чиновников. Последние предоставляли иностранным кандидатам в усыновители сведения о детях (не предлагавшихся на усыновление (удочерение) российским гражданам).
Учитывая особую значимость дел об усыновлении (удочерении), законодатель предусмотрел в Семейном кодексе Российской Федерации обязательное участие по этим делам прокурора. Однако участие прокурора по многим дела не было обеспечено.
Проверка, проведенная Генеральной прокуратурой, показала, что повсеместно не выполняются требования Семейного кодекса и Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года.
Представляется, что формулирование уголовно – правовой нормы, предусматривающей статьей 154 Уголовного кодекса, незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи было вызвано тем, что в России большое распространение получили злоупотребления, подлоги, иные незаконные действия с несовершеннолетними.
В случае, когда в целях оформления незаконного усыновления (удочерения) составляются подложные документы, деяние должно квалифицироваться по совокупности статьи 154 и статьи 327головного кодекса Российской Федерации.
Объектом преступления – отношение по созданию семьи в соответствии с действующим законодательством, ее нормальное функционирование, установленный порядок усыновления.
Объективная сторона характеризуется незаконными действиями по усыновлению детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи.
Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека возможна над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, а попечительство – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекунами и попечителями могут назначаться совершеннолетние дееспособные лица.
Приемная семья образуется на основании договора, о передаче ребенка (детей), на воспитание в семью, который заключает между органом опеки и попечительства и приемными родителями. На воспитание в приемную семью передаются ребенок (дети), не достигшие совершеннолетия, на срок, предусмотренный договором. Приемными лицами могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола.