После этого «Гром победы, раздавайся» стал на многие годы символом русской доблести и славы. Он исполнялся при выходах императрицы, открывал балы и торжественные собрания, звучал на полях сражений. Поскольку жанр полонеза связан с музыкой двора и бала, для исполнения в условиях войны с Наполеоном он был переделан в марш с новыми словами.
Гром оружий, раздавайся,
Раздавайся, трубный глас,
Сонм героев, подвизайся,
Александр предводит нас!
Поэт В.А. Жуковский создал свою версию слов гимна по случаю разгрома польского восстания в 1831 г., которые пелись на музыку полонеза О. Козловского.
Раздавайся, гром победы,
Пойте песню старины,
Бились храбро наши деды,
Бьются храбро их сыны.
Мы под теми же орлами,
Те же с нами знамена,
Лях, бунтующий пред нами,
Помнит наши имена.
В XIX в. гимн «Гром победы» оставался дворянским гимном — гимном доблести и чести ведущего сословия России XVIII-XIX вв. Параллельно с уменьшением роли дворянства в пореформенной России он все реже исполнялся и постепенно утратил свое значение.
П. Чайковский использовал музыку славильного припева из «Полонеза» Козловского в конце третьей картины оперы «Пиковая дама» в сцене появления императрицы Екатерины II на балу. Он слегка аранжировал его фактуру с тем, чтобы подчеркнуть особую торжественность и величие музыки Козловского. Добавил восходящие аккордовые тираты у струнных и торжественные фанфарные сигналы на паузах в конце фраз. Поместил мелодию в более высокой и напряженной тесситуре у сопрано, подчеркнув славильный характер припева. Дополнил припев, присочинив к нему кадансовые обороты с побочной субдоминантой VI ступени, что придало гимну еще большую торжественность и усилило русский колорит.
Сын Екатерины II Павел I правил всего четыре года (1796 - 1801 гг.). Многие его начинания шли в разрез с установками матери. В отличие от нее, Павел был более набожен и строг в поведении, но в то же время, по замечанию В. Ключевского, «имел небогатые способности». Это не помешало ему исправить некоторые негативные моменты, связанные с деятельностью Екатерины II и, в частности, открыть многие монастыри, закрытые его матерью. А вот с Суворовым у него были большие разногласия по поводу устроения армии. Император Павел I хотел формировать ее по немецкому образцу, на что Суворов никак не мог согласиться.(13) Конфликт с царем привел в конце концов к опале и ссылке великого генералиссимуса.
Существенные отличия в мировоззрении и личном облике Павла I привели к необходимости замены екатерининского гимна другим величальным песнопением, в большей степени отвечающим его личным взглядам и отражающим новые веяния в России. Им на рубеже веков стал гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» на слова М. Хераскова(14) с музыкой Д. Бортнянского.(15)
Обстоятельства его написания история не сохранила. Можно лишь с достаточной уверенностью предположить, что гимн «Коль славен» был создан в самом конце XVIII - в начале XIX вв. С 1784 г. Д.С. Бортнянский писал музыку для Малого двора будущего императора Павла Петровича. По-видимому, тогда у него и сложились личные связи с нелюбимым сыном Екатерины II. Когда Павел стал царем, он сразу назначил Д. Бортнянского директором придворной певческой капеллы. По-видимому, в этот недолгий период правления Павла I и был создан гимн «Коль славен».
В отличие от екатерининского, в целом, светского полонеза, павловский гимн оказался церковным хоралом со словами-молитвой. Он, по-видимому, был ориентирован на гимны допетровской России, когда богослужебные напевы заменяли официальный государственный гимн. Но в отличие от них гимн на рубеже XVIII-XIX вв. был уже авторским.(16) В его тексте не было ни слова о самом императоре Павле I и о его деяниях, что подчеркивало набожность и скромность самодержца. Его молитвенные слова восхваляли Бога как мистическое основание державы Российской. Прекрасные стихи Хераскова и сейчас, спустя 200 лет поражают своей умилительной нежностью, возвышенным смирением и внутренним покоем.
Музыку гимна отличали задушевность и чистота интонации, проникновенность лирического распева. По сравнению с прерывистой интонацией воинственного гимна-полонеза, с отрывистыми фразами и пунктирным ритмом, мелодия Бортнянского более плавная, спокойная, юбиляционного склада, восходящая и опускающаяся в виде гигантских дуг в каждой из восьми фраз. Исследователи отмечают ее близость к некоторым гласам Большого знаменного распева. Неспешная сменяемость хоральных гармоний, медленный темп, возвышенно-умилительная проникновенность слов, обращенных к Господу...
Этот гимн-молитва оказался более популярен в России и как общегосударственное песнопение и среди масонских организаций, которые в то время неоправданно считались разновидностью православия и пользовались благосклонностью императора.(17) Прекрасная мелодия гимна Бортнянского стала одним из популярных символов России на рубеже XVIII-XIX вв. На некоторое время за гимном «Коль славен» закрепилась репутация общегосударственного. А по сути он был национальным духовным гимном России. Высота идейной концепции и известность сочинения Д. Бортнянского позволили гимну «Коль славен» существовать и многие десятилетия спустя, наряду с двумя общегосударственными «Боже, Царя храни».
В XIX в. музыка «Коль славен» исполнялась во время торжественных церемоний, связанных с православными праздниками: во время крестных ходов на «Крещение у Иорданей», на «Рождество» и «Пасху». При прохождении духовной процессии солдаты делали «на караул», а оркестр играл гимн-молитву Бортнянского.
Гимн «Коль славен» в это же время стали использовать в войсках как молитву во время ритуала «Вечерней зари». Она создавала к концу дня возвышенное, умиротворенное настроение у солдат, что имело важное воспитательное значение. Этот гимн-молитва настолько трогательно воспринимался современниками, что прусский король Фридрих-Вильгельм III, плененный его музыкой (во время посещения вместе с Александром I одного из военных лагерей), повелел исполнять русский гимн в прусской армии как вечернюю молитву. И эта традиция просуществовала в немецкой армии вплоть до начала Первой мировой войны.
«Молитва» Бортнянского звучала после команд «пики в руки», «шашки вон» при сопровождении траурных церемоний, когда хоронили генералов, штабс-и обер-офицеров, умерших на действительной службе. При погребении офицеров запаса, награжденных орденами св. Георгия и Георгиевским оружием. Гимн «Коль славен» исполнялся во время церемонии производства юнкеров в офицеры, в ритуале «Спуска флага с церемонией», когда давался артиллерийский залп и горнист играл сигнал «на молитву, шапки долой». Он же звучал после марша полка перед молитвой «Отче наш».
«Коль славен» играли и в ХХ в. Его пытались сделать официальным гимном при Временном правительстве в 1916 г., когда русские масоны пришли к власти. Этого не случилось, потому что у Временного правительства оказалось очень мало времени. Позднее он исполнялся на территории, контролируемой добровольческой армией А.И. Деникина и Урало-Сибирской армией А.В. Колчака. 25 августа 1919 г. гимн звучал на параде в Киеве, который принимал главнокомандующий Д.А. Май-Маевский; а в 1921 г. его играли на открытии памятника героям Белой армии в Галлиполи при выходе духовенства. Шестьдесят один год (1856-1917) тридцать колоколов Спасской башни Московского Кремля каждый день в 15 и 21 час вызванивали гимн Д. Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе», а 12 и 18 часов они воспроизводили «Преображенский марш Петра Великого».
В издании военной музыки России 1832 года партитура гимна «Коль славен» напечатана под названием «Молитва» без слов и обозначения авторства, что только подчеркивает его общеизвестность и популярность в первой половине XIX века
Список литературы
1. Ключевский Ю. Российская императорская фамилия. Из «Лекции по истории Государства Российского». М., Прометей, 1990. С. 2.
2. Осмысление государства как вотчины царя было свойственно не только русским людям. Вплоть до конца XIX в. основным смыслом гимнов большинства европейских стран также было восхваление достоинств и деяний правящего сюзерена.
3. Там же. С. 14.
4. Музыкальные способности к Елизавете, по-видимому, перешли от отца — Петра I, который любил петь партесное и прекрасно играл на барабане.
5. На Российском престоле. Монархи Российские после Петра Великого. М., Интерпракс, 1993. С. 377.
6. См. там же. С. 377.
7. А.В. Суворов. Походы и сражения в записках и письмах. М., Воениздат., 1990. С. 288.
8. Осип Козловский — дворянин польского происхождения на русской военной службе. В 1786 г.— прапорщик, в 1793 г. — премьер-майор драгунского полка. Боевой офицер, принимавший участие в осаде Очакова в 1788 г. Во время написания гимна «Гром победы» был директором музыкальной капеллы князя Г. Потемкина. С 1799 г. стал инспектором музыки при Петербургских театрах, с 1803 г. заведовал всеми оркестрами столицы. 30 лет Козловский прославлял победы русского оружия в гимнических хоровых произведениях.
9. Державин Г. Сочинения. Т. 1. СПб, 1864, с. 394
10. Полонез — это очень торжественный танец уже по своим жанровым признакам. Он по традиции был обращен к наиболее знатным людям, которые обычно открывали русский бал. О. Козловский считался признанным мастером этого жанра: за свою жизнь он написал около 70 полонезов.
11. Гимн «Гром победы, раздавайся» О. Козловского дошел до нас в двух музыкальных версиях. История не сохранила обстоятельства их возникновения. В настоящей Хрестоматии приводятся оба варианта гимна. Анализируется второй его вариант, использованный П.И. Чайковским в опере «Пиковая дама».