Смекни!
smekni.com

Пасхальный цикл (стр. 4 из 6)

Христос, в отличие от других, находящихся с Ним в одном доме, не испытывает ни брезгливости, ни неловкости в ее присутствии - Он знает, что нет ничего более целомудренного, нежели смерть; нет ничего более чистого, чем церемонии, приготовляющие тело к погребению.

С сегодняшнего дня эта женщина умирает для мира и живет уже только для Него:

Стихира на "слава и ныне" 8-го гласа "Господи, яже во многие грехи впадшая жена...", написанная инокиней Кассией в IX веке, рассказывает о чувствах жены-грешницы, преображенной Любовью.

Великий Четверг

В богослужении этого дня вспоминаются события, которые предшествовали вступлению Господа на вольное страдание: совершение Иисусом Христом тайной вечери с омовением ног учеников, установление таинства Евхаристии и предательство Иуды. Разнообразию вспоминаемых в этот день евангельских событий соответствует и разнообразие трогательных чувств и мыслей, изображаемых в церковных песнопениях этого дня. Церковь в своих песнопениях глубоко скорбит и сострадает Спасителю в такой понятной сердцу человеческому скорби Его духа, но осознавая, Кто этот Страдалец и для чего Он идет на смерть, Св.Церковь дает место и чувству благоговейной любви к Грядущему на вольные страсти и благодарного прославления Его.

В тропаре Великого Четверга говорится о тайной вечере и предательстве Иуды:

"Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведного Судию, предает..."

Этот тропарь киевского распева гл.8 исполняется обычно в гармонизации Д.Соловьева или П.Турчанинова.

Литургия в Великий Четверг служится по чину Василия Великого. Удивительное по глубине песнопение "Вечери Твоея" поется вместо Херувимской песни. Текстом его является молитва перед причастием. Есть произведение А.Ф.Львова на этот текст - это очень красивое по музыке песнопение, все сотканное из печали и любви.

Нескончаемо тянется поток причастников в этот день. Каждый из них будто переносится туда - в далекий иерусалимский весенний вечер, в горницу, освещенную мерцающим огоньком, где сидят в тесном кругу двенадцать, и Он - отдает в пищу Себя Самого вместо агнца.

Сегодня и мы среди тех двенадцати:

Но чтобы отдать Себя в пищу, надо прежде пойти на заклание. Совсем скоро Он пойдет. "Один из вас предаст Меня,"- говорит Он. "Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?". (Мф 26.21, 22). Этот вопрос через тысячи лет достигает и нас. И в этот великий день св. Церковь призывает каждого заглянуть в свое сердце и спросить: "Не я ли, Господи?"

"Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем".

Великая Пятница

Все богослужение этого дня посвящено воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый и новый подвиг Его искупительных страданий.

На утрени Великого Пятка, которая в современной приходской практике совершается накануне вечером, бывает чтение Двенадцати Евангелий (т.е. 12-ти отрывков из Евангелий). Это богослужение единственное и несравненное по силе трогательности и по глубине сострадания Спасителю. В этой службе Св.Церковь раскрывает перед верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия.

Во время чтения страстных Евангелий молящиеся стоят с зажженными свечами, хор поет: "Слава, страстям Твоим, Господи" и "Слава долготерпению Твоему, Господи". После каждого отрывка Евангелия поются особые антифоны, в которых комментируются Евангельские события, выражаются чувства скорби, благоговения, сострадания. Эти антифоны обработаны Д.Соловьевым, гармонии которого, обрамляя уставные мелодии, создают неповторимую атмосферу, присущую этим страстным дням.

В этот день поется экзапостиларий "Разбойника благоразумного". Это песнопение имеется в авторских вариантах Д.Соловьева, И.Смирнова, Н.Успенского и др.церковных композиторов. В песни этой Церковь дает последнюю надежду нераскаянной душе человеческой, показывая образ разбойника, распятого вместе со Христом.

Сила страдания и покаяния этого человека, всю жизнь прожившего во грехе, сорвала с его сердца пелену нечувствия, и все его существо, сильнее крестной муки, пронзила рвущая душу любовь, а запекшиеся губы прошептали: "помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!". "Ныне же будешь со Мною в раю" - ответила ему Любовь, окутывая его безмерным и счастливым блаженством.

"Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети, и спаси мя,"- трижды поет хор. Горячая капля воска от зажженной свечи вдруг, как слеза, обжигает руку:

В Великую Пятницу утром Литургию не служат. Сам божественный Агнец приносит Себя в жертву. Христос умирает на Кресте.

После полудня в храмах служится вечерня, посвященная снятию Господа со Креста. Поется стихира "Тебе одеющегося светом, яко ризою" (обычно болгарского распева в обработке П.Турчанинова). Под бесконечно протяжный распев, напоминающий плачи древних плакальщиц, выносится Плащаница. На ней изображен Христос, лежащий во гробе. Прообразом этой парчовой, расшитой золотом материи была та единственная пелена, на которой остался непостижимый святой отпечаток Его Пречистого Тела - Туринская Плащаница, уникальная святыня христианского мира. А еще раньше, в тот далекий, полный мрачной скорби день, это было Само Его Святое Тело, так бережно снятое Матерью и другими любящими со Креста и осторожно положенное на плиту розового камня, чтобы приготовить к погребению.

"Страшное и преславное таинство днесь действуемо зрится,"- поет Св.Церковь в одной из стихир этого дня,- "неосязаемый удержавается, вяжется разрешаяй Адама от клятвы; испыытуяй сердца и утробы неправедно испытуется, в темнице затворяется...".

Верующие начинают тихо подходить, чтобы поцеловать Плащаницу. Это обряд последнего целования Умершего.

На целовании Плащаницы поется стихира "Приидите, ублажим Иосифа". На текст этой стихиры написаны очень выразительные песнопения у Д.Бортнянского и П.Чеснокова.

Великая Суббота

В этот Великий день Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его телом во гробе, и вместе с тем предуказывает скорое наступление великого события Воскресения Христова.

В исключительных, особенных службах этого дня Церковь, проливая слезы любви и скорби, призывает всех к святейшему и драгоценнейшему Гробу.

По сложившейся традиции утреня Великой Субботы с Чином погребения служится накануне вечером или поздно ночью.

Священники, стоя перед Плащаницей, читают погребальные стихи. Это так называемые "похвалы" - т.е. как бы плачи, обращенные к Умершему. Когда-то Сама Пречистая Матерь, рыдая, обращалась к Нему, лежащему во гробе: "Иисусе Христе Мой, Царю всех, что ища к сущим во аде пришел еси?..". Так долго плакала Она над гробом, и когда боль уже стала невыносимой, Она, вспомнив всю Свою жизнь, отданную только Ему, вложив всю Свою любовь, восклицает: "О сладчайшая Моя Весно, о сладчайшее Мое Чадо, где Твоя зайде доброта?". Христос отвечает Ей словами ирмоса 9-й песни канона: "Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семени зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия."

Песнопение на этот текст поется вместо "Достойно есть" и на Литургии Великой Субботы. Есть обработка древнего распева этого задостойника П.Турчанинова.

В конце утрени под пение погребального "Святый Боже" процессия, символизирующая погребение Господа, несет Плащаницу вокруг храма. Тонкий, медленный звон колоколов, как рыдание, пронзает небо:

Утро Великой Субботы - это великая тишина. Кажется, будто во всем мире наступило безмолвие. Христос во Гробе. После мук и слез настал покой. Суббота покоя.

В этот торжественнейший из дней непостижимо готовится свершиться Великая Радость - в мире "зреет" Пасха.

Литургия в Великую Субботу начинается с чтения паремий. Их 15. Это те пророчества из Ветхого Завета о Христе, на которые Он Сам указывал ученикам.

Один за другим сменяются чтецы, выходящие на середину храма читать паремии, хор поет радостную библейскую песнь: "Славно бо прославися!". И этот четкий ритм чтения пророчеств, и, словно стена, хоровой радостный фон создают явственную картину движения. Это переход Израиля сквозь море. Вот воды моря расступились, скрипят повозки, плачут дети, ревут верблюды, поют женщины, ударяя в бубны - идет народ. Движется длинная процессия. Она теряется в веках. Это великий переход - Пасха. От египетского рабства к свободе древнего Израиля и от смерти к жизни всех во Христе. Это Пасха, которая наступит уже совсем скоро - этой ночью.

Перед чтением Евангелия поется прокимен (что значит "предваряющий"): "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех!". Песнопение это имеет куплетную форму. Это трио с припевом всего хора. Наиболее известные сочинения на этот текст - Д.Бортнянского и П.Турчанинова.

Во время пения этого прокимна священники облачаются в алтаре в белые ризы, в воспоминание одежды светоносного Ангела на Гробе Господнем.

Затем наступает трепетный и благоговейный момент Литургии: вместо Херувимской песни звучит особенная песнь, и весь храм замирает, со страхом внимая ей:

"Да молчит всякая плоть человеча

И да стоит со страхом и трепетом,

И ничтоже земное в себе да помышляет: