· принцип осуществления правосудия только судом;
· принцип независимости судей и подчинения их только закону;
· принцип гласности судебного разбирательства;
· состязательности и равенства сторон в процессе;
· обеспечения прав граждан на судебную защиту и др.
К специальным принципам относятся:
· всесторонность;
· полнота и объективность исследования обстоятельств дела;
· оценка доказательств по внутреннему убеждению;
· непосредственность;
· устность и непрерывность судебного разбирательства.[4]
Такая классификация принципов имеет важное значение, поскольку с ее помощью раскрываются место, соотношение и роль каждой группы принципов в общей системе.
Указанные принципы выполняют не только регулятивную функцию во всем уголовном судопроизводстве, но и несут информационно-познавательную нагрузку, ибо категория "принцип" отвечает на вопрос: как, каким образом должна осуществляться эта деятельность?
С учетом исторического и мирового опыта, положений международных правовых актов и современных достижений юридической науки система принципов уголовного процесса требует корректив и дальнейшего развития.
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПА ЗАКОННОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
Законность как принцип есть неукоснительное и точное соблюдение и исполнение законов всеми участниками уголовного процесса.
Утверждение верховенства закона во всех сферах государственной и общественной жизни возможно лишь при условии последовательного проведения в жизнь принципа законности.
Принцип законности является общеправовым принципом. Он относится к любой отрасли права, к деятельности органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также ко всем лицам, участвующим в уголовном процессе. Этот принцип иногда называют принципом принципов, так как неисполнение любого из принципов квалифицируется как нарушение не только данного принципа, но и принципа законности.
Во многих статьях Конституции содержится принцип законности. Так, ст. 1 Конституции провозглашает Республику Беларусь демократическим правовым государством. В статье 7 Конституции устанавливается верховенство Конституции, а в статье 52 — правило о том, что каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы. В статье 112 Конституции определяется порядок осуществления правосудия: «Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов». В части второй этой статьи закрепляется, что в случае обнаружения несоответствия нормативного акта Конституции суд принимает решение в соответствии с Конституцией.
Следует иметь в виду, что требование соблюдения законности относится не только к органам дознания, следствия, прокуратуры и суда, но и ко всем участникам уголовного процесса — обвиняемым, потерпевшим и другим. Все они вправе действовать не иначе, как в пределах прав, предоставленных им законом.
Этот общеправовой принцип имеет непосредственное отношение к уголовному процессу. В уголовно-процессуальном законодательстве он конкретизируется в установлении порядка производства по уголовным делам. В обязанность дознавателя, следователя, прокурора, суда входит строгое соблюдение материальных и процессуальных законов (при возбуждении уголовного дела, предварительном расследовании, назначении дела к судебному заседанию, судебном разбирательстве, проверке законности и обоснованности приговора в вышестоящих инстанциях и т.д.).
Закон обязателен для всех субъектов уголовного процесса. Для органов государства, осуществляющих производство по делу, соблюдение материальных и процессуальных законов составляет их обязанность перед государством и личностью, за нарушение которой к ним могут быть применены различные санкции, а процессуальные акты, вынесенные с нарушением закона, признаны недействительными.
В уголовном процессе законность стоит на постулате: дозволено то, что разрешено законом. В тех случаях, когда-то или иное действие существенно затрагивает права и свободы личности, данное правило дополняет содержащиеся в законе запреты, не позволяющие отступать от установленного им порядка производства конкретного действия (применение ареста, производство обыска, освидетельствование и т. д.).
Ясно, что такой принцип как законность не стоит в одном ряду с собственно процессуальными принципами, несоразмерен им, так как он охватывает собой весь корпус процессуальных начал и соотносится с ними как общее и особенное. Все принципы и каждый в отдельности служат прямым и непосредственным проявлением законности, и нарушение любого из них есть нарушение законности.
Иные принципы процесса не дополняют принцип законности, а выражают и конкретизируют его, составляют его содержание. Законность же осуществляется не только через специальные принципы, но и непосредственно. Её требования, в частности, всегда охватывают содержание и внешнюю форму правоприменительной, правореализующей деятельности и служат основным условием правильного применения правовых норм.
Законность – универсальный, всеохватывающий принцип, который находит свое выражение во всех принципах и нормах процессуального права, характеризует все стороны уголовного судопроизводства и потому не может рассматриваться как равновеликое начало с собственно процессуальными принципами. Она занимает особое место среди равных ей общеправовых принципов, действующих в уголовном судопроизводстве.
Таким образом, законность – принцип принципов уголовного процесса, но он немыслим без собственно процессуальных принципов, которые, я повторюсь, обеспечивают реализацию законности в уголовном процессе. Принцип законности обеспечивается таким построением процесса, при котором в каждой последующей стадии проверяется законность и обоснованность решений, принятых в предыдущих стадиях. В случае обнаружения нарушений закона обеспечивается принятие мер к их устранению. Важными гарантиями и соблюдения предписаний закона являются осуществляемые в тех или иных пределах на всех стадиях уголовного судопроизводства судебный контроль и надзор прокурора за исполнением законов оперативно-розыскными органами, органами дознания и органами предварительного следствия.
3. ОТПРАВЛЕНИЕ ПРАВОСУДИЯ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ. ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ.
Статьи 10 и 11 Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. предусматривают право обвиняемого на справедливое разбирательство дела “на основе полного равенства”, с “обеспечением ему всех возможностей для защиты”. Это право находит свое выражение в закрепленном Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь принципе состязательности и равенства сторон (ст. 24).
Принцип состязательности в уголовном процессе должен трактоваться как предоставление сторонам достаточных процессуальных средств для ведения спора. Другими словами, каждой стороне обеспечивается формальная возможность отстоять свою правоту в уголовно-правовых притязаниях с тем, чтобы судебное решение отражало объективную истину, а не право сильного.
Одним из первых в советской литературе вопрос о содержании принципа состязательности исследовал М.С. Строгович. По его мнению, принцип состязательности действует только в стадии судебного разбирательства. Содержание этого принципа включает в себя размежевание трех основных процессуальных функций (обвинения, защиты и разрешения уголовного дела), нахождение обвиняемого и обвинителя в положении сторон и их процессуальное равноправие[5]. В дальнейшем М.С. Строгович в качестве четвертого элемента принципа состязательности включает активное процессуальное положение суда[6].
Другие авторы считают принцип состязательности принципом всего уголовного судопроизводства, но раскрывают его содержание применительно только к судебному разбирательству. При этом они усматривают сущность принципа состязательности в размежевании не только трех основных функций, но и функций поддержания гражданского иска и возражения против него и равных процессуальных прав участников процесса, имеющих самостоятельный интерес в деле. В соответствии с этой точкой зрения активность суда не включается в содержание принципа состязательности[7].
Современные отечественные процессуалисты выделяют три основных элемента принципа состязательности:
1) разделение функций обвинения (и поддержания гражданского иска), защиты (и ответа на гражданский иск) и правосудия;
2) наделение сторон равными процессуальными правами для осуществления своих функций;
3) руководящее положение суда в уголовном процессе и предоставление только суду права принимать решение по делу.
Анализ научных трудов и действующего уголовно-процессуального законодательства позволяет подвести некоторые итоги и высказать суждения по дискуссионным вопросам.
1. В теории уголовного процесса существуют два основных взгляда на понятие принципа состязательности в уголовном судопроизводстве.
Представители первой точки зрения указывают на то, что принцип состязательности состоит в разделении трех основных функций обвинения, защиты и разрешения дела между сторонами обвинения, защиты и судом, занимающим активное процессуальное положение в уголовном судопроизводстве[8]. Сторонники второй точки зрения усматривают сущность принципа состязательности также в разделении указанных процессуальных функций между судом и субъектами, занимающими положение сторон, но при пассивном процессуальном положении органа правосудия[9].
2. В теории уголовного процесса дискуссионным является вопрос о значении уголовно-процессуальной нормы, устанавливающей равноправие сторон в судебном разбирательстве. Одни авторы полагают, что равноправие сторон является неотъемлемым элементом принципа состязательности[10]. Другие специалисты считают, что равноправие сторон в судебном разбирательстве – это самостоятельный принцип уголовного судопроизводства[11].