сонатный композиционный инструментальный клавирный
Стилистические особенности фортепианного творчества Доменико Чимароза
Сонатная форма среди классических форм инструментальной музыки последних трех столетий - наиболее действенная, яркая и драматически цельная. Она вобрала в себя композиционные свойства всех музыкальных форм, с присущими им законам движения, - контраст, сквозное развитие и репризность. Изучение сонат с учащимися - одна из самых сложных задач в работе преподавателя.
В средних классах ДМШ, среди рекомендованных произведений крупной формы: сонатин Моцарта, Бетховена, Клементи, Кулау, дивертисментов Гайдна,- заслуженно важное место занимают клавирные сонаты Доменико Чимароза. Они удобны для детских рук, музыка довольно яркая и свежая, дает ученику представление о строении Сонатной формы в доступном виде.
Сонаты Чимароза законченные произведения, несмотря на миниатюрность, легко запоминаются, легко играются, благодаря яркому тематизму и четкой ритмической организации. К сожалению, в музыковедческой литературе крайне мало упоминаний о клавирном творчестве Чимароза и итальянской предклассической сонате в целом.
Доменико Чимароза был современником Венских классиков, высоко ценил их произведения, но в своем клавирном творчестве использовал, скорее, предклассические формы, переходные от музыки барокко к классике. Стилистика его клавирных произведений вытекает из традиций итальянской клавирной школы, к сожалению, мало изученной в нашем музыковедении.
Стержень композиции предклассической сонатной формы-в движении тональностей. На тональном развитии покоится логика сопоставления контрастов, развитие и торможение движения. Выбор побочной тональности ограничивался Доминантной тональностью или параллельным Мажором ( к минору), что безусловно диктовалось функциональным гармоническим мышлением, утвержденным в стилях 18 века.
Стоит заметить, что выразительные возможности клавесина сильно отличались от возможностей вокального и скрипичного исполнительства, в смысле широты мелодического дыхания, протяженности звука, тембровой окраски, характера динамики и экспрессии. Отрывистый звук клавесина препятствовал развитию кантилены на инструменте. Нарастание и ослабление звучности, среди других характерных для эпохи выразительных приемов, удавалось на скрипке несравненно лучше, чем на клавесине
Поэтому, оперные итальянские композиторы почти не переносили в клавирные произведения характерный для оперы интонационный строй, и, возникавшие в их клавирных пьесах музыкальные образы далеки, на первых порах, от сложившихся в опере типов. Хотя стилистика оперы Буффа, в которой работал Чимароза, соединяющая поэтическую прелесть с грациозной легкостью в чисто комедийном духе, была ближе к возможностям клавесина
Для стиля Буффа характерны: гомофонный склад, структурная периодичность, моторность, мотивная расчлененность мелодики, прямая функционально- гармоническая логика, стремительность движения.
Для итальянской клавирной музыки 18 века также характерна насыщенность большим количеством цезур. Не только на гранях разделов. Но и на гранях партий. И в самих партиях. Тематизм содержит черты множества кадансовых замыканий: он формируется из кадансов и типичных простейших гармонических формул
Композиция дробится на основные партии, четкое разграничение которых достигается не тонально-фактурными средствами, а гармоническими и структурными: непрерывным кадансированием и повторностью (периодической или секвенционной), лежащими в основе тематизма и в каждой новой фазе развития его в партиях или разделах.
Характерной чертой, для предклассической сонатной формы, в итальянской клавирной музыке является отсутствие разработки или крайняя незначительность этого раздела. Сонаты ограничивались одной-двумя частями.
Все эти стилистические особенности характерны и для клавирных сонат Доменико Чимароза- одного из ведущих представителей подлинно итальянской оперной школы.
Композитор родился в Аверсе 17 декабря 1749 года в семье бедного каменщика и прачки. В 1756 г. семья поселилась в Неаполе. Вскоре скончался отец, и Доменико отдали в монастырскую школу в Пендино. В 1761г. он начал обучаться в Консерватории "Санта Мария ди Лорето" (старейшей из четырёх прославленных Неаполитанских консерваторий)
Мальчик обучался игре на скрипке, клавесине и пению. По-видимому. Там сложилась его привычка сочинять музыку в шумной компании. когда вокруг него толпились друзья . Тогда его посещали самые замечательные идеи. Именно так был !задуман "Тайный брак"
В 1772г. Чимароза женился на Гаэтане Палланте- дочери богатого музыкального импресарио. Гаэтана умерла год спустя, и о дальнейших событиях в личной жизни композитора почти ничего не известно. Его новая подруга (возможно вторая жена) родила двух детей и, вскоре, скончалась. Третья жена Чимароза умерла в 1796г., подарив ему сына Паоло.
Первая опера "Причуды графа" была поставлена в Неаполе в 1772г. Затем он жил попеременно в Риме и Неаполе, совершая путешествия по Европе. Сочинял и ставил оперы, став признанным корифеем, но не стал избалованной самовлюбленной знаменитостью
Однажды один известный художник целый вечер ухаживал за композитором, всячески стараясь польстить мастеру. Он угодливо заявил, что Чимароза стоит выше Моцарта, на что тот ответил: "Полноте. Дорогой синьор, что бы вы сказали, если бы какой-нибудь глупый нахал стал утверждать, что вы лучше Рафаэля?"
В 1787-1791 Чимароза занимал должность придворного музыкального директора и руководителя придворной Итальянской оперы в Санкт-Петербурге. В 1792г. в Вене по заказу Императора Леопольда II был создан шедевр Чимарозы "Тайный брак". Спектакль так понравился Императору, что повторен сразу же. без перерыва. В 1794г. была написана блистательная опера "Женское коварство".
Чимароза приветствовал Великую Французскую Революцию с идеей Свободы, Равенства и Братства, участвовал в восстании неаполитанских патриотов в 1799г, переложив для оркестра "Карманьолу".
С возвращением к власти Бурбонов, Чимароза был брошен в тюрьму и приговорён к смертной казни. Что бы спасти ему жизнь, за него ходатайствовали послы княжеств и королевств. В тюрьме с ним обращались очень жестоко.
После освобождения, всегда улыбавшийся, жизнерадостный толстяк Чимароза превратился в измождённого инвалида. Екатерина II пригласила его к своему двору, но тяжело больной композитор доехал только до Венеции, где и скончался в 1801г.
В наследии композитора 66 опер, 10 кантат, 4 политических гимна, 40 сонат для клавесина, концерт для 2 флейт, 8 дуэтов, 3 оратории, реквием, заупокойная месса и много других произведений в церковных жанрах .
Инструментальное творчество Чимароза не исследовано в русскоязычной музыковедческой литературе, но внимательный слушатель заметит, что мелодические обороты, построение мотивов, ритмическая структура мелодий близка музыке его оперных произведений
Сонаты, в большинстве случаев, одночастны и просты по форме (период, сложный период, простая двухчастная форма, сонатная форма без разработки), что по форме близко вокальным построениям- н. п. ариозо, каватина, небольшая ария, наконец песня.
Обращает на себя внимание отсутствие "квадратности" в периодах и предложениях, что также роднит эту музыку с вокальными формами, напоминает, порой, мелодизированный речитатив
Наконец, аккомпанемент, по своему характеру близок к прозрачной, очень экономной, но не сухой, партии оперного оркестра Чимарозы. Импонирует экономность музыкальных средств, с помощью котрых композитор достигает интересных эффектов
В его арсенале секвенционное развитие мелодии, сопоставление параллельных тональностей, "деликатные", даже изысканные повторения фраз и отдельных мотивов, дающих, в каждом отдельном случае, новую, неповторимую краску.
Пристрастие к бемольным тональностям делает палитру его музыки светлой, переливчато-прозрачной. Отсутствие контрастов в музыкальной ткани его сонат- дань традициям барокко.
Чимароза рассматривает одну музыкальную мысль со всех сторон и находит интересные ракурсы и обороты темы. Композитор умело использует остинатную пульсацию восьмых в аккомпанементе. Напрямую с этим связаны элементы скрытой полифонии в сопоставлении голосов. Мелизмы пронизывают музыкальную ткань, не разрывая мысли
Сумма этих приёмов делает его сонаты лёгкими, доступными ребёнку, как по форме, так и по содержанию. В то же время, это "настоящая" музыка, без досадных примитивных мелодических оборотов и гармонических решений. Кроме того, она довольно легко читается, как по вертикали, так и по горизонтали, что особенно важно при освоении произведений крупной формы.
Как и любому другому клавесинисту, Чимарозе приходилось умещать свои идеи в целомудренную форму небольшого высотного и динамического диапазона. "Только в ограничении сказывается мастер"- писал Гёте.
Для анализа форм избранных сонат Чимарозы необходимо небольшое отступление.
Термин "Сонатная форма" был введён музыкантами- теоретиками в конце 18 века для характеристики типичной формальной структуры, которая наблюдается в некоторых частях классической сонаты, хотя, подобная структура может присутствовать и в любых других жанрах инструментальной музыки классического периода.
Поскольку, описываемая структура почти всегда наличествует в первых частях сонатных циклов, которые, как правило, сочиняются в подвижных темпах, эту форму называют "Сонатным аллегро".
Сонатная форма явилась итогом длительной эволюции, детали которой до сих пор составляют предмет дискуссий. Важным элементом явилась т. н. Двухчастная форма, типичная для танцевальной музыки барочного периода
По определению, эта форма состоит из двух разделов- А и В, где В- служит логическим дополнением к А. Каждый раздел при исполнении обычно повторяется: АА ВВ. Постепенно, раздел В стал протяжённее раздела А, и, к началу 18 века, после него стали вводить повторение раздела А ( или его части). Таким образом, возникла законченная двухчастная форма, которая может быть выражена схемой АВА, с повторениями- ААВВАА, в неё вошли и другие элементы.