Произведение «Троицыно утро» предназначено для исполнения смешанным 7-голосным хором с divisi в партиях басов, теноров, альтов и сопрано.
Диапазоны партий:
Сопрано: соль 1 – соль 2
Альтов: до1 - до 2
Теноров: ми б. - до1
Басов: ре б. – ре 1
Всего хора: ре б. – соль 2
Сопрано поет в привычном для себя регистре, лишь в кульминации звучит напряжённый высокий регистр - фа2-ля2 - в яркой динамике. Альты в I и практически во всем II периоде поют на одной ноте в центральном регистре – соль 1. Тенора, изображающие колокола, поют в основном в среднем регистре си м. – до# 1 в яркой динамике, а в кульминации сочно и тембристо доходят до ми 1 – фа# 1. Басы – самые большие и тяжелые колокола – поют на одной ноте в малой октаве (центр диапазона). В конце произведения используется редкий для исполнения звук ре б., который должны петь октависты.
Ансамбль в целом естественный, т.к. все пласты равноправны, но мелодия должна быть отчётливо слышна на фоне колоколов, но выделить её следует не столько динамически, сколько дикционно, артикуляционно и ритмически.
При исполнении могут возникнуть следующие трудности:
1) IV# ступень (признак двойной доминанты) нужно петь очень остро, высоко, с тяготением в V;
II Ь петь глубоко, с тяготением в тонику.
2) Многократное повторение одного и того же звука следует петь с тенденцией к повышению, во избежание потери интонационной высоты.
3) Для того чтобы добиться равномерного и постепенного крещендо во второй части, можно проставить вспомогательную динамику - mf – f - ff.
mf
4) Сложностью для исполнения является преобладание тихих нюансов в заключительном разделе, что ставит перед певцами задачу хорошего владения певческим дыханием.
5) Партиям альтов и сопрано шестнадцатые ноты следует петь четко, слегка подчёркивая для придания большей игривости «малых колокольчиков».
6) В 1-ом предложении II периода нужно обратить внимание на огласовку слов «березкам(ы)».
7) Слова «Дон», «сон», «звон» следует замыкать на сонорную «н» и тянуть её, а не гласный, чтобы возник эффект гудящего колокола. Это потребует от певцов навыка хорошего владения резонаторами.
8) В слове «сонная» удвоенная «нн» произносится как одна;
в словах «понеслись», «раздаётся», «скрылась», «тянется» звукосочетания «сь» и «ся» произносятся твёрдо.
9) Пунктирный ритм надо исполнять остро, игриво, не смазывая;
синкопу очень упруго, акцентировано
10) Дирижер должен точно показывать вступление партиям, так как мелодия предается от одной партии другой. Исполнители в свою очередь должны быть внимательны, чтобы спеть все четко и правильно.
Дыхание преобладает по партиям и цепное. Лишь на границах разделов встречается общехоровое дыхание. Вокальная загруженность хора достаточно велика. Произведение в целом очень сложно за счёт гармонических наслоений, динамической и эмоциональной напряжённости, что требует для исполнения большого состава профессионального хора.
Исполнение данного произведения будет способствовать выработке вокально-хоровых навыков, таких как: цепное дыхание, владение штрихами, динамическими оттенками, ощущение фактуры. От певцов потребуется четкое высотное исполнение, тонкое понимание роли своего голоса в звучании хора и умения переключаться с первостепенной роли (мелодии) на второстепенную, так как в произведении присутствует многослойность.
Произведение «Троицыно утро» позволит расширить эмоциональность певцов, которые должны прочувствовать и передать слушателям необыкновенную картину русской деревни, родной природы, щемящего чувства любви и восхищения Родиной.
Список используемой литературы:
1) Сергей Есенин. Собрание сочинений в двух томах, том 1, стихотворения, поэмы. - Москва, «Советская Россия», 1990, «Современник».
2) Большой энциклопедический справочник школьника по литературе. - Филологическое общество «Слово», ОЛМА-ПРЕСС Образования, Москва, 2005.
3) Средства Интернет.