Смекни!
smekni.com

Особенности развития детей с ЗПР средствами музыкотерапии (стр. 14 из 16)

План-конспект занятия по курсу

Цель данной лекции: дать определение и охарактеризовать понятие «Вокалотерапия». Выявить роль данного явления в процессе музыкотерапевтического действия на эмоциональное состояние ребенка с ЗПР.

Задачи:

1. охарактеризовать понятие песни как основы вокалотерапии;

2. рассмотреть физиологическую природу голоса;

3. охарактеризовать особенности звука;

4. определить взаимосвязь голоса и личности;

5. выявить особенности певческого дыхания;

6. проанализировать технологию влияния вокалотерапии на эмоциональное состояние личности.

Методика преподавания данного материала сводится к чтению лекции с подробным обсуждением всех пунктов плана со студентами. Задавая вопросы раньше того момента, когда звучит новая для них информация, можно добиться активного включения учащихся в процесс обсуждения.

Содержание.

Искусство есть та привлекательная среда, к которой по тем или иным причинам стремиться личность, ибо оно является институтом воспитания выражения чувств. При соприкосновении сферы художественного произведения с лабиринтом человеческой души происходит гармонизация главных компонентов индивидуальной природы личности – тела, разума, сердца[9, с. 96]. Негативные чувства и агрессия на время сублимируются, с каждым разом сублимация замещает их на более длительный срок, пока коррекционный эффект не станет нескрываемым.

В процессе взаимопроникновения творчества и личности ребенок с ЗПР располагает возможностью осознания негативного аспекта, находясь вне зоны действия стрессовой ситуации, блокирующей позитивные эмоциональные каналы. Творчество, как путь самореализации создает благоприятную среду ребенку для раскрепощения, самовыражения, снятия стрессов, внутренней свободы.

Исследование вокало-терапевтического эффекта в отношении детей с ЗПР состоит в одном из аспектов творчества, в частности, искусстве пения.

Если оставить научную область и перенестись в давние времена, можно обнаружить картину природного взаимопроникновения человека в песенный мир еще до его рождения. Ребенок, находясь в утробе матери, нередко слышал пение, сопровождавшее почти каждый из моментов его жизни[8, с. 13]. Он предстает активным слушателем, поскольку, чувствуя вибрации материнского организма, изначально является соучастником песни. Кроме ударов сердца, сокращений мышц живота при дыхании и движениях на плод заметное влияние оказывают мажорные и минорные состояния души матери[8, с. 12].

Нельзя утверждать, что пение изменяет ребенка. Песня дает право обезличить и постепенно нивелировать неугодные для социума явления: замкнутость, стеснительность, агрессивность. Песня есть спектакль одного актера, которому предоставляется возможность пройти ряд ролевых перевоплощений[2, с. 96]. Артистические переживания побуждают воображение к активным действиям. Превратиться в героев любимой песни или стать обстоятельствами происходящего – способ сделать своим все, что существовало до исполнения.

В такие моменты чувства стремятся вырваться наружу. Ребенок пребывает в неведомом ему состоянии. Соответственно, тональность взглядов на внутренние и внешние трудности меняется в сторону мажорного лада. Уверенность в себе, самораскрытие, адекватная самооценка – данные психотерапевтические компоненты свойственны песенной культуре.

Песня представляет основу вокалотерапии.

Слово «вокал» имеет латинское происхождение VOX, что означает голос[8, с. 13].

Собственно голос – уникальное средство во всех отношениях. Во-первых, это визитная карточка. Например: шаг в новый коллектив сделать нелегко. Завоевать уважение, авторитет еще труднее. В процессе освоения голоса ребенок учится в определенной ситуации звучать гармонично с тем, что есть вокруг или внутри него. Во-вторых, любой издаваемый звук – это признание личности. Голос говорит о сиюминутном настроении, о глубоких душевных переживаниях, о чертах характера. Психическое состояние ребенка отражается в окраске, тембре, интонации. Если горло и мышцы зажаты, блокируются не только дыхание и звукоизвлечение, но и выражение тех или иных чувств.

Сознавая реальную связь голоса и личности ребенка нетрудно допустить гипотезу их взаимозависимости. Данный аспект служит фундаментом вокалотерапии. С постановкой голоса, его уверенным звучанием, с наличием обертонов, в конечном счете, связана и постановка человека в обществе[2, с. 93].

Основными физиологическими компонентами природы голоса являются звук и дыхание[8, с. 12].

Звук испокон века утилизировался для лечения физических и душевных болезней. Известно, около 20% воспроизводимого человеком звука направлено во внешнее пространство, 80% охватывает пространство внутреннее, вызывая резонирование органов, тканей и более тонких строений организма[5, с. 190]. Еще со времен Аристотеля и в Древнем Китае соматические болезни лечили музыкой и вокалом[9, с. 97].