Смекни!
smekni.com

Музыкальная студия и железо (стр. 1 из 3)

Александр Червяков

Именно синтезатор является основным источником звука виртуальной студии – в большинстве случаев, по крайней мере.

Да и MIDI-клавиатура на сегодняшний день представляет собой наиболее популярное (если не считать караоке-сайтов) средство для занесения нотной информации в память ПК.

Тем не менее утверждать, что выбор синтезатора (MIDI-клавиатуры) для студии представляет собой тривиальную задачу, нельзя.

Кто не верит, пусть попробует залезть на интернет-форум типа «Железные синтезаторы лучше программных», «У кого клавиш меньше 88, тот лох» или «Все инструменты фирмы X – полный отстой» без каски и бронежилета.

Там народ общается, друг друга не щадя, аж пули свистят!

Так что на самом деле задача перед нами достаточно сложная – в рамках одной статьи без гнева и пристрастия разобраться в тонкостях всех этих виртуальных, железных, встроенных, моделирующих, рояльных, et caetera. Осталось только глубоко вдохнуть…Начнём с того, что синтезаторами сейчас называют огромное количество инструментов, многие из которых синтезаторами (если быть педантичным) вовсе не являются. Объяснить это очень просто: за прошедшие годы синтезаторы, семплеры, драм-машины и т.д. позаимствовали друг у друга столько разных фишек, что уловить разницу порой бывает очень сложно. Вот, например, возьмём три популярнейших рабочих станции: Alesis Fusion оснащён реальным синтезом (физический, FM) в виде подмножества; Roland Fantom использует только волновые формы (семплы), хотя ещё может использовать различные схемы их взаимодействия; а Korg Triton и вовсе использует обычный параллельный sample-playback, то есть является семплером в чистом виде.

Тем не менее среди музыкантов всё это – синтезаторы. С программными инструментами ситуация аналогична – синтезаторами широкая общественность называет и Halion, и Native B4, и Rebirth. И это ещё не всё! Если говорить о клавишных синтезаторах, так это название сейчас используется для обозначения как минимум (!) трёх достаточно сильно отличающихся друг от друга разновидностей музыкальных инструментов. Причём общего у этих самых трёх категорий, по большому счёту, только фортепианная клавиатура и питание от электросети. Итак. Тип первый – инструмент, позволяющий при помощи определённого набора подконтрольных музыканту электронных устройств создавать звук и управлять его тембром в реальном времени.

Обратите внимание – нас не интересует, ведём мы разговор о чисто аналоговом синтезе (Korg MS-20, Mini Moog, Prophet 5) или его цифровой модели (Korg MS-2000, Roland JX-8P, Access Virus). Нас интересует, что главным продуктом жизнедеятельности прибора будет являться звуковая волна уникальной формы с управлением в реальном времени. Проще всего синтезатор из этого семейства отличить по внешнему виду лицевой панели – сплошные регуляторы, слайдеры, фейдеры и прочие контроллеры. Тип второй – инструмент, нацеленный на достоверную сольную и ансамблевую имитацию живых и синтетических звуков. В 95% случаев подобные инструменты используют синтез на основе воспроизведения ранее записанных семплов, т.е. синтезаторами в чистом виде не являются, если не сказать – являются недосемплерами.

Количество регуляторов для управления звучанием в реальном времени у них на порядок меньше, чем у синтезаторов из первой группы. С другой стороны, поскольку подобные инструменты (Korg Triton, Yamaha Motif, Alesis Fusion, Roland Fantom) предназначены для воспроизведения многопартийных композиций, т.е. имитации ансамбля, они оснащаются качественными ЦА-преобразователями и сумматорами (микшерами), позволяющими получить (по крайней мере, у топовых моделей) полноценное достоверное звучание с полифонией до 128 голосов и выше. Тип третий – инструмент для домашнего/салонного музицирования, основой которого является система автоматического аккомпанемента (Korg PA, Yamaha PSR, Casio WK). Звукогенератор, как и в предыдущем случае, базируется на воспроизведении семплов, однако количество регуляторов тембра, работающих в реальном времени, сводится к минимуму, а у самых дешёвых моделей подобные регуляторы и вовсе отсутствуют.

Поскольку инструменты этого типа предназначены для массового потребителя, часто в целях снижения цены производители ставят на такие синтезаторы электронику, мягко скажем, попримитивнее, чем у предыдущих двух категорий, хотя и из этого правила бывают исключения… Распространённые названия для таких инструментов – автоаранжировщик или самоиграйка, кому что нравится. Не стоит думать, что синтезаторы (оставим-таки это название, не возвращать же совковое «клавишные электронные музыкальные инструменты») из первой группы лучше, чем из второй, а инструменты из второй лучше, чем из третьей. Слово «лучше» здесь вообще неуместно – ибо предназначены эти инструменты для решения совершенно разных исполнительских или студийных, короче говоря, творческих, задач. И дело даже не в цене – во всех группах есть инструменты и за $600, и за $6000.

Главное различие – техника работы, навыки музыканта, его мышление. Кто-то привык двигать ручки, кто-то – ковыряться в меню, а кто-то – перебирать пресеты, пока не наткнётся на нужный. Рассмотрим пример. Допустим, нам требуется записать широкий аккордовый подклад под некую мелодию. В первом случае музыкант мыслит в категориях генераторов и фильтров: «Смешаем две пилы 4’ и 8’, расстроив их на ±10 центов, а затем отфильтруем… форму кривой для фильтра и огибающую подберём экспериментально». Во втором – рассуждения будут скорее такими: «Хороший подкладик есть в банке C, только чуть-чуть сделать его посветлее эксайтером, а ниже средней До наложением пустить ещё один подклад из банка D – для жирности… Сейчас сделаем!» В третьем случае музыкант имеет право на такое рассуждение: «Нет ничего проще. Загружаем стиль New Age 2… ну или тот, рядом который… включаем автоаккомпанемент в режиме full scan, не запуская, и начинаем играть». Любопытный читатель поинтересуется: «А зачем всё это? Может, я вообще не собираюсь пользоваться аппаратными синтезаторами, а виртуальников у меня всяких разных – вагон и маленькая тележка!» Вопрос неправильный. Виртуальные инструменты представляют собой программные модели синтезаторов из двух первых групп, и работа с ними ничуть не отличается от работы с аппаратными прототипами. Вот возьмём (а лучше – купим), к примеру, Native Pro 5 (сделанный по образу и подобию знаменитого Sequential Cirсuits Prophet 5). Установим на комп и радостно начнём на нём играть… А вот в качестве MIDI-клавиатуры купим себе т.н. «велосипед», то есть клавиатуру с двумя колёсами и без единого регулятора реального времени… Или будем в качестве MIDI-клавы использовать Yamaha PSR – в принципе, то же самое. Перебирать пресеты, поверьте, очень скоро надоест. А двигать мышкой каждый регулятор на дисплее? А их много!

Любопытно, на сколько хватит терпения при таком подходе? Вот Дитер Болен (Dieter Bolen) на Prophet 5 создал, без преувеличения, весь саунд MODERN TALKING… Насколько дольше он бы его создавал, трогая «по одному колёсику» зараз? Или возьмём замечательный виртуальный семплер Steinberg Halion плюс чудесную MIDI-клавиатуру с большим количеством ручек и регуляторов, загрузим некий wave-семпл и начнём все эти самые ручки крутить… Ой, а что ж они ничего не делают, а? Ну так ведь надо полезть в настройки, все эти ручки куда-то и на что-то назначить, а иногда и это самое «что-то» надо включить/выключить… Ну типа фильтр там, эквалайзер… Слои опять же раскидать по Velocity… А пользователь всю сознательную жизнь проработал с самоиграйкой, где «выбрал тембр 1 – сыграл куплет – выбрал тембр 2 – сыграл припев»… Вот вам и чай со слоном! Получается, надо бросать всё, садиться и осваивать этот самый Halion – практически с нуля! – а это немногим проще, чем освоить тот же Kurzweil K2600! Не проще ли было выбрать для работы Hyper Canvas? Да и вообще, что за разница между синтезатором железным и нежелезным? Да практически никакой, за одним небольшим исключением (об этом – ниже).

Сейчас подавляющее большинство аппаратных синтезаторов – цифровые, то есть, по сути, узкоспециализированные компьютеры с собственным процессором, памятью и программным обеспечением. И виртуальный синтезатор фактически ничем не отличается от программы, которая прописана в память какого-нибудь железного Korg Triton, за исключением того, что работает на процессоре Intel (AMD) под управлением ОС Windows XP (9x, NT etc.). И всё! Качество звучания виртуального синтезатора, прежде всего, определяется качеством звуковой карты, точно так же, как качество аппаратного инструмента определяется качеством установленной туда электроники. Ещё раз повторюсь: относиться к виртуальным синтезаторам не так, как к железным – серьёзная ошибка. Что из этого всего следует? Прежде чем начать выбирать себе клавишный синтезатор, синтезаторный модуль или MIDI-клавиатуру (для работы с теми же виртуалами), стоит серьёзно подумать над тем, что и как вы собираетесь на оном инструменте исполнять и записывать. Если у вас уже есть опыт работы с определённым синтезатором, подумайте, стоит ли переучиваться на инструмент другого типа.

Однако продолжим. MIDI-клавиатуры, как известно, помимо всяких ручек и колёс содержат чёрные и белые клавиши, причём в различных количествах. С синтезатором всё понятно – там уж сколько октав есть, столько и есть, а тут – можно и повыбирать! Особняком стоит вопрос: а может, взять и купить «рояльную» клавиатуру – тяжёлую, как музыка DEEP PURPLE, взвешенную, как новогоднее обращение Президента, и красивую, как новый Ford Focus? Никого не хочу обидеть, но среди владельцев домашних студий, как правило, пианистов не так уж и много – есть ещё гитаристы, певцы, продюсеры, рэпперы ну и т.д. Запись, как известно, процесс элементарный: создал дорожку – наиграл партию, создал другую дорожку – наиграл другую партию и т.д. Так вот мелодия, рассчитанная на исполнение одним инструментом, редко когда по диапазону превосходит 2 октавы. Более того, общий диапазон звучания большинства музыкальных инструментов – разных скрипок, гитар, тромбонов – редко когда превышает 2, 5 октавы (если не учитывать всяких ухищрений типа флажолетов, передувания и т.п.). Так что вывод банален: если вы не пианист (вариант – органист) и не собираетесь наигрывать партии в две руки, не нужна вам даже 5-октавная клавиатура, а уж больше – и подавно.