Остановим внимание на координации в операх Вагнера двух планов драмы: плана внешнего действия и плана внутреннего действия (термины М. Друскина) [15, с. 40]. Внешнее действие – наглядный, визуально воспринимаемый кинесический ряд спектакля – «изображение действия посредством действия» (по Аристотелю). Внутренний план действия отражает динамику эмоционально-психической жизни персонажей, их взаимоотношений. В психологической драме внутреннее действие – ведущий в смысловом отношении план, являющийся пружиной внешнего действия, причиной поступков героев, а, следовательно, всех сюжетных перипетий. Он, однако, не всегда развивается синхронно с планом кинесическим.
Внешнее и внутреннее действие у Вагнера концентрируются в двух типах композиционных единиц, относительно автономных, сосуществующих в одновременности.
Организация внешнего действия осуществляется благодаря расчленению акта на сцены. Сцена является композиционно-драматургической единицей в любом театральном спектакле. Она, во-первых, организует театральное пространство, отграничивает его для представления того или иного эпизода благодаря мизансценам. Во-вторых, сцена фиксирует движение персонажей, отмечая их появление, перемещение, удаление из пространства, видимого зрителю.
Значительную роль в вагнеровских операх играет другая структурная единица, связанная с отражением динамики внутреннего действия – поэтико-музыкальный период. Понятие было предложено самим композитором в работе «Опера и драма». (На это ссылается Лоренц [4, Т. I, с. 1]; указанный Лоренцем фрагмент в русских переводах отсутствует). Поэтико-музыкальный период – композиционно-драматургическая единица музыкально-тематического процесса. Она соответствует определенной фазе эмоционально-психической жизни героев драмы, протекающей относительно независимо от их пространственных перемещений. Соотношение поэтико-музыкальных периодов (далее используется аббревиатура ПМП) отражает сопоставление и развитие музыкальных образов. Сочетание двух типов композиционных единиц – сцены и ПМП – фиксирует контрапункт внешнего и внутреннего действия, визуального и аудиального рядов, организует музыкально-театральное целое в единстве пространства, движения и времени.
По Лоренцу, композиционная единица внутреннего действия – ПМП – в этом единстве является главной. Он считает, что именно ПМП «...является ключом в понимании музыкально-драматургического строения» вагнеровских произведений: «Через него, а не через сцены происходит музыкальное деление актов» [4, т. 2, с. 24]. В определении границ ПМП Лоренц, помимо цезур в строфах вербального текста, считает существенными совпадения психологического и тонально-гармонического развития: «Каждому психологическому состоянию соответствует определённая тональность. Лишь перемена психологического состояния влечет за собой модуляцию» [там же]. Лоренцевский анализ опер представляет собой последовательное расчленение на ПМП каждого акта с указанием названий периодов, а также детального потактового обозначения структуры ПМП и точными ссылками на количество тактов в разделах.
Обращаясь к рассмотрению конкретных примеров, заимствованных из труда Лоренца, остановим внимание вначале на проявлении зеркальной симметрии во внешнем действии, в театральной композиции. Она выражается в арочных соответствиях места действия, в распределении действующих лиц. Что касается фабулы, то часто сюжетное развитие ведёт к инверсии ситуаций: при обратном возвращении ситуации её смысл меняется на противоположный. Так возникает явление, которое в естественных и гуманитарных науках обозначается понятием энантиоморфизм, что в данном случае обозначает симметрию противополагания.
Энантиоморфизм прослеживается в сюжетном плане тетралогии «Кольцо нибелунга». Уже само её название отсылает к идее циклической обратимости, которая находит выражение в структурной схеме зеркальной симметрии.
Внешнюю обрамляющую арку в тетралогии образуют сцены, открывающие первую оперу «Золото Рейна», и те, которые завершают последнюю оперу «Гибель богов»: золотой клад покоится в водах Рейна, что символизирует всеобщую гармонию природы, мифологическое единство огненной и водной стихий. Сотворение мира отмечает возведение Великанами жилища богов – Валгаллы.
Внутреннюю арку составляет развитие сюжета – борьба за власть над миром, олицетворением которой становятся выкованные из рейнского золота шлем, кольчуга и кольцо. Пока кольцо переходит из рук в руки в мире – среди богов, великанов и людей – царят раздор, вражда, хаос.
Центральная часть тетралогии посвящена рождению и подвигам светлого героя Зигфрида, который победил дракона, отвоевал у него золотой клад. Пройдя сквозь огненную преграду, он пробудил ото сна дочь Вотана Брунгильду, вручил ей обручальный перстень. Осью симметрии является любовная сцена героев в опере «Зигфрид». Далее действие разворачивается в противоположном направлении. В результате коварных интриг злого карлика Альбериха, некогда похитившего золото у русалок, и его сына Хагена – Зигфрид погиб. Высоко взвивается пламя гигантского костра, зажжённого Брунгильдой. Оно поглощает тело Зигфрида и Брунгильду, на своем крылатом коне вступающую в огонь. В бушующем пламени гибнет Валгалла, Воды Рейна выходят из берегов и поглощают останки пожарища. Золото, ставшее первоисточником преступлений и бед, снова возвращается в мир природы.
Зеркальная симметрия в сюжетном развитии оперы «Валькирия» II акт.
Схема I
1 сцена | 2 сцена | 3 сцена | 4 сцена | 5 сцена |
Боги решают исход поединка – смерть Зигмунда | Вотан сообщает Брунгильде о наследнике Альбериха – Хагене | Видение Зиглинды гибели Зигмунда | Брунгильда сообщает Зиглинде о будущем рождении Зигфрида | Поединок. Гибель Зигмунда |
А | В | С | В | A1 |
Концентрическая планировка организует вехи сюжетного движения во II-м акте оперы «Валькирия». Действие устремлено к решающему событию в 5-й сцене – поединку Зигмунда и Хундинга. В центре акта, 3-й сцене – видение Зиглинды. Крайняя арка (1-я и 5-я сцены) отмечает предопределение (решение богов) и результат (гибель Зигмунда). Внутренняя арка связана с прогнозированием событий, которые последуют в далеком будущем, когда родовая вражда проявится в следующем поколении. Речь идет о борьбе сил действия и противодействия, о Зигфриде и Хагене, их встреча окажется определяющей для трагического исхода тетралогии. Во 2-й сцене Вотан сообщает Брунгильде о рождении Хагена, в 4-й сцене Брунгильда извещает Зиглинду о будущем рождении Зигфрида.
Doppelbogen в организации сценического действия «Валькирии»
II акт. 1-я сцена и начало 2-й сцены
Схема II
Сцена 1 | Сцена 2 | |||||
Вотан и Брунгильда. Приказ Вотана помогать Зигмунду | Гром колесницы Фрикки за сценой | Встреча удаляющейся Брунгильды и Фрикки | Вотан и Фрикка. Поражение Вотана в споре | Клич Брунгильды в глубине сцены | Встреча Брунгильды и удаляющейся Фрикки | Вотан и Брунгильда. Отмена Вотаном приказа |
А | В | С | D | B | C | A |
Черты энантиоморфизма имеет doppelbogen из начала II акта этой же оперы. ПМП объединяет 1-ю сцену и начало 2-й. Крайние разделы противоположны по смыслу. В первом разделе Вотан приказывает Брунгильде охранять в поединке Зигмунда, в последнем – он объявляет о неизбежности его гибели. Энантиоморфны разделы "В" и "С", которые образуют внутреннюю арку. Сначала к Вотану приближается Фрикка, удаляется Брунгильда; затем удаляется Фрикка и возвращается Брунгильда. В центральном разделе "D" происходит спор Вотана и Фрикки. Вотан вынужден уступить требованию супруги: его внебрачный сын Зигмунд должен потерпеть в бою поражение.
Полиморфизм зеркально-симметричной структуры на театрально-сценическом уровне действия «Валькирии»
«Золото Рейна». II акт. 2-4 сцены
Схема III
Симметрия сцени ческого действия | 2 сцена | 3 сцена | 4 сцена | ||||||||||
Привет ствие Валгаллы | Бегство Фрейи | Спор с велика нами | Вели каны уводят Фрейю | Путе шествие в страну нибе лунгов | Могу щество Альбе риха | Альбе риха обманы вают | Возвра щение | Беспомощ ность Альбериха. Проклятье кольца | Великаны приводят Фрейю | Разре шение конфликта с велика нами | Фрейя возвра щается богам | Привет ствие Валгаллы | |
Симметрия ритуала | Величие богов | Требование великанами платы | Утрата богами молодости | Дорога в Нижний мир | В Нижнем мире | Поко рение Злого духа | Дорога в Верхний мир | Вотан получает клад и кольцо | Возвра щение богам молодости | Плата Великанам | Величие богов | ||
Верхний мир | Путь | Нижний мир | Путь | Верхний мир |
Более сложный пример полиморфизма на театрально-сценическом уровне – строение II акта оперы «Золото Рейна», где обнаруживается три плана симметрии. Первый план – симметрия пространственных сопоставлений: Верхний мир, путешествие в Нижний мир – Нибельхейм – возвращение в Верхний мир. Второй план уточняет симметрию действия. Осевым разделом является сцена покорения Альбериха Вотаном и Логе. Третий план сдвигает ось симметрии. В сценической драматургии ею оказывается сцена, когда Вотан силой отнимает кольцо у Альбериха уже по возвращении в Верхний мир.