Смекни!
smekni.com

Примитивные культы и верования (стр. 2 из 3)

Когда- то тотемизм был широко распространён в Индии. До сих пор у некоторых индийских племён, живущих изолированно в малодоступных горных и лесных районах и незнакомых с индуизмом, сохраняется деление на роды, носящие названия местных растений и животных. Их мифы изобилуют сюжетами о происхождении первых людей от различных животных, о чудесных превращениях людей в растения, зверей и птиц, о браках между людьми и животными.

Культ предков

Культ предков является одним из наиболее ярко выраженных анимистических культов (почитание душ умерших родственников). Духам предков оказывают определённые почести и внимание, им иногда совершают жертвоприношения, при этом существует постоянная вера в их покровительство. Проявления культа предков очень разнообразны. Прежде всего они находят отражение в погребальных обрядах, которые у каждого народа имеют свои особенности и характерные черты. Тела умерших зарывают в землю, кремируют,' существуют воздушные погребения (например, у некоторых племён Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании покойников оставляют на специальных помостах или деревьях), эндоканибализм. Мифология многих народов изобилует сюжетами, связанными с представлениями о природе смерти, о взаимоотношениях духов умерших предков с живыми людьми.

Так, у народов острова Лусон (Филиппины) считается, что душа, покинувшая тело человека навсегда, несколько дней бродит вокруг родного селения, заходит в свой дом и наблюдает за исполнением погребальных обрядов. Если дух умершего удовлетворён жертвоприношениями и поведением участников обрядов, он впоследствии будет оказывать им помощь и покровительство, если же нет, то нашлёт бедствия и болезни. Затем, переселившись в подземный мир, духи ведут образ жизни, мало отличающийся от земного. Они живут в домах, пользуются той же утварью,оружием, носят украшения, едят, пьют, ссорятся. Время от времени духи напоминают о себе и об обязанностях живых заботиться о них, являясь во сне или вызывая болезни.

У многих народов умершие делились на две категории. У восточных славян одну категорию издавна составляли "чистые" покойники, умершие естественной смертью (их называли "родителями", независимо er возраста), и "нечистые" - те, кто умер неестественной смертью: самоубийцы, утопленники и колдуны. "Родителей" почитали, а "нечистых" боялись и старались обезвредить.

Почитание родителей - это настоящий семейный, а ранее родовой культ предков, сохранившийся у русских, болгар, сербов и других славянских народов до наших дней. Родителей поминают в "Родительскую субботу", в дни послепасхальной недели: посещают кладбища, куда приносят еду, вино и часть оставляют на могилах для покойников.

Шаманизм

Шаманизм - одна из самых древних форм религиозной практики человечества. Центральной фигурой в ней является шаман - посредник между миром людей и миром духов. Многие более поздние религии также знают профессиональных посредников- жрецов, священников, Шаман отличается от них тем, что он священнодействует с помощью духов, более того, его избирают сами духи. Существует ещё одно важное отличие шамана от жрецов и священников других религий. Будучи избранным духами, шаман проходит пересотворение. Это не просто избрание, подобное назначению на должность. Избранного в шаманы духи забирают в иной мир, и там его душа подвергается пере сотворению (этот процесс также называют рассеканием, становлением, перерождением), после чего шаман становится особым человеком, наделённым необычными свойствами.

Общение шамана с духами - это ритуал. Он носит название камлание (от тюрк. «кам»- «шаман»). Но камланием принято называть не каждый ритуал общения, а только тот, в ходе которого шаман впадает в транс. Сейчас чаще употребляется более точное научное понятие- изменённое состояние сознания. Находясь в этом состоянии, шаман может прыгать, бешено кружиться на месте, брать голыми руками раскалённое железо, а может и спокойно лежать на месте. Здесь важны не формы, а смысл. Когда шаман камлает, состояние его сознания разительно отличается от состояния сознания тех, кто присутствует при ритуале.

Нельзя определённо сказать, каково представление шаманства о происхождении мира, божеств и людей: разнообразие воззрений разных народов велико. Но существует распространённое убеждение в том, что порядку этого мира предшествовал хаос, а затем был создан мир. В мифологиях разных народов упоминаются божества-близнецы: один добрый, другой злой. Они противостоят друг другу и в то же время дополняют один другого. В акте творения один делает доброе, полезное, другой вносит элементы дисгармонии, но и то и другое целесообразно.

Например, по алтайским верованиям, добро небесное божество Ульгень сотворил человека, а Эрлик - божество нижнего мира - сделал так, что души людей после смерти находят свое пристанище в нижнем мире. Но и смерть включена в мировой порядок, она необходима и не противопоставляется жизни, а дополняет её.

Шаманская космология- это воззрения не только одного шамана, но и всего его племени, просто шаман знаком с устройством мира лучше своих соплеменников, потому что неоднократно сам побывал в разных мирах.

В воззрениях многих народов вселенная состоит из трёх сфер:

подземного мира;

мира людей;

небесного мира.

Сквозь это трёхчастное деление проглядывает более древнее - двухчастное. Таково древнее видение мира, в соответствии с которым весь космос и все явления природы соотносятся либо с верхним, либо с нижним миром. Солнце, как правило, связано с верхним миром. Луна - с нижним. Рыба — житель нижнего мира, птица — верхнего. Олень относится к верхнему миру, медведь - к нижнему. Такова же и «специализация» шаманов. Одни из них общаются с верхним миром, другие - с нижним. Представление о нижнем и верхнем мирах в шаманстве не связано с противостоянием добра и зла. Просто мир так устроен.

Представление об устройстве мира у разных народов, сохранявших шаманство, заметно, но имеет и много общего.

Прежде всего, картина вселенной в воззрениях. сложившихся, может быть, на заре человеческой культуры, - пусть она и не соответствует современным взглядам, - отнюдь не была примитивной. Людям, чьи интересы и заботы выражал шаман, устройство окружающего мира представлялось весьма сложным. Так, в представлениях многих народов верхний мир, как правило, многослоен. Например, алтайцы насчитывали до семнадцати его уровней. На разных уровнях обитают разные божества. Так же обстоит дело и с подземным миром. Некоторые народы представляют его очень холодным, это находит отражение в похоронном обряде. Покойника везут к месту захоронения в санях, как бы подготавливая к вечной мерзлоте подземного мира, Некоторые народы считают, что в подземном мире «всё наоборот»: вещь, сломанная в человеческом мире, там окажется целой.

У жителей Алтая нет ясно выраженного представления о Мировой реке. А эвенки, наоборот, считают её важной частью иного мира. У этой реки множество притоков, каждый из них соответствует тому или иному роду. Когда шаман в своих странствиях движется по Мировой реке, он знает, куда следует поместить душу того или иного умершего.

У народов России, в прошлом знавших шаманство, интерес к нему возрос после разрушения коммунистической системы. Популярные в наши дни лозунги национального возрождения предполагают вернуть к жизни традиционную культуру, сохранить её наследие. Шаманство занимало важное место в культуре якутов и тувинцев, бурят и хакасов, эвенков и ненцев. Высказывались мысли, что на шаманских традициях должна основываться идеология национальной государственности. Конечно, трудно утверждать, что шаманство как форма религиозной деятельности подходит к своему концу, однако за последние десятилетия в жизни всех народов России произошли необратимые перемены, и нынешние шаманы уже не те, что были прежде.

Аграрные культы

С культом предков теснейшим образом связаны многочисленные всемирно распространенные аграрные культы - система верований, ритуалов и праздников, направленных на обеспечение плодородия земли.

У славянских народов долгое время оставались следы аграрных культов в виде магических обрядов и праздников, приуроченных к важнейшим датам сельскохозяйственного календаря. Например, весенние обряды. распространённые даже в 18-19 века, были в основном очистительного, предохранительного характера, считалось, что они помогают подготовить землю к предстоящим посевным работам.

Много обрядов приурочивали к «чистому четвергу» на Страстной неделе. Большое значение в этот день придавалось уборке: в этот день убирали, мыли и чистили избы. Чтобы предохранить посевы от мороза, «кормили мороз киселём»: в четверг варили кисель и ставили его за окно. Чтобы оградить свою семью, дом, скот, от всяких напастей, обходили или объезжали дом и двор с предметами, которым приписывалась магическая сила. В этот день подстригали волосы годовалым детям, до года считалось грехом подстригать. Девушки подрезали кончики волос, чтобы росли длиннее и гуще. Подстригали у овец шерсть на лбу, чтобы руно было длиннее и гуще. Подрезали хвосты коров и лошадей, чтобы коровы не потеряли молоко и не заблудились в лесу, а лошади не скакали через изгороди и не портили колья. Самым распространённым и, вероятно, древнейшим обычаем было очищение водой перед началом весенних полевых работ - умывание, обливание, купание.