Смекни!
smekni.com

Примитивные культы и верования (стр. 3 из 3)

Такой же смысл имело окуривание. Например, в Вологодской губернии специально в «чистый четверг» ходили в лес за можжевельником, зажигали его в избе на сковородке и этим сильно и приятно пахнущим дымом всё окуривали. А иногда перешагивали или перескакивали через горящий можжевельник или вереск, чтобы очиститься от грехов и изгнать нечистую силу. В некоторых районах России долгое время существовал обычай окуривать животных, чтобы предохранить их от болезней.

В этот же период готовили и магические предметы, с которыми в первый раз выезжали сеять, выгоняли на пастбище скот. Например, в России повсеместно было распространено приготовление хлеба и «четверговой соли». Способы приготовления в разных местах несколько отличались. Иногда просто на ночь в четверг ставили на стол хлеб и соль, а потом эту соль хранили как оберег или лекарство. Но чаще соль пережигали в печи на углях. Поваренную соль смешивали с квасной гущей, завязывали в тряпку и бросали в огонь. Пережжённую соль толкли и просеивали, а затем добавляли в пищу на Пасху, давали скоту, чтобы оградить от сглаза. Отправляясь в первый раз в поле, пахарь обязательно брал с собой хлеб и «четверговую соль». Кое-где такой хлеб принято было съедать в поле и давать лошади, в других районах его привозили обратно домой. Иногда хлеб зарывали на поле или оставляли на борозде. Хлеб должен был "накормить землю, вернуть ей силу", которую она затратила на его рост.

Когда распускались деревья и появлялись первые всходы озимых, поводились обряды, призванные содействовать лучшему их росту. Летние земледельческие обряды были направлены на сохранение урожая и подготовку к его уборке. Осенью проводились обряды, связанные с жатвой, обеспечением урожая на будущий год. Так, например, во время окончания жатвы особенно почитался последний сноп. Считалось, что в нём воплощается плодородие. Этот сноп хранили до нового урожая. Иногда из последних колосьев плели ритуальную ржаную "бороду", которую называли бородой Бога или Ильи, а иногда приписывали древнему славянскому божеству Волосу. Отголоски аграрных культов сохранились до наших дней. Например, у славянских народов, по традиции, на Масленицу катаются с гор, однако смысл этого обряда утрачен. В старину же это давало молодёжи, особенно молодожёнам, возможность "прокатить себя по земле", то есть "оплодотворить" землю в тот момент, когда она после долгой зимы начинала оживать. С наступлением тёплых дней ради получения хорошего урожая катались также по земле, по всходам жита.

Культ вождей

Перестраивался социальный уклад, возникали племенные и раннегосударственные образования. Происходили изменения и в религиозной жизни: в иерархии многочисленных духов семей, родов, общин на передний план выходили более могущественные божества. Теперь им поклонялись племена и народы, они приобретали общегосударственное значение.

С переменами в обществе возникло такое явление, как обожествление вождей и правителей, то есть провозглашение их высшими религиозными авторитетами, опирающимися на сверхъестественную, магическую силу, на поддержку духов предков и богов. Во многих регионах мира обожествлённые вожди сосредоточивали в своих руках огромную власть -светскую и религиозную, были вождями-чародеями и прорицателями, "царями-жрецами", "царями-первосвященниками". Правитель жил в особом дворце, его личность была окружена священным ореолом. Смерть правителя воспринималась как гибель бога. Во время его похорон приносились многочисленные жертвы. Традиция обожествления вождей и правителей, провозглашения их священными посредниками между предками, богами и подчинёнными им народами оказалась очень устойчивой. Например, династии некоторых городов-государств йоруба насчитывают десятки (до семидесяти) имён. Но у этой традиции имелась и другая сторона. Обладая абсолютной властью, вожди и правители в то же время должны были подчиняться многочисленным ограничениям и запретам, обязательным в соответствие с традициями для "царя-жреца". Так, правителям йоруба разрешалось появляться на улицах своих городов в дневное время только трижды в год, во время главных религиозных праздников. Обожествлённые правители, от поведения и решений которых зависело общее положение народа, почитались как гаранты благополучия подданных. Находясь у власти, они должны были постоянно демонстрировать свою дееспособность. Например, правителям народа шиллук (Судан) приходилось в буквальном смысле бороться за жизнь: согласно обычаю, любой из рода правителя имел право убить его, если обнаруживал в нём признаки физической слабости. Схватки проходили один на один, так как правитель не имел право прибегать к помощи охраны и слуг. Если же немощность правителя становилась очевидной, его умерщвляли.

Список литературы

1. "Религия в истории народов мира" С.А.Токарев

2. "История религий" Л. С. Васильев

3. "Религии мира" Ю. В. Тихонравов

4. "Советский Энциклопедический словарь" А. М. Прохоров