Смекни!
smekni.com

Подвиг русской святости в XX столетии (стр. 2 из 5)

А предательства императора, вернее, теперь гражданина Николая Александровича Романова продолжались. Даже братья-монархи предали его — английский король Георг V, еще недавно заверявший русского царя и своего двоюродного брата в дружбе, весной 1917 г., под влиянием собственных либеральных политиков, отказался принять русскую императорскую семью в Англии. А позднее нисколько не интересовался судьбой своих венценосных родственников.

Предало в очередной раз Николая Александровича и Временное правительство — его самого и его семью взяли под арест в Царском Селе, а позднее, летом 1917 г., отправили в Сибирь — в Тобольск. Там императорскую семью и застала весть о новой революции в Петрограде и о приходе к власти большевиков.

Что было дальше — известно. Ненавидящие императорскую чету большевики решили окончательно уничтожить русское самодержавие. А для этого они посчитали необходимым физически истребить и бывшего царя, и его семью, и их ближайших родственников.

В апреле 1918 года императорскую семью и сопровождавших их лиц перевезли в Екатеринбург. Здесь, в печально известном доме Ипатьева, все они и были зверски расстреляны в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. Вот этот скорбный список невинно убиенных: император Николай II Александрович, императрица Александра Федоровна, цесаревич Алексей Николаевич, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, доктор Е.С. Боткин, камердинер А.Е. Трупп, повар И.М. Харитонов, горничная А.М. Демидова.

Узнав об убийстве, Святейший патриарх Тихон на проповеди в московском Казанской соборе сказал: "Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его… Наша совесть примириться с этим не может, и мы должны во всеуслышание заявить об этом как христиане, как сыны Церкви". К сожалению, этот голос был одинок.

В 2000 г. Русская Православная Церковь канонизировала Николая II и его семью в чине страстотерпцев. День их церковной памяти: 4 (17) июля.

Печальной оказалась и судьба большинства других членов Императорского Дома. Еще в июне 1918 г. был расстрелян высланный в Пермь великий князь Михаил Александрович. 18 июля 1918 г. живыми сбросили в рудник Алапаевска великих князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, сестру императрицы монахиню Елизавету Федоровну и Владимира Палей, сына великого князя Павла Александровича от второго морганатического брака. Там же был застрелен великий князь Сергей Михайлович. В январе 1919 г. во дворе Петропавловской крепости расстреляли великих князей Николая Михайловича, Георгия Михайловича, Павла Александровича и Дмитрия Константиновича…

Святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна (Элла Гессен-Дармштадская) (1864–1918) родилась в семье великого герцога Людвига IV Гессен-Дармштадского и Алисы Гессенской, дочери королевы Виктории. В 1884 г. вышла замуж за великого князя Сергея Александровича. В 1891 г. приняла православие, получив при крещении имя Елизавета Феодоровна. Как неоднократно подчеркивала сама великая княгиня этот шаг этот она совершила добровольно, по Божией благодати, чувствуя, что только православие может приблизить ее к Богу. В 1891 г. в связи с назначением Сергея Александровича московским генерал-губернатором супруги переехали из Петербурга в Москву. Во время войны с Японией организовала в своей подмосковной резиденции в Ильинском лазарет, а в Большом Кремлевском дворце — склад Красного креста и центр помощи раненым. В феврале 1905 г. ее муж был убит эсером-террористом И.П. Каляевым. Пережив трагическую смерть любимого мужа, великая княгиня Елизавета Феодоровна перешагнула порог новой жизни, которая привела ее к святости.

Она приобрела в Москве на Большой Ордынке дом с большим участком земли и организовала Марфо-Мариинскую обитель милосердия. При ней был создан лазарет для тяжело раненых и больных. Служение добру у великой княгини не знало границ. Даже за убийцу своего мужа она ходатайствовала перед двором о помиловании и после получения отказа посетила Каляева в камере смертников, уговаривая его принять священника и покаяться в содеянном преступлении. С началом Первой мировой войны Елизавета Феодоровна начинает снова формировать санитарные поезда, организовывать госпитали, направляя туда сестер милосердия из Марфо-Мариинской обители.

Поселившись в Марфо-Мариинской обители и приняв монашеский постриг (1910 г.), Елизавета Феодоровна почти перестала ездить в Петербург — интересы ее были теперь далеки от интересов двора. Она искала уединения и покоя, а ездить любила лишь в монастыри, где можно было всецело отдаться молитве.

Глубоко почитая святого преподобного Серафима Саровского, великая княгиня не раз ездила в Саров, чтобы помолиться у раки угодника Божия. Ездила Елизавета Феодоровна в Новгород, Псков, Киев, в Оптину Пустынь, в Зосимовский монастырь. Побывала и на Соловках, где подолгу беседовала с отшельниками, посещала и самые маленькие монастыри и скиты в глухих российских лесах. Несколько раз бывала у схиархимандрита Гавриила, известного старца Спасо-Елеазаровой пустыни, что неподалеку от Пскова. Духовная связь между Елизаветой Феодоровной и о. Гавриилом не прерывалась вплоть до его кончины.

В начале лета 1917 г. кайзер Вильгельм, который некогда был горячо влюблен в юную принцессу Елизавету, предложил ей покинуть Россию. Елизавета Феодоровна категорически отказалась. После заключения Брестского мира немецкое правительство добилось согласия на вывоз великой княгини Елизаветы за границу, но она не хотела и слышать об этом. Дважды германский посол добивался приема у великой княгини, но она так и не приняла его, представителя враждебной страны.

На третий день Святой Пасхи 1918 г., когда Православная Церковь праздновала день Иверской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обители Милосердия и служил там. Через полчаса после отъезда Патриарха Тихона великая княгиня Елизавета была арестована. Узнав об этом, Святейший Патриарх попытался добиться ее освобождения, но тщетно — настоятельница Марфо-Мариинской обители была отправлена в ссылку. С великой княгиней поехали две сестры — Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Перед тем, как уехать, настоятельница осенила всех крестным знамением.

В ночь на 5 (18) июля 1918 года, когда Православная Церковь праздновала память преподобного Сергия Радонежского, под Алапаевском были избиты и заживо брошены в шахту великая княгиня, ее верная спутница Варвара Яковлева и еще шесть человек — членов царской фамилии. Спустя три месяца тела погибших были извлечены, останки положены во временные гробы и переправлены в Русскую духовную миссию в Пекине. Оттуда тела великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары попали через Египет в Иерусалим, где и покоятся ныне в храме святой Марии Магдалины. День памяти: 5 (18) июня.

Расправа с царственным семейством стала очередной вехой в борьбе большевиков с "остатками проклятого прошлого". Но Святая Русь продолжала свой подвиг. История Святой Руси на протяжении тысячелетия была постоянно связана с покровительством икон Божией Матери — за этот период были прославлены более полутысячи икон Царицы Небесной. В XX веке Святая Русь явила новую чудотворную икону — Державную икону Божией Матери.

Первые сведения о чудесном явлении иконы появились 2 (15) марта 1917 г., в день отречения от престола императора Николая II. Сохранилось "Сказание" литературно обработанное священником Николаем Лихачевым, настоятелем храма Вознесения в Коломенском. "Сказание" повествует, что крестьянке Евдокии Андриановой, проживающей в Перерве, недалеко от Москвы, в феврале 1917 г. было два таинственных видения, в которых было сказано: "Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся ей".

2 марта Евдокия Андрианова пришла в Коломенское и вместе со священником в подвале храма нашла старую большую икону. Когда икону очистили, оказалось, что на ней изображена Божия Матерь, восседающая на царском троне в мантии, с короной на главе, со скипетром и державой в руках, благословляющим Богомладенцем на коленях. Народ единодушно стал называть чудесную икону "Державной".

Весть о явленном образе разнесся очень быстро по всей Москве и России. В Коломенское стало стекаться большое количество богомольцев. Сразу же перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и духовных недугов. Икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в храме Вознесения в Коломенском только на воскресные и праздничные дни. С иконы по заказам прихожан различных церквей было сделано несколько списков, один из них был исполнен для храма Христа Спасителя.

После вступления на возрожденный патриарший престол, патриарх Тихон благословил составить акафист Державному образу Богоматери. Впервые акафист был напечатан на русском языке в Париже, а в 1995 г. переиздан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II.

Новоявленная икона в скором времени исчезла… Уже в наше время было документально установлено, что в 1922 г. после запрещения богослужений в храме Вознесения в Коломенском, икона вместе со всеми другими иконами храма была помещена в хранилище Государственного исторического музея. В 1988 г. икону передали на выставку в Издательский отдел Московской Патриархии. После принятия постановления Правительства о возвращении церковного имущества его законным владельцам, по ходатайству патриарха Московского и всея Руси Алексия II, икону было решено перенести в Коломенское. 29 июля 1990 г. образ Божией Матери Державной был торжественно, с крестным ходом встречен духовенством в Коломенском. Чудотворная икона ныне установлена у правого клироса в основной части храма Казанской Божией Матери. Церковное празднование иконы Божией Матери, именуемой "Державной" установлено на 2 (15) марта.