Смекни!
smekni.com

Преподобный Максим Грек (стр. 2 из 2)

Соблюдение истинности православного вероучения — это вообще одна из главных тем Максима Грека. Именно поэтому много место в его творчестве занимают труды, направленные против латинян, схоластической философии, астрологии и т.д. Одна из работ — "О фортуне" — посвящена критике протестантского и гуманистического понимания понятия "судьба". Сторонник полной предопределенности бытия, изначально устроенного Божиим Промыслом, он резко выступает против возможностей "угадать" судьбу, и уже тем более — против попыток изменять ее по собственной воле. В этом отношении Максим Грек проявляет себя истинным последователем византийской ортодоксии. Многократно он писал и о вредности "латинской веры".

Византийское воспитание Максима Грека сказалось и на его понимание взаимоотношений светской и духовной властей. В основе этих взаимоотношений лежала идея социальной гармонии, "богоизбранного супружества" Церкви и светской власти. Особое внимание он уделял роли государя.

В посланиях, написанных Ивану IV, Максим Грек рисует образ "царя истинна", который "правдою и благозаконием" устраивает справедливый порядок в государстве, достигая гармонии интересов разных социальных слоев общества. Царь, сам полностью проникнутый христианской любовью, должен также любовно управлять своими подданными, но обязательно с помощью "добрых советников". Роль "добрых советников" оговаривалась специально, ибо, понимая грешную природу человека, Максим Грек считал, что без таковых государь может оказаться во власти страстей. Причем сами эти "добрые советники" в духовном смысле стоят даже выше царя. Максим Грек писал: "Более мне представляется в этой жизни творящим благо философ муж, нежели царь справедливый".

Главной задачей Максим считает обязанность государя обуздывать самого себя от страстей и греховных помыслов — даже слово "самодержец" он трактует, как умение царя держать самого себя в руках. А из греховных страстей Максим Грек выделяет три — "сластолюбие, славолюбие и сребролюбие". Причем, вновь, в соответствии со словами апостола Павла, Максим пишет, что именно "сребролюбие" есть главный порок: "Аще всем убо злым корене сребролюбию отрасль люта..."

Конечно же, уровень и глубина знаний, широта кругозора, систематичность мышления высоко поднимали Максима Грека в глазах окружающих. Уже при жизни он, находящийся в заключении, почитался многими как непререкаемый авторитет в решение многих богословских вопросов. Многие идеи Максима оказались близки русским мыслителям, а учение Максима Грека оказало большое влияние на развитие религиозно-философской мысли России. О нем писал Андрей Курбский, Артемий Троицкий, к нему за советом приезжал Иван Грозный.

Однако Максим оставался греком, сторонником единой Церкви и потому нередко он выступал не в интересах русского государства. Так, он критически относился к независимости (автокефальности) Русской Церкви и не мог признать того факта, что русские митрополиты перестали спрашивать санкцию на свое поставление у константинопольского патриарха. Одно из обвинений, которое было предъявлено Максиму гласило, что он не признавал святости многих уже канонизированных русских святых — святителей Петра, Алексия, Иону, преподобных Сергия, Варлаама, Кирилла, Пафнутия, — за то, что они "держали волости, села, людей, собирали пошлины и оброки, имели богатства" и потому "им нельзя быть чудотворцами".

Не признал Максим и того, что в середине XVI века Россию стали именовать "Третьим Римом". Для Максима Константинополь, несмотря на разорение турками, оставался единственной столицей истинного православия. И даже прославляя "всеименитую Москву", он не может признать за ней особой святости, тем более именования ее "Новым Иерусалимом", ибо святой Иерусалим — это один город на земле. При этом он отрицает чрезмерное восхваление, приводящее к утере блага: "…Яко же паче достоинства почитати некоего или человека или град или страну, досаду паче, а не славу ни похвалу прилагает". Более того, он всячески пытался побудить русского великого князя к тому, чтобы вернуть Византии былое могущество, убеждая его освободить земли "новаго Рима, тяжце волнуема от безбожных агарян".

Вполне возможно, именно из-за этих воззрений официальная Церковь довольно долгое время сохраняла к памяти Максима Грека очень осторожное отношение. А в то же время, его идеи, да и сама фигура опального мудреца стали очень популярны в старообрядческой среде, в которой постоянно переписывали его сочинения.

Преподобный Максим Грек канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 г. День памяти: 21 января (2 февраля).