Смекни!
smekni.com

Производство по делам о принудительной госпитализации граждан в психиатрический стационар (стр. 12 из 18)

Между тем суд не установил, имеются ли применительно к ст. 29 Закона РФ от 2июля1992года №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» основания для принудительной госпитализации Ч.

Согласно п.1, п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении», решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Поскольку состоявшееся судебное постановление, данным требованиям не отвечает, оно подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 3 Федерального закона от 04.12.2007 № 330-ФЗ, ст.ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум Московского городского суда постановил Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 05 сентября 2007 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в районный суд в ином составе суда[118].

Не всегда судом соблюдается порядок привлечения к участию в деле и заинтересованных лиц. По делу по заявлению ГУ РМЭ «Республиканская психиатрическая больница № 1» о принудительной госпитализации С. из протокола судебного заседания[119] следует, что при рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица участвовала З. (мать С.), однако, ни в заявлении, ни в определении о подготовке дела к судебному разбирательству не указано на ее привлечения к участию в деле, также не было заявлено в судебном заседании и устное ходатайство о ее участии.

Таким образом, судом не выносились соответствующие мотивированные определения о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица З., поэтому не ясно на каком основании она участвовала в судебном заседании. Также нельзя признать ее и представителем С.

В редких случаях представителем интересов больного в процессе выступают родственники или юристы. Так, например, во Владивостокской городской ПБ штатный юрист больницы участвует при рассмотрении дел о недобровольной госпитализации в качестве представителя пациента. Однако, непонятно, как юрист больницы может эффективно представлять интересы больного, если сам работает на больницу, подчиняется требованиям главного врача и получает за это заработную плату?

Выход из создавшегося затруднительного положения найден некоторыми судами таких регионов, как г. Москва, Белгородская, Брянская, Воронежская, Кемеровская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская, Орловская, Пензенская, Ростовская, Тульская, Тюменская и другие области.

Здесь при рассмотрении дел интересы больного представляет на бесплатной основе, по вызову суда адвокат - с целью защиты госпитализированного лица и устранения неравенства заинтересованных лиц в процессе. Об этом сообщили в своих интервью руководители 17 психиатрических больниц вышеперечисленных регионов[120].

Представительство интересов гражданина по делам о принудительной госпитализации или продлении срока госпитализации осуществляется в соответствии с правилами, установленными ГПК РФ, для того лица, участвующие в деле, могли пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

В ч. 1 ст. 35 ГПК РФ содержатся общие процессуальные права лиц, участвующих в деле. К ним отнесены:

1) право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам;

2) заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств;

3) давать объяснения суду в устной и письменной форме;

4) приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;

5) обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права.

Процессуальный закон не требует, как в случае с делами о признании гражданина недееспособным, обязательного проведения по данным делам судебно-психиатрической экспертизы, так как дела о недобровольном помещении лица в стационар не связаны с ограничением его правового статуса. Вместе с тем, установление правильности психиатрического диагноза необходимо, так как при его отсутствии отпадают основания принудительной госпитализации. Если в ходе рассмотрения дела возникает сомнение в достоверности поставленного диагноза, следует заявить ходатайство о назначении судебно-психиатрической экспертизы.

Ввиду того, что в настоящее время госпитализированные граждане не имеют реальной возможности до рассмотрения дела по существу ознакомиться с его материалами, принести свои доводы и соображения, представить какие-либо доказательства, имеющие прямое отношение к предмету судебного рассмотрения, имеет место ситуация, при которой российскими судами по делам о принудительной госпитализации в психиатрический стационар выносятся решения, основанные только лишь на врачебных заключениях органов, имеющих юридический интерес к исходу процесса, а точнее, психиатрических стационаров, занимающих положение заявителей в деле.

Но самое трагичное состоит не в том, что данные врачебные заключения исходят только от заинтересованной стороны в деле: эта заинтересованная сторона является автором этих заключений, являющихся в настоящий момент единственным доказательством, которое кладется в основание решения суда по делам о принудительной госпитализации[121].

3 Рассмотрение дел о принудительной госпитализации граждан в психиатрический стационар

Следует помнить, что цель рассмотрения дела заключается не просто в даче санкции на содержание гражданина в больнице. Рассмотрение таких дел является формой реализации права гражданина на судебную защиту от необоснованных действий врачей-психиатров (ст. 46 Конституции РФ).

Поэтому должны быть создать все условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении данных дел.

Решение суда об удовлетворении заявления является основанием для принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или продления срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством, и дальнейшего содержания гражданина, страдающего психическим расстройством, в психиатрическом стационаре в течение установленного законом срока[122].

Пребывание лица в психиатрическом стационаре в недобровольном порядке продолжается только в течение времени сохранения оснований, по которым была проведена госпитализация.

В судебном заседании могут быть исследованы любые средства доказывания, на основании которых суд может установить наличие оснований для принудительной госпитализации. Особое внимание следует уделить личному общению с больным, что должно помочь составить собственное мнение о состоянии гражданина.

Выбор места судебного заседания зависит от психического состояния гражданина. Как правило, дела рассматриваются в психиатрических стационарах, что в принципе не противоречит ч.1. ст.304 ГПК РФ.

В результате рассмотрения заявления судья принимает решение о принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина или об отказе в его проведении[123].

Копии постановленного решения по вопросу о госпитализации в принудительном порядке направляются лицам, участвующим в судебном заседании, которым в соответствии со статьей 35 названного Закона предоставлено право обжалования (принесения) представления.

После вступления решения в законную силу его копия направляется для исполнения руководителю психиатрического учреждения. При отказе в удовлетворении заявления о госпитализации постановление считается исполненным по поступлении сообщения о выписке лица, о котором оно вынесено, из стационара[124].

Судья в порядке, предусмотренном ст. ст. 33 – 35 Закона РФ №3185-1, может продлить госпитализацию своим постановлением. В дальнейшем решение о продлении госпитализации лица, помещенного в психиатрический стационар в недобровольном порядке, принимается судьей ежегодно.

Анализ судебных дел за 2003-2008 годы показал, что практика рассмотрения российскими судами дел о недобровольной госпитализации не дает оснований говорить о том, что суды выносят независимые решения.

Как правило, суды ориентируются на мнение врачей психиатров, изложенное в заключении комиссии, обследовавшей поступившего в стационар пациента.

Согласно проведенному журналом «Независимый психиатрический журнал» мониторингу, доля случаев отказа со стороны судов психиатрическим стационарам в недобровольной госпитализации граждан, не превышает 2%. Зачастую на практике суд не проводит тщательного рассмотрения дел о недобровольной госпитализации, и его роль сводится к формальному утверждению позиции врачей-психиатров.

Косвенно об отсутствии тщательности при рассмотрении дел о недобровольной госпитализации свидетельствует минимальная продолжительность соответствующих судебных заседаний.

По информации Независимой Психиатрической Ассоциации (НПА), на рассмотрение одного дела может уходить 3-5 минут.

Так, в 2005 г. в Московской психиатрической больнице им. Гиляровского судебное заседание по поводу недобровольной госпитализации проходило в перерыве во время конференции. Заведующая отделением попросила подождать участников конференции 20 минут, время, которое ей было необходимо для участия в судебных заседаниях по поводу 6 дел о недобровольной госпитализации.