«Святой Дух связывается также с Отцом и Сыном в различных эпизодах служения Иисуса. Один из таких примеров - крещение Иисуса (Мф. 3:16-17), при котором присутствовали все три Лица Троицы. Сын принимал крещение, Отец с небес высказывал Сыну слова благоволения, а Святой Дух сошел на Него в видимой форме. Еще один пример - изгнание Иисусом бесов, которое Он связывал с Отцом и Духом: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12:28). Соединение Святого Духа с Отцом и Сыном в этих эпизодах указывает на то, что Он - такая же личность, как и они» [4].
Индивидуальность Святого Духа явствует также из мест, где Он связывается с людьми. Возьмем пример из книги Деяний. Послание апостолов и иерусалимских пресвитеров церкви в Антиохии содержало весьма необычное выражение: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого» (Деян. 15:28). Таким образом, по окончании первого вселенского собора видно, что Дух Святой управлял всем догматическим учением Церкви на тот период. Трудно возражать против факта, что это совместное действие Духа и христианских лидеров указывает на присутствие у Духа тех самых качеств, которые присущи человеческой личности [4].
Фактически наличие у Духа определенных личных черт служит третьим указанием на Его индивидуальность. Наиболее очевидные среди этих черт - ум, воля и эмоции, которые традиционно считаются основополагающими элементами личности. В Новом Завете мы находим, что всеми этими характеристиками обладает и Святой Дух: интеллект (1 Кор.2:11; Рим. 8:27), чувства (Рим. 15:30; Еф. 4:30); воля (1 Кор. 12:11). Вдобавок к этому Святой Дух способен общаться с человеком (2 Кор. 13:13), а общаться свойственно только личности [2].
Святому Духу можно солгать, как это сделали Анания и Сапфира (Деян. 5:3-4). Павел пишет о грехе оскорбления Святого Духа: «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30) и угашения Духа: «Духа не угашайте» (1 Феc. 5:19). В ранней Церкви Стефан обвиняет своих противников в том, что они всегда противятся Духу Святому (Деян. 7:51). Очень важный вывод делает Миллар Эриксон: «Можно представить себе сопротивление какой-то безликой силе, но ей нельзя солгать и ее нельзя оскорбить» [4]. Кроме того, что особенно важно, есть грех хулы на Святого Духа (Мф. 12:31; Мк. 3:29). Этот грех, который, как можно понять из слов Иисуса, даже серьезнее хулы на Сына, невозможно совершить против чего-то безликого.
Наконец, Святой Дух предпринимает действия нравственного порядка и несет служения, которые могут совершаться только личностью. В эти Его дела входят обучение, духовное возрождение, поиск, беседы, ходатайство, повеления, свидетельство, водительство, просвещение, откровение. Интересные и необычные слова находим в Рим. 8:26, где Павел пишет: «Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». Несомненно, Павел имеет в виду личность. То же самое можно сказать о словах Иисуса, относящихся к Святому Духу, например, в Ин. 16:8: «И Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде» [4].
Все эти соображения приводят только к одному заключению. Святой Дух - Личность, а не сила, и эта Личность - Бог в той же самой мере и в том же самом смысле, что Отец и Сын.
Говоря о природе Бога, не остается сомнений в том, что Он Личность, т.к. Бог обладает интеллектом, волей, чувствами, индивидуальным существованием, может сказать я, ты, он, мне, моя. И если мы человека называем личностью, то тем более Бога по чьему образу и подобию был сотворен человек.
Приведу некоторые выводы правильного понимания Святого Духа:
1. Святой Дух – Личность, а не какая-то расплывчатая сила. Каждый рожденный свыше христианин может устанавливать с Ним отношения. Обращаться к Нему в молитве и прославлении [4].
2. Святой Дух полностью Божественен, поэтому мы должны относиться к Нему с таким же почитанием и уважением, как к Отцу и Сыну, поклоняться Ему, как и Им. Его нельзя считать низшим по положению, хотя Он иногда может выполнять подчиненные функции [4].
3. Святой Дух един с Отцом и Сыном. Его деятельность заключается в выражении и исполнении задуманного всеми Троими вместе. Между Их Личностями и делами нет никакого противоречия [4].
4. Бог не так далек. В лице Святого Духа триединый Бог близок к нам, настолько близок, что входит в жизнь каждого верующего. Сейчас Он даже ближе к нам, чем во времена воплощения. Благодаря действию Духа Он истинно становится Еммануилом – «Богом с нами» [4].
В заключение хочется процитировать слова проповеди Чарльза Сперджена: «Возлюбленные, никто никогда не научится истине, если не будет научен Богом. Нет такого учения в Библии, которое можно глубоко и сильно понять без помощи единственного подлинного Учителя. Даже не говорите мне о богословских системах и подходах, не раскрывайте о непогрешимых толкователях Библии, о самых образованных и высокочтимых ученых. Лучше напомните мне о Великом Учителе, Который способен наставить вас и сделать достаточно мудрыми для понимания любой истины. Он есть наш единственный Учитель. И не важно, что говорят люди – я не собираюсь строить свою жизнь на человеческих авторитетах, и, думаю, вы последуете моему примеру. Вас не должны увлекать хитроумие людей, красивые слова, ибо есть только один подлинный прорицатель – Святой Дух, живущий в сердцах детей Божьих» [5].
Сегодня Церковь не существовала бы вообще, если бы не стремление Святого Духа учить нас, вести нас в истине, быть свидетелями о Христе, потому что в таком случае не было бы Евангелия и нечего бы было проповедовать [1].
Список литературных источников
[1] Мензис У., Хортон С. Библейские доктрины. Пятидесятническая перспектива. - Спрингфилд (США).: "Life Publishers International" 1999.- 328 с.
[2] Дипломная работа. «Историко-богословский анализ христианского учения о природе Святого Духа». Выполнил: Д.Н. Булатов. Научный руководитель: Ю.Н. Друми. Заокский, 1998 г.
[3] Лэд Д. Богословие Нового Завета. – СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2003. – 800 с.
[5] Чарльз Сперджен. 12 проповедей о Святом Духе. Минск: Церковь "Завет Христа", 2001