Смекни!
smekni.com

Значение имени Бога в Библии и его произношение (стр. 7 из 21)

Имя YHWHопределяет Его как участни­ка в борьбе человечества за существование. Благодаря событиям Исхода имя YHWH на­всегда связано со спасением и освобождени­ем (см. Исх. 15:1-13; 20:2-3).Обетование спасе­ния, данное в Исх. 6:6-8, обширно и вклю­чает в себя близость с Богом и все благосло­вения изобилия, однако решительно обо­соблено в начале и в конце фразами «Я Гос­подь». Имя YHWHимеет существенное значение в пророчествах о спасении (см. Соф.3,14-17) и в мольбах (см. Пс.85,1). За­ключенная в этом имени грань спасения повторяется в пророчествах о воплощении: родившийся Сын будет назван Иисусом (евр. Иехошуа или Иешуа, что значит «Яхве – спасение»), ибо (подобно эху к имениYHWH) «Он спасет лю­дей Своих от грехов их» (Мф.1,21). В имени YHWHраскрывается характер Бога как спасителя людей.

С богословской точки зрения имя YHWHсозвучно с заветом, отчасти и потому, что в разъяснении имени в Исх.6,6-8 упомина­ется формула завета («Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом», Лев.26,12). ИмяYHWH— это имя, к которому Израиль может предъявлять особые претензии. В за­вете ряд вопросов, таких как справедли­вость (см. Ис.61,8) и святость (см. Лев.19,2), обри­сован с чрезвычайной остротой.

Каково же взаимоотношение между Богом, Его именем, присутствием и славой. Наиболее важны в этом отношении стихи 12-23 из 33 главы книги Исход. Здесь одновременно описаны четыре разли­чных «проявления» Бога: Его присутствие, Его слава, Его имя и Его благоволение. В ответ на обещание Бога, что Израиль не будет лишен Его присутствия, Моисей про­сит показать ему Божью славу (см. Исх.33,14,18). Господь, однако, отклоняет эту просьбу и вместо нее предлагает: «Я проведу пред тобою всю славу Мою, и провозглашу имя YHWH пред тобою: и кого помиловать, — помилую, кого пожалеть, — пожалею... лица Моего (присутствия) не можно тебе увидеть; потому что человек не может уви­деть Меня и остаться в живых» (Исх.33,19-20).

Этот разговор происходит после эпизо­да с поклонением Израиля золотому тель­цу, то есть в такой момент его истории, когда глубокую обеспокоенность вызывал вопрос, останется ли святой Бог с этим на­родом или же извергнет на него Свой гнев. Как может святой Бог присутствовать сре­ди греховного народа? В ответе на этот воп­рос Самим Богом проведено четкое различие между Божьим присутствием/славой и Его именем/благоволением. Божьи присутст­вие и слава святы, вызывают благоговение, к ним нельзя приблизиться; грешный чело­век должен быть прикрыт от них (см. Исх.33,22). Однако Моисей сможет встретиться с именем и благоволением Бога, в которых выражается склонность Бога по природе Своей проявлять милосердие (см. Исх.33,19). Тем, кто поклоняется Богу, становится из­вестно Его имя (см. Исх.3,14; 6,2-3).

Предполагаемое здесь различие точно так же прослеживается и в остальной части Ветхого Завета. Слава Божья остается Его святым, грозным, неприступным и опас­ным проявлением. Когда слава Его появля­ется перед народом, это есть заключенный в облако огненный столп — облако закры­вает и защищает людей от вида испепеляю­щей пламенем Божьей славы (Исх. 16:10; 24:16; 40:34; 3 Цар. 8:11; 2 Пар. 7:2). В от­личие от этого, имя Божье — то, что Изра­иль может узнать и испытать, к чему может приблизиться — подразумевает Его благо­воление и милосердие. Псалмопевец не призывает Божью славу и не вручает себя ей, но проделывает это с именем Божьим. Величественные проявления Бога в виде Его славы обычны при драматической и приуроченной к особым случаям теофании, сопровождаемой огнем, громом и землетря­сением, но имя Его — это способ, которым Он раскрывает Себя в контексте повседнев­ного, текущего поклонения. Слава — это форма богоявления в драматических собы­тиях истории искупления — при исходе, у Синая, при освящении скинии и храма. А имя свидетельствует о доступности Бога и Его милосердии, и это форма поклонения, когда Израиль приближается к святилищу, к месту, которое Бог избрал, «чтобы пребы­вало там имя Его» (см. Вт.16,2).

Но даже с учетом этого более нюансиро­ванного подхода как Божья слава, так и Его имя являются божественными самопрояв­лениями и обязаны обнаруживать свою те­сную взаимосвязь. Этот шаг наиболее явст­венно делает Исайя: «Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя его сильно» (Ис.30,27). Здесь в виде огненного столпа представлено Имя. Хотя имя и слава вполне различимы благодаря присущим им немаловажным нюансам, в конечном счете они суть проявления одного и того же Гос­пода, Бога, Который судит и все же склонен к милосердию.

Внебиблейские тексты также могут спо­собствовать выявлению того, что означает фраза о месте, которое Бог избрал, «чтоб положить там имя Свое» (Вт.14,24). Сход­ное выражение дважды встречается в пись­мах Амарны, относящихся к последней по­ловине второго тысячелетия до Р.X. Царь Абду-Хеба «положил свое имя в земле Ие­русалимской». Это выражение подразуме­вает одновременно и владение, и завоева­ние. Для Бога дать Свое имя некоему месту или народу тоже означает утвердить Свое право собственности — над миром, Израи­лем или его землей. Во Второзаконии, где делается акцент на владении землей и на завете Израиля с Богом, проявление Божь­его присутствия в виде Его имени напоми­нает народу о праве собственности и влады­честве Бога. Не принижая и не исправляя представлений об имманентном присутст­вии Бога, Божье имя во Второзаконии под­тверждает самое что ни на есть реальное присутствие Бога во всей полноте Его хара­ктера и верности завету с теми, на кого Он возложил Свое имя.

Произношение имени YHWH


До падения Иерусалима и разрушения Первого Хра­ма в 587/586 г. до н. э., произношение Тетраграмматона, по-видимому, допускалось. Однако по крайней мере с III в. до н. э., в силу ограничительной интерпретации третьей заповеди (см. Исх.20,7; Втор.5,11: «Не произноси Имени Господа, Бога твоего, напрасно (всуе или ложно)»; ср. также Лев.24,11,16), а также, вероятно, из благоговения, евреи стали избегать произносить имя YHWH, говоря вместо него АDONAY, т. е. Господин (букв, «мои Господа»), что явствует из Септуагинты, пере­дающей YHWH через слово КYRIOS– Господин, Господь. Когда же в Библии встречалось комбинированное обозначение АDONAY-YHWH, то оно читалось как Адонай-Элохим, т. е. «Господь Бог». В раннем средневековье при огласовке кон­сонантного (написанного только согласными буквами) текста Библии масореты (еврейские библеисты VIII-IX вв.), вокализируя Тетраграмматон, ставили гласные значки, используемые при огласовке слова Адонай, с одним отличием — под пер­вой буквой «йод»в имени YHWH они ставили значок «шва»(обозначающий ультракраткий звук, близкий к «э») вместо значка «шва пэттэк»(обозначающего ультракраткий звук с оттенком «а»),стоящего под «алефом»в слове АDONAY. Эта масоретская огласовка указывала (естественно только людям посвященным – раввинам) на то, что вместо YHWH следует читатьАDONAY. Когда же само имя АDONAY предшествует Тетраграмматону, то,чтобы избегнуть повторения этого имени, масореты снабжали его гласными значками имени ELOHIMтак что в этих случаях вместо YHWH читают (обратно таки люди посвященные в эти нюансы) ELOHIM(букв. «Бог»). Средневековые христианские ученые, не по­няв истинного смысла вокализации имени YHWH гласны­ми значками от слова АDONAY, транслитерировали его как Иегова. Обычно считается, что первым данную транслитерацию использовал в 1518 г. исповедник папы Льва X Петр Галатин. Имя «Иегова» использовалось христианскими богословами, библеистами (см. Синодальный перевод), учеными и литераторами вплоть до середины XIX в., когда Г. Эвальд показал, чтоYHWH сле­дует читать не как Иегова, а как YAHWEH (Яхве). Эта вокализация подтвержда­ется, в частности, передачей Тетраграмматона ран­нехристианскими авторами Епифанием Саламинским (315—403) и Феодоритом Киррским (390—466) как IAPE. Огласовку первого слога подтверждает и сокращенная фор­ма имени Бога YAH, встречающаяся в поэтических текстах (см. Исх.15,2; Пс.67,5) и окончания -yahu и -yah во многих еврейских теофорных именах (например, Элийаху, Ишайаху, Ирмийаху), а также такие греческие транскрипции имени, как Yashu, Yaouai (Климент Алексан­дрийский 150 — 215 гг.) и Yafu(Ориген 185 — 253/254 гг.). Особого внимания заслуживает тот факт, что аморейские теофорные антропонимы содержат элемент Ya, Yawi, вероятно связанный с именем YHWH.

ЭКСКУРС

Произношение и значение

Имя YHWH, по-видимому, представляет собой фор­му третьего лица единственного числа имперфекта поро­ды qal глагола тл (haway) — древняя форма глагола Л'Л (hayah) "быть". (См. Исх. 3:14—15.) Имперфект глаголов в еврейском языке может использоваться, в частности, как для обозначения будущих действий (= русское будущее вре­мя), так и для обозначения действий, начавшихся в про­шлом и продолжающихся в настоящем. Таким образом, Имя Господа может быть интерпретировано как "Он был, есть и будет"12. Согласно книге Исхода 3:14, Сам Господь так истолковывает Свое Имя: "Я есмь Сущий" (или: "Я есмь Тот, Который есмь"13; Л'лк now Л'лк). В этой самоха­рактеристике, выражающей конечное основание доступной для человеческого постижения сущности Божества, апофатическая (негативная) теология достигает своего апогея14

Некоторые исследователи усматривают в Имени YHWH форму каузативной породы hiph'il от глагола hwh/ hyh ("быть") и интерпретируют его как "Тот, Который про­изводит бытие, существование". Однако следует отметить, что этот глагол в каузативной породе не встречается в еврейском языке".

Имя YHWH возводится также некоторыми исследо­вателями к корню Л1Л ("падать") в hiph'il и истолковыва­ется как "Заставляющий падать (дождь и/или молнию)"; интерпретация: "Громовержец"19; либо "Заставляющий падать (врагов)".