Смекни!
smekni.com

История ислама: от истоков к современной трансформации (стр. 6 из 12)

В Коране отсутствует систематизированное изложение религиозной догматики, а выдвигают­ся лишь общие положения, которые впоследствии были приведены в систему. Большая часть коранического текста содержит полемику меж­ду Аллахом, «говорящим» от первого или третьего лица либо через по­средников (дух, Джибрил), но всегда устами Мухаммада, с противника­ми ислама, а также обращения Аллаха к последователям Пророка с уве­щеваниями, предостережениями и предписаниями. Коран отразил исто­рические, экономические, политические, культурные, психологические и иные реалии своего времени, запечатлел процесс распада родового общества, формирования новых общественных институтов и мораль­ных норм, утверждения единобожия. В то же время Коран выполняет функции ниспосланного Богом «арабского судебника». Основополагающая идея проповеди Мухаммеда, зафиксированная в кораническом тек­сте, сводится к безусловной необходимости отказа от многобожия и об­ращения к монотеизму. Аллах предстает в Коране как первопричина всего сущего и творец мироздания [15, С. 201].

Коран представляет собой уникальный исторический источник, про­ливающий свет на доисламскую эпоху в Аравии. Он помогает реконст­руировать картину межплеменных отношений, хозяйственной деятель­ности кочевого и оседлого населения, дает представление о социаль­но-профессиональном составе аравийского общества, содержит сведе­ния об интенсивном торговом обмене между различными районами Аравийского полуострова и с сопредельными государствами. В Коране нашли отражение реальные события аравийской истории. Такие сюже­ты, как, например, прорыв Маарибской оросительной плотины (ок. 570 г.), казни христиан в Неджране в начале VI в., поход йеменского ца­ря на Мекку в 70-х годах VI в., показывают неразрывную связь Корана с конкретными историческими событиями.

Стиль Корана считается у мусульман непревзойденным и неповто­римым. Согласно доминирующей в современной науке гипотезе, язык Корана - это наддиалектальный поэтический язык аравийцев с некото­рыми элементами разговорного языка Мекки.

Мусульманская теология включает в себя обширную отрасль - ко-раническую экзегетику (араб, тафсир- толкование). Необходимость тафсира возникла с появлением Корана. Содержание многих коранических откровений было неясно уже современникам Мухаммеда, впервые знакомящимся с содержанием новой религии. По мере того как ислам распространялся на обширных территориях, необходимость в объясне­нии текста священной книги возрастала. Вначале тафсир, как и сам Ко­ран, не фиксировался в письменной форме. К X в. сложилась структура тафсира, появились известные коммен­тарии Корана в различных видах (в общем смысле; фраза за фразой; слово за словом). В XIX- начале XX века египетским исламским реформатором Мухаммадом Абдо и его учеником и последователем Рашидом Ридой был составлен тафсир, призванный примирить ислам и достижения современной нгаучной мысли.

Коран всемирно признан не только религиозным, но и вы­дающимся философским и литературно-художественным па­мятником древности. Мечеть, молитвенный дом мусульман, как правило, сверху донизу покрыта сложным орнаментом. Это не что иное, как арабский текст Корана. В исламе не принято изображать людей и животных, а мечети украшаются только орнаментом -каллиграфичес­ким текстом. Не случайно некоторые ученые-религиоведы говорят о том, что в центре ислама стоит слово,причем не просто слово, а слово, сказанное пророком Мухаммедом [11, С. 131].

Глава II. Сущность направлений в исламе. Северо-Кавказский

ваххабизм.

1. Общие черты мусульманского вероучения.

Догматика мусульманства довольно проста. В основе все­го лежит вера в Аллаха - единого Бога. Каждая сура Корана начинается словами «Во имя Аллаха милостивого, милосер­дного...». Аллах судит людей, он строг, милостив, но самое главное - всемогущ. Все происходит по воле Аллаха. Бог му­сульман един, христианскую Троицу они трактуют как уступ­ку многобожию.

Мухамед - пророк и посланник Аллаха, Библейские персонажи и пророки рассматриваются как его предшествен­ники (Моисей, Иисус, Ной, Авраам, Адам), но все они - ниже Мухаммеда.

В исламе есть учение об ангелах (Джибраил - Гавриил, Мисаил — Михаил и др.). У каждого человека - два анге­ла, сопровождающие его по жизни. Ангелы сторожат рай и ад. Наряду с ангелами существуют и демоны (джинныи их раз­новидность - шайтаны)- олицетворение зла. Ангелы, джинны и люди созданы Аллахом.

На рассказах о джиннах построены почти все восточные сказки, где они, в общем-то, и не очень страшные персонажи, то хранящие несметные сокровища, то совращающие с путиистинно праведных людей. Всем с детства прекрасно известны такие сюжеты: от «Сказок 1001-й ночи» до смешной истории со стариком Хоттабычем.

Мухаммед всегда решительно отвергал христианскую идею о том, что человек создан «по образу и подобию Бо­жьему».Эта мысль, с его точки зрения, была бы в высшей степени оскорбительна для Бога.

Существуют рай и ад. Рай изображается в виде прекрас­ного сада с реками из молока, вина и меда. Всем праведникам в раю достанутся очаровательные жены (гурии). Рай в исла­ме - это место, где можно получить все блага земной, жизни в неограниченном количестве [15, С. 231].

В наше время в странах Ближнего Востока религиозные фанатики ислама нередко совершают террористические акты, причем обычно идут при этом на верную смерть. После одного недавнего взрыва в Израиле оставшийся в живых террорист признался, что пошел на дикое и чудовищ­ное преступление потому, что руководители организации обещали ему, не­счастному, бедному и одинокому в жизни, после смерти за веру все воз­можные радости и блага, включая неограниченное число прекрасных жен. Христианские моралисты всегда подсмеивались над таким, с их точки зрения, простым и грубым представлением о рае. А мусульмане, со сво­ей стороны, гордились, что на том свете их ожидает не столько «бесплот­ная» духовная жизнь, сколько полнокровное существование.

Ад же представляет собой воронку, состоящую из кругов. Мучают грешников огнем. После смерти человек попадает в рай или ад в зависимости от своих заслуг и деяний и, разуме­ется, веры в Аллаха. Но всем умершим еще предстоит Страшный суд. Согласно представлениям мусульман, он бу­дет происходить на Земле, и все люди должны будут пройти над бездной по острию лезвия. Праведники спокойно преодо­леют этот путь. Аллах вложит в руку каждого человека кни­гу, в которой будут описаны его деяния. Праведники получат ее в правую руку, а грешники - в левую.

Так как Бог находится выше всякой нравственности,в мире не существует понятий - добро и зло, хорошо и плохо. Хорошо то, что угодно Богу, предписано им![15, С. 233].

Человек не может ничего свободно выбирать, менять и никогда не действует самостоятельно, а только по повелению Аллаха. Раз все заранее предусмотрено, то добрые дела нельзя рассматривать как заслугу человека, а злые, как его грех.Это Богу было угодно сделать одних праведниками, а других мерзавцами и грешниками. Какие деяния могут быть расценены как нехорошие? На все, в том числе и на это, - воля Аллаха.Ведь мы уже знаем, что человек не свободен в своих действиях. Единственное, что можно сказать твердо: в ад попадут те, кто не верил в единого Бога, пророка Мухам­меда и в учение о Страшном Суде.Так как Бог видит и знает все, любое притворство человека в вопросах веры, то его не­искренность тоже является непростительным грехом [15, С. 236].

Как видно из этого короткого изложения, вероучение му­сульман имеет много общего с христианством, но и сильно отличается от него. Это можно объяснить едиными (хотя и далекими) корнями двух мировых религий. Некоторые хрис­тианские богословы и религиоведы рассматривают ислам как искаженный и огрубленный вариант христианства, приспособ­ленный к более примитивному общественному укладу. Мнение исламских богословов, естественно, абсолютно противополож­но: с их точки зрения христианство есть «недозревший ислам».

Каждый мусульманин имеет религиозные обязанности - предписания. Их пять.

1. Исповедовать веру в Аллаха («Нет Бога, кроме Алла­ха, и Мухаммед пророк его» - произносит каждый новооб­ращенный в ислам после ритуального омовения).

2. В течение дня необходимо совершать пятикратную мо­литву (намаз).Все ритуалы (поклоны, чтения) строго рег­ламентированы, и путать их ни в коем случае нельзя.

3. Мусульманин должен соблюдать пост (ураза),который длится целый месяц - рамадан. Первоначально он прихо­дился на лето, но после реформы календаря стал приходить­ся на весну. В течение рамадана отмечаются памятные даты - праздники. В пост нельзя есть и пить в течение всего свето­вого дня (исключение делается для больных и стариков). В эти дни запрещены развлечения, а в мусульманских странах даже отмечается спад деловой активности. В пост нельзя ве­сти военные действия.

4. Мусульманин обязан платить налоги и творить милос­тыню для спасения собственной души (в мечеть, нищему, калеке). Обязательная доля налога составляет 1/40 часть дохо­да, кроме этого он должен вносить и дополнительную часть добровольно.

5. Каждый мусульманин должен один раз в жизни совер­шить паломничество в Мекку (хадж) и исполнить там ряд священных обрядов, включая семикратный обход Каабы, це­лование «черного камня», пробег между священными холма­ми, жертвоприношение овец и т.д. Совершивший все это по­лучает зеленую чалму(зеленый - цвет ислама) и титул хаджи [19, С. 74].

Священный день мусульман - пятница. Она называется джума(день собраний), т.е. день обязательного полуденного сбора всех здоровых совершеннолетних мусульман в мечети для молитвы и слушания проповеди. Исследователи объясня­ют выбор этого дня исторически. В Медине было много иуде­ев, которые почитали субботу, пятница же для них была ка­нуном праздника и торговым днем. Пророк Мухаммед собирал своих сторонников и единоверцев именно в базарный день, когда скопление людей было максимальным. Молитва начиналась в разгар жаркого полдня, после окончания торга. Это не отвлекало людей от их коммерческих дел. В традиции ислама есть и другие объяснения значения пятницы, в частно­сти как небесного праздника - «Дня щедрости Аллаха».